- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
УПРАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫМИ РАСХОДАМИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕСТНОМ УРОВНЕ НА ПРИМЕРЕ КУШНАРЕНКОВСКОГО РАЙОНА
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2021"
Автор(ы) статьи: Янайкин Н.А.
PDF файл статьиУДК 33 Янайкин Н.А. студент 4 курса бакалавриата, факультет «Финансы и кредит» Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, г. Москва e-mail: abiturient@rea.ru УПРАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫМИ РАСХОДАМИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕСТНОМ УРОВНЕ НА ПРИМЕРЕ КУШНАРЕНКОВСКОГО РАЙОНА Аннотация: Успешная деятельность любой компании зависит от четкого соблюдения планов по доходам и расходам. Финансовое планирование – это залог стабильности хозяйства любого уровня: от семьи до государства. Для того чтобы держать под контролем финансовые показатели и принимать решения, помогающие организации держаться на плаву, нужен грамотно составленный бюджет. Ключевые слова: бюджет, управление бюджетом, региональный бюджет, местный бюджет, расход бюджета, финансовая поддержка. Anakin N. A. 4th year bachelor student, Department of "Finance and credit" Russian University of Economics named after G. V. Plekhanova, Russia, Moscow MANAGEMENT OF BUDGET EXPENDITURES AT THE REGIONAL AND LOCAL LEVEL ON THE EXAMPLE OF THE KUSHNARENKOVSKY DISTRICT Abstract: The successful operation of any company depends on strict compliance with the plans for income and expenses. Financial planning is the key to the stability of the economy at any level: from the family to the state. In order to keep financial indicators under control and make decisions that help the organization stay afloat, you need a well-designed budget. Keywords: budget, budget management, regional budget, local budget, budget expenditure, financial support. Предметом исследования является процесс управления функционированием расходной муниципального образования местного бюджета Кушнаренковского района. Управление расходами бюджета муниципального Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 1 образования осуществляется в соответствии с нормативно-законодательными актами о местном самоуправлении в соответствии с Федеральными Законами, 131-ФЗ от 6.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 28.12.2004 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральный закон от 27.12.2009 № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти, Субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления»; организация местного управления расходами бюджета способствует выражению воли и интересах жителей района; существует экономическая основа формирования расходов бюджета муниципального образования (Федеральный закон от 6 10.2003 131-ФЗ и Федеральный закон от 30 12 2001 № 194-ФЗ0). Прежде чем, раскрыть особенности управления бюджетом, в своей мне бы хотелось дать опредерление понятию «бюджет». Бюджет - это совокупность расходов и доходов за определенный промежуток времени. Бюджет существует на различном урорвне: каждая семья, маленькое и большое предрдприятие, отрдельный рергион, целое госурдарство. Бюджет играет очень важную роль в планировании расходов и доходов. Благодаря правильно составленному бюджету мы можем четко управлять своими финансами, контролируя свои деньги. Основными составляющими бюджета являются доходы и расходы. Доходы –это все средства поступившие в бюджет за определенный промежуток времени. Расходы- это все траты, сделанные за определенный период. Общая система управления расходами бюджетной системы в Российской Федерации. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджет форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 2 местного самоуправления. До 2017 года бюджетный кодекс РФ трактовал расходы бюджета как - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. После внесения соответствующих изменений в данный федеральный закон расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета. Источники финансирования бюджета подразделяются на: - источники внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; - источники внутреннего и внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта РФ; - источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета. Можем сказать, что расходы бюджета выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства, по различным направлениям. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Значит, расходы бюджета носят транзитный характер Законодательную почву функционирования бюджета на региональном и местном уровне составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законы субъектов федерации и муниципальные правовые акты. Главной целью бюджетной политики государства является достижение стабильного развития государства, улучшение качества услуг прердоставляемых государством. За последние годы в нашей стране произошли серьезные Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 3 изменения в области руководства бюджетом. Одним из таких изменений можно считать появление программного бюджетирования. Региональный бюджет образуется благодаря налогам и сборам. К ним относятся: налоги на имущество, транспортный налог, налог на недвижимость и многие другие. К местным бюджетам относятся бюджеты местных органов самоуправления. Это бюджеты городских округов, бюджеты сел, деревень, в данной работе рассматривается Кушнаренковский район РБ. В процессе исполнения бюджета любого уровня происходит расходование бюджетных средств на решение определенных вопросов. Расходование бюджетных средств отражает экономическую политику субъекта, характеризует эффективность функционирования, как государства, так и субъекта. Под расходами следует понимать выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета. Расходы бюджета субъекта РФ формируются таким образом, чтобы обеспечить субъектам выполнение закрепленных за ними полномочий (с учетом установленных нормативов минимальной бюджетной обеспеченности и нормативов затрат на оказание государственных услуг регионального уровня). Социально – экономическое положение Кушнаренковского района в 2019 году характеризовалось незначительным улучшением финансово – хозяйственной деятельности предприятий, с одной стороны, рядом по - прежнему нерешенных проблем, с другой. В промышленности в 2018 году отмечен спад производства в сравнении с аналогичным периодом прошлого года по причине снижения объемов поступления сырья на ОАО «Масло завод» (в структуре промышленной продукции предприятие занимает 61,0%) от сельхозпредприятий района. По сравнению с 2018 годом произошло снижение и в перевозке пассажиров ОАО «Кушнаренковским автотранспортным предприятием», и в пассажирообороте, т.к. по причине бездорожья был отменен 321 рейс. Однако в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 4 связи со своевременной поставкой инертных материалов и ГСМ план дорожного строительства предприятием ОАО Башкиравтодор Филиал Кушнаренковского ДРСУ выполнен (на участке дороги за асфальтировано 2 км. полотна). Улучшилась работа муниципального предприятия ЖКХ. Приобретено топливо, новое оборудование, произведены текущие и капитальные ремонты. В отчетном году значительно возросли объемы розничного товарооборота и платных услуг, что свидетельствует о положительных тенденциях в социальной сфере. В Кушнаренковском районе 17 муниципальных образований. 57 населенных пунктов,численность населения на 01.01.20г. составляла – 16230 чел. за год родилось 186 человек, умерло 330 человек. Численность экономически активного населения в районе 9,7 тыс. чел.(58 % от общей численности). Занято лиц в народном хозяйстве - 7,4 тыс. чел., включая занятых в личном подсобном хозяйстве таблица 1. Таблица 1- Оборот розничной торговли 2019г. 2020г. 2018г. тыс. руб. Предприятия тыс. руб. тыс. руб. оценка план отчет 7400,0 19700,0 24600,0 - Кушнаренковское ПТПО - Центральнная районная аптека № 31 4100,0 5000,0 6100,0 - Районный узел почтовой связи 1900,0 2400,0 2900,0 - ООО «Маслодельный завод» 3500,0 3600,0 4300,0 - ОАО «СНГРЭ» 300,0 400,0 500,0 - Малые предприятия 1290,0 13500,0 17000,0 - Частные предприниматели 21200,0 61850,0 71600,0 - Сельский лесхоз Кушнаренковский 378,0 400,0 500,0 730,0 1000,0 1300,0 - МППЖКХ - ОАО «Кушнаренковского ХПП» 800,0 800,0 1000,0 - ООО «Маслодельный завод» 800,0 800,0 1000,0 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 5 - Редакция газеты 40,0 50,0 60,0 - Государственный сельский лесхоз 37,0 50,0 60,0 - ГУП «Кушнаренковского ПМК» 58,0 60,0 100,0 25,0 20,0 30,0 - ООО «Кушнаренковский стройсервис» 63,0 20,0 50,0 - ОАО «СНГРЭ» - ОАО «Ростелеком» СП 2000,0 2100,0 3600,0 Кушнаренковского УС 1250,0 1200,0 1600,0 - Прочие На 1 января 2019 года в районе проживало 5010 пенсионеров. Средний размер пенсии составил 12804 рубля. Просроченная задолженность по выдаче средств на заработную плату на 10.10.18г. – 7,6 млн. руб. реальные доходы населения за 2019 год сложились в сумме 254,8 млн. руб., или возросли на 34,8 % к уровню 2018 года. Среднедушевой денежный доход составил 12505 рублей с учетом дохода от ведения личного подсобного хозяйства. Отрицательное влияние на развитие экономики района оказывает географическое положение (удаленность от областного центра – 54 км., от ближайшей железнодорожной станции – 170 км.), рост издержек производства, наличие числа убыточных предприятий. В районе функционируют 50 образовательных учреждений, из них 12 средних, 13 основных и 16 малокомплектных школ, в которых обучается 3047 учащихся, 2 учреждения дополнительного образования: детский дом творчества и ДЮКФП, 7ДД, которые посещают 251 ребенок. Анализ состава и динамики денежных средств в образовательную систему Кушнаренковского района. Таблица 2 - Динамика денежных средств рублей Наименование показателей 2010 год в 2019 год руб. 2018 год в руб. руб. 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 519812,95 352143,11 7293579,59 7293579,59 Денежные средства учреждений 8000000 7000000 6000000 5000000 4000000 3000000 2000000 1000000 519812,95 352143,11 0 денежные средства в общеобразовательные учреждения 2017 г.2018 г.2019 г. Рисунок 2.1 - Анализ бюджета на общеобразовательные учреждения В течение отчетного периода велась профилактическая работа по предупреждению социального сиротства. На учете в органах опеки и попечительства стоят 458 подопечных. Проведена определенная работа по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году. Проведены текущие и капитальные ремонты школ, отопительных систем электрооборудования. Сеть лечебно – профилактических учреждений состоит из центральной районной больницы, 3 – х участковых больниц и 36 ФРАПов. В текущем году улучшилось медикаментозное обеспечение, питание больных, приобретался мягкий инвентарь, новое медицинское оборудование. В текущем году проводились капитальные и текущие ремонты. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 7 Все объекты подготовлены к работе в зимних условиях, израсходовано 660,Р3 тыс. руб. в течение года приобреталось оборудование, инвентарь, музыкальные инструменты. Оказано платных услуг населению на сумму 135,6тыс. руб. В тоже время острой проблемой в области культуры остается низкая материально – техническая база, кадровые вопросы. В сфере физической культуры и спорта основным направлением деятельности территориальной администрации является качественное улучшение физического состояния, здоровья населения, развитие физкультурного и спортивного движения в районе. Для этой цели в районе имеются 13 спортивных сооружения. В спортивных секциях и группах здоровья занимаются 2700 человек. За 2019 год проведено 17 спортивных мероприятий. На их проведение расходы районного бюджета составили 95,7 тыс. руб. при плане 37,8 тыс. руб. Кроме того, по взаимозачету приобретена спортивная форма на сумму 137,6 тыс. руб. Отображены данные в таблице 3. Таблица 3 - Развитие физической культуры и спорта в количестве 2018 г. 2019 г. 2020г. Единица. Показатели оценка план измерения отчет Количество спортивных залов Единиц 13 13 13 Единиц 14 17 25 Количество спортивных мероприятий Количество занимающихся Человек 2650 2700 3000 Молодежная политика строилась в отчетном году на реализации районной программы «Государственная молодежная политика в Кушнаренковском районе на 2018 – 2019 гг.». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 8 В районе официально зарегистрировано 17 малых предприятий, из них действующих – 10. объем продукции, произведенной малыми предприятиями за девять месяцев составил 4889 тыс. руб. зарегистрировано 6 крестьянское – фермерское хозяйства, в которых работают 53 человека. На 1 января 2019 года зарегистрировано 362 предпринимателя, большая часть из которых занимается торговое закупочной деятельностью. Предоставляются услуги парикмахерских, ремонт теле – радио – аппаратуры, фото услуги, изготовление столярных изделий. По оперативным данным за 2019 год прибыль предприятий, организаций района составила 8,3 млн. руб., в том числе и прибыль по сельхозпредприятиям сложилась в сумме 2,6 млн. руб. (из 22 действующих предприятий 11 получили прибыль). Наибольший удельный вес занимает Филиал Кушнаренковское ДРСУ – 68,2 % в сумме 5,7 млн. руб. Убытки предприятий составили 10,7 млн. руб., в том числе по сельхозпредприятиям 4,0 млн. руб. В сфере расчетов между предприятиями сложилась критическая ситуация. В течение года наблюдался рост дебиторской задолженности к 1 января 2019 года, который составил – 34,1 %, в тоже время кредиторская задолженность сократилась на 11 %. На изменение состояния основных средств существенное влияние оказывает их износ. Данные об износе используются для обобщенной характеристики состояния основных средств в целом или отдельных их групп. Таблица 4 - Анализ изменение нефинансовых активов Нефинансовые 2018 г. руб. 2019 г. Отклонение Темп активы 2019/2018 г. прироста% руб. 2019 г./2018г. 7391550,57 1,79 Основные средства 412257034,78 419648585, 35 9 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 2018 г. 2019 г. 13347747,21 5,38 -5956196,36 -3,62 Амортизация ОС 248017833,15 261365580, 36 Остаточная 164239201,63 158283004, 99 стоимость 450000000 400000000 350000000 300000000 250000000 200000000 150000000 100000000 50000000 0 основные средстваамортизация ОСостаточная стоимость Рисунок 1 - Динамика основных средств За 2019 год бюджет Кушнаренковского района составил 107,8 млн. руб.. план выполнен на 101,7 %, при этом доля собственных доходов в бюджете района последние два года увеличивается – с 14 % в 2018 году до 15,3% в 2019 году. В сумме собственных доходов наибольший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц – 55 %. Бюджет Кушнаренковского района по расходам выполнен на 102,1 % и составил 108,3 млн. руб., наибольший процент исполнения определен по отрасли транспорт 136,5%. В 2019 году бюджет района составил 107,8 млн. руб. (план выполнен на 101,7 %) при этом доля собственных доходов составляет 15,3 %. В сумме собственных доходов наибольший удельный вес занимает подоходный налог – 55 %. Наименьшую долю налог с продаж – 6 %. Ежемесячно проводились заседания комиссий по финансовому оздоровлению убыточных и неплатежеспособных предприятий и организаций. В течение года были проведены взаиморасчеты между бюджетными 10 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru организациями и сельхозпредприятиями за коммунальные услуги в счет погашения кредиторской задолженности по налогу на доходы с физических лиц и расходов. Таким образом, местные бюджеты являются фундаментальной основной системы общественных финансов. Они представляют собой финансовую основу существования муниципальных образований. В то же время местные бюджеты представляют собой весьма уязвимое и слабое звено в бюджетной системе России с позиции финансовой самостоятельности. Тот блок проблем, который существует в настоящее время в плане формирования доходов и осуществления расходов муниципальных образований нуждается в скорейшем осмыслении Правительством и региональными органами власти и принятии активных действий по повышению финансовой самостоятельности муниципальных образований. Анализ формирования доходной и расходной части бюджета муниципального района Кушнаренковского района РБ, который был проведен в данной работе, показал, что за период 2017-2019 года бюджет в большей степени формируется за счёт безвозмездных поступлений, которые остаются практически на одном уровне в течении анализируемого периода, затем уже за счет налоговых и неналоговых поступлений. Преобладающая тенденция высокой доли безвозмездных поступлений в общем объеме доходной части бюджета муниципального района Кушнаренковского района характеризует высокую зависимость бюджета города от бюджетов других уровней, что по своей сути не является положительной характеристикой бюджета. 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru Список литературы: 11 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 01.07.2020. № 31. ст. 4398. 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. ст. 3823. 3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Справочная система «Консультант плюс» 4. Годин А.М., Горегляд В.П. Бюджетная система Российской Федерации в // Межвузовский сборник научных трудов. 2017. № 1. С. 55-58. 5. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. М.: ЮНИТИ. 427 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 12