- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К РАБОТЕ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2021"
Автор(ы) статьи: Егорова М.В.
PDF файл статьиУДК 376.112.4 Егорова Мария Валерьевна студентка 3 курса магистратуры, дефектологический факультет, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского Россия, г. Ярославль e-mail: neko23hrona@gmail.com ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К РАБОТЕ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Аннотация: В данной статье рассматривается психологическая готовность педагога к работе в инклюзивном образовательном учреждении. Инклюзивное образование предъявляет всё новые требования к педагогам и образовательным учреждениям. Освещаются такие проблемы как, нежелание педагогов работать с инклюзией по причине страха оказаться некомпетентным. Представлены возможные методы работы с учителями, которые могут помочь подготовиться к работе в инклюзивном образовательном учреждении, стать более уверенным с профессиональной и психологической стороны. Ключевые слова: Психологическая готовность, инклюзия, педагоги, родители, дети с ограниченными возможностями здоровья, ОВЗ. Egorova Maria Valerievna 3rd year master student, defectological faculty, Yaroslavl state pedagogical University named after K. D. Ushinsky Russia, Yarosoavl PSYCHOLOGICAL READINESS OF THE TEACHER TO WORK IN AN INCLUSIVE EDUCATIONAL INSTITUTION Abstract: This article examines the psychological readiness of a teacher to work in an inclusive educational institution. Inclusive education makes ever new demands on teachers and educational institutions. It highlights such problems as the reluctance of teachers to work with inclusion due to the fear of being incompetent. Possible methods of working with teachers are presented that can help prepare for work in an inclusive educational institution, become more confident from a professional and psychological side. Keywords: Psychological readiness, inclusion, teachers, parents, children with disabilities, disabilities. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 1 В связи с тем, что увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии, возникла необходимость инклюзии. Дети с ОВЗ могут получать образование в специализированных школах, также есть возможность обучаться на дому в специализированных школах- интернатах. Но при определённых условиях современная система образования может предложить обучение в обычном классе массовой школы. Чтобы такое направление образования успешно функционировало необходимо обучить педагогов специальным подходам и методикам работы с особыми детьми. Педагоги должны быть психологически готовыми работать в инклюзивном образовательном учреждении. Для максимального эффективного обеспечения инклюзии необходимо задействовать не только учителей, но и родителей, педагога-психолога, дефектолога, логопеда и других специалистов. Существует ряд причин, по которым педагоги не готовы работать с детьми с ОВЗ. Как правило это незнание как работать с такими учениками; страх нового и неизвестного; боязнь того, что наличие такого ребенка в классе негативно скажется на учебном процессе и на сам ученический коллектив. Так как добиться качества инклюзивного образования можно лишь при наличии педагогов, владеющих специальными индивидуально- ориентированными методиками обучения, то возникает необходимость обучения и переподготовки педагогических кадров. Педагоги системы инклюзивного образования должны быть морально и психологически устойчивыми, готовыми к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: готовыми учиться и перенимать опыт своих коллег, применять творческий подход к процессам обучения и воспитания детей с ОВЗ. Так же очень важен и позитивный настрой при работе в данной сфере. Под психологической готовностью учителя к работе в системе инклюзивного образования мы понимаем совокупность таких личностных качеств и профессиональных навыков, при которых педагог может обеспечить не только качественное обучение ребенка с ОВЗ школьным предметам Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 2 (дисциплинам), но и эффективно вливает такого ученика в детский коллектив, что способствует лучшей социализации и адаптации последнего. Успешное внедрение инклюзивного образования возможно при осуществлении нескольких условий, одно из которых грамотная организация работы в школе. Некоторые образовательные учреждения не видят необходимости в специальной подготовке учителя к работе в условиях инклюзии, иногда предпочитая оставить изучение этого вопроса на усмотрение педагога. А неподготовленный педагог не прошедший специального обучения и подготовки, часто не считает необходимым знакомиться с принципами инклюзивного образования. Это может привести к разногласию с руководством, родителями ребенка с ОВЗ, к конфликту с классом. В конце концов педагог может разочароваться в своей компетентности и не осуществить поставленные руководством цели. Педагог, работающий в инклюзивном образовательном учреждении должен обладать высокой устойчивостью к стрессам и колоссальным самоконтролем, он должен быть готов быстро и чётко принимать решения в проблемных ситуация. Умения не поддаваться панике и быстро адаптироваться, также важны. Развитию таких качеств способствуют проведение с учителями сеансов повышения психологический готовности к работе в системе инклюзии психологами, посещение педагогами специальных тренингов, обучающих занятий. Желательно чтобы в штате инклюзивного образовательного учреждения присутствовали такие специалисты как: дефектолог, логопед, педагог-психолог, социальный педагог. Совместная работа педагога со специалистами способствует написанию более качественных учебных программ или специальной индивидуальной программы (СИПР). Так же в трудовом коллективе школы необходимо присутствие грамотного методиста, который должен осуществлять контроль работы педагогов и, при необходимости, оказывать помощь в различных затруднительных ситуациях. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru Необходимость прохождения специального обучения, под руководством опытного преподавателя, является одним из важных условий для эффективной трудовой деятельности в системе инклюзии. Это позволит получить педагогу достаточное количество теоретического материала, рассмотреть частные случаи. В отдельных случаях должно быть организовано посещение открытых уроков коллег из других школ, проведение тренингов и мастер-классов. Зарубежные исследования показывают, что в процессе работы учитель претерпевает личностные изменения, он профессионально трансформируется. При работе с детьми с ОВЗ отношение к инклюзии у учителя существенно изменяется в лучшую сторону. И лучшей мотивацией к дальнейшей работе, как правило, служит положительная динамика личностного и социального развития ребенка с ОВЗ, его успехи в сфере адаптации в детском коллективе. Высокое качество образования и разработка новых методик это главная цель прохождения педагогом курсов повышения квалификации по методикам инклюзивного образования. В условиях современных реалий, чтобы соответствовать требованиям, выдвигаемым обществом, педагог должен быть всесторонне развит, являться творческим человеком, стремящимся к постоянному развитию, узнаванию чего- то нового. Педагог должен не только уметь давать новые знания, но и должен еще сам стремиться их получать. При условии развития и саморазвития педагога мы можем говорить об успешной работе в системе инклюзивного образования. Наличие готовности к оказанию помощи, чувство милосердия и позитивный, оптимистический настрой так же являются обязательными качествами такого человека, который осуществляет свою трудовую деятельность с контингентом детей с ОВЗ. Ведь ранее уже доказано, что один из лучших методов обучения, это метод «личного примера». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru Список литературы: 4 1. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2019. № 1. C. 83-91. 2. Власова И.В. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс]. Социальная сеть работников образования // Режим доступа: URL: nsportal.ru (дата обращения: 10.02.2021 г.). 3. Зельгейм А.Д. От теории до практики изучения психологической педагогической деятельности в условиях инклюзии // Молодой ученый. 2020. № 2. С. 389-390. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 5