- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЧЕЧЕНСКОЙ ДРАМАТУРГИИ
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2019"
Автор(ы) статьи: Шахбулатов Р.С.
PDF файл статьиУДК 82 Шахбулатов Раджаб Сайтасанович, магистрант кафедры чеченской филологии, Чеченский государственный университет, г. Грозный, Россия e-mail: islam-shahbulatov@mail.ru НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЧЕЧЕНСКОЙ ДРАМАТУРГИИ Аннотация: Статья посвящена краткому обзору истории развития чеченской драматургии. Рассматриваются наиболее значительные драматические произведения чеченских писателей последних десятилетий, творчество которых повлияло на формирование новых художественных воплощений, характеров, постижению ими социальной, политической и нравственной сущности, в контексте национального самосознания. Ключевые слова: драматургия, литература, чеченская драматургия, драма, театр. Shakhbulatov Rajab Saitasanovich, master student of the Department of Chechen Philology, Chechen State University Grozny, Russia FEATURES OF MODERN CHECHEN DRAMA Abstract: The article is devoted to a brief review of the history of the development of the Chechen drama. The most significant dramatic works of Chechen writers of recent decades are considered, whose work influenced the formation of new artistic incarnations, characters, and comprehension of their social, political and moral essence, in the context of national self-awareness. Key words: dramaturgy, literature, chechen dramaturgy, drama, theater. Чеченская драматургия сегодня является неотъемлемой частью мировой литературы. Она возникла на базе богатейшего устного творчества народов Чечни. Следует отметить, что современной чеченской литературе и драматургии предшествовала арабоязычная литература конца ХVII. Свое интенсивное развитие она получила с конца ХVIII – середины XIX века. Одновременно с этим началось развитие литературы на чеченском языке. В основном, это была поэзия, лирические стихи и религиозные песни, которые Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 1 во многом повторяли восточную, в точности арабскую литературу. Это объясняется широким распространением и утверждением исламской религии в Чечне [4]. Следует отметить, что еще в первой половине XIX века чеченцы, как и многие другие народы царской России, не имели собственной художественной литературы и профессионального театра. Свое развитие чеченская литература, театр и драматургия получили в советское время. В начале XX века в Чечне стали организовываться различные самодеятельные кружки, которые, в свою очередь, дали значительный толчок развитию драматургии. За короткое время чеченский театр завоевал любовь и признание зрителей. В развитии чеченской драматургии особое место принадлежит основоположнику чеченской советской литературы Саиду Бадуеву. Он писал пьесы всех жанров на тему истории и современной жизни чеченского народа, его проблемах и традициях. Такие произведения, как «Красная крепость», «Закон отцов», Петимат» и «Горы меняются» стали классикой чеченской драматургии. Именно Саид Бадуев в своих произведениях впервые выступил против устоев шариата и адата, а также всего костного в чеченском быту [5]. Классическими также можно считать Д. Шерипова «Алибек-Хаджи Зандакский», И. Эльдарханова «Молодая жена старика» и др. Следует отметить, что значительным толчком в развитии чеченской литературы стала резолюция «О политике партии в области художественной литературы» от 18 июня 1925 года. В этом документе было официально закреплено, как должна развиваться советская литература. На начальном этапе в чеченской драматургии получили развитие такие жанры, как историческая и социально-бытовая драма, а также комедия. Основной проблемой чеченских авторов стало невозможность воплотить особенности нового времени в своих произведениях. Именно поэтому в первых чеченских драматических произведениях были особенно видны такие Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 2 недостатки, как отсутствие логики поступков и психологической глубины характера героев, а также слабая сценичность, декларированность и примитивность сюжетов. На данном этапе четко прослеживается связь между устным творчеством и письменной драматургией. Некоторые произведения строились целиком на материале фольклора и представляли собой литературную обработку народных легенд, сказаний и сказок [1]. Кроме того, проблемы и темы, которые затрагивались чеченскими драматургами в эти годы, находились в тесном соотношении с проблематикой советской драматургии 20-х годов и борьбой с «пережитками прошлого», в том числе и кровной местью. Данная тема была впервые освещена в пьесе С. Бадуева и И. Эльдарханова «Закон отцов». После победы Октябрьской революции, в Чечне произошел подъем национального самосознания народа. В связи с этим, чеченские писатели обращаются к героическим моментам борьбы своего народа, в особенности к XIX веку. К таким произведениям можно отнести «Алибек-Хаджи Зандакский» Денилбека Шерипова. Основным конфликтом пьесы стало столкновение между колонизаторами, а также местными угнетателями и трудовым народом. Драма «Макажоевский имам», написанная Магометом Яндаровым в 1928 году описывает борьбу комсомольцев против «имамства», кулачества и духовенства. В 20-е годы XIX века в чеченской драматической литературе зарождается жанр комедии. Его основоположником стал Иса Эльдарханов. Одной из первых стала комедия «Молодая жена старика», в которой показывается находчивость и мудрость простого народа. В пьесе «Шейх-Махсум» была описана советская действительность 1920-х годов. Реальность здесь переплетается со сказкой. Драматург изобразил процесс социального расслоения чеченского аула, конфликты между врагами Советской власти и сторонниками. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 3 К концу данного этапа развития чеченской драматургии начали формироваться нормы литературного языка. Следует отметить, что этот процесс до сих пор не завершился [2]. В постперестроечный период репертуар северокавказских театров состоял из переводов мировой классики. Чеченские авторы стремились воссоздать революционное прошлое народа и осмыслить процессы и конфликты современной действительности с опорой на производственную проблематику. Вместе с тем в чеченской драматургии наблюдается качественные изменения в стиле, жанре, а также конфликтах и характерах. Прорывом на данном этапе можно считать пьесу Н. Музаева «Верить человеку». Она должна была обратить пристальное внимание к нравственным категориям и проблемам этики. Особенностью драмы является то, что многие герои не являются непосредственными участниками происходящего на сцене. При этом драматический конфликт остается на уровне связи характеров и обстоятельств, не выявляя своих потенциальных возможностей. Все герои пьесы мыслят и говорят штампами. Пьеса «Чолхе захало» Б. Саидова также описывает современную жизнь Чечни. В ней рассказывается о значительных переменах в сознании и быту горцев. Тем не менее, автор не нашел нового подхода к описанию образа современного героя. Несмотря на множество штампов, чеченская драматургия 70-80-х годов стала толчком в развитии современного театрального искусства. В пьесах «Ушурмин Ших» Ш. Арсанукаева, «Картина родины» М. Дикаева, «Асланбек Шерипов» А. Солцаева и др. была предпринята попытка воссоздания значимых событий в судьбе чеченского народа. В этих драматургических произведениях наблюдается высокий уровень описания сущности эпохи и общественной значимости. Вместе с тем, судьбы персонажей не достигли уровня естественного взаимовыражения характера и события. Следует отметить, что 70-80-е годы ХХ века стали для новой чеченской драматургии временем накопления форм и идей художественных решений Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 4 наиболее острых социальных проблем. Значимый вклад в развитие чеченской драматургии данного периода внесли такие авторы, как М. Ахмадов, С. Гацаев, А. Исмаилов, Г. Алиев и др. Однако наиболее ярко они раскрылись в 90-е годы ХХ века [3]. Особенностью чеченской драматургии последнего времени является то, что пьеса приобретает в читательском восприятии самостоятельную ценность и перестает быть «полуфабрикатом» для будущего. Современная чеченская драматургия всегда отражала социальную жизнь своего народа и его проблемы. Она развивалась в контексте развития национального самосознания. Основными тенденциями, которые проявились в драматургии, стали реальные обстоятельства жизни общества и его духовно- эстетические ориентиры. При этом отставание чеченской драматургии уровня прозы и поэзии не является особенностью только лишь чеченской драматургии. Основной проблемой чеченской драматургии стало неглубокое раскрытие общественных, нравственно-психологических конфликтов. Сегодня чеченская драматургия выросла не только количественно, но и качественно. Стали более разнообразны темы и жанры драматических произведений: трагикомедия, драматургическая поэма киносценарий, и т.д. Чеченская драматургия продолжает развиваться и становиться более профессиональной и качественной [5]. Список литературы: 1. Индербаев Г.В. Особенности зарождения и развития драмы в чеченской литературе // Гуманитарные исследования. 2015. № 4 (56). С. 159-162. 2. Индербаев Г. В. Социально-исторические и политические предпосылки зарождения жанра драмы в чеченской литературе 20-х годов XX века // Известия чеченского государственного педагогического института. 2015. Том 1. № 1 (9). С. 87-93. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 5 3. Индербаев Г.В. Современная чеченская драматургия: проблемы зарождения и развития // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2013. № 1. С. 161-174. С. 165-169. 4. Нунунев С.Х.М. Чеченцы. М.: Голос-Пресс, 2008. 282 с. 5. Любимов Б. На рубеже десятилетий // Современная драматургия. 1981. № 1. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 6