- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ОРГАНАХ МВД
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2021"
Автор(ы) статьи: Темляем А.Э.
PDF файл статьиУДК 1 Темляем Артем Эдуардович студент 2 курса специалитета, юридический факультет, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Россия, Нижний Новгород e-mail: ar.temlya@mail.ru Научный руководитель: Новоселова Антонина Николаевна, доцент, кандидат филологических наук, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Россия, Нижний Новгород ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ОРГАНАХ МВД Аннотация: В современных условиях деятельности правоохранительных органов, большое значение имеет профессионально-психологическая подготовка полицейских, которая охватывает, в том числе, и коммуникативный аспект. Специфическая коммуникация правоохранителей, предполагает общение с различными категориями граждан, в том числе с правонарушителями, преступниками, одна из составляющих их профессиональной деятельности. Цель статьи анализ профессионального общения сотрудников правоохранительной системы и их психологических особенностей. Ключевые слова: Правоохранительные органы, лексика, коммуникация, профессиональное общение, профессиональная коммуникативная деятельность, специфика коммуникации работников правоохранительных органов. Tamlyaev Artem Eduardovich 2nd year student of the specialty, faculty of law, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Russia, Nizhny Novgorod Scientific supervisor: Novoselova Antonina Nikolaevna, associate professor, candidate of philological sciences, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Russia, Nizhny Novgorod PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PROFESSIONAL COMMUNICATION IN THE POLICE 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru Abstract: In the modern conditions of law enforcement agencies, professional and psychological training of police officers, which covers, among other things, the communicative aspect, is of great importance. Specific communication of law enforcement officers involves communication with various categories of citizens, including offenders, criminals, one of the components of their professional activities. The purpose of the article is to analyze the professional communication of law enforcement officers and their psychological characteristics. Keywords: Law enforcement agencies, vocabulary, communication, professional communication, professional communication activity, specifics of communication of law enforcement officers Общение — одна из основных сфер человеческой жизни, которая имеет разнообразные виды и формы. Для сотрудников правоохранительных органов общение является основным инструментом во время выполнения профессиональных обязанностей. Так же это средство реализации всех сторон их профессиональной деятельности: поисковой, коммуникативной, удостоверительной, организационной, реконструктивной, социальной. Процесс становления человека как личности не возможен без общения. Для развитой личности оно становится потребностью, а так же необходимым условием повседневной деятельности. В широком смысле общение трактуется как сложный процесс установления и развития контактов между людьми и включает обмен информацией, восприятие, понимание другого человека, выработку единой стратегии взаимодействия. В более узком смысле общение является составной, а в ряде случаев особым самостоятельным видом профессиональной деятельности работников милиции, независимо от их специализации. В качестве теоретической основы для такого вывода использован предложенный Петровским А.В., подход относительно соотношения деятельности и общения [1]. В подтверждение этого тезиса современные исследователи приводят примеры обращения граждан или служебных лиц с заявлением, конфиденциального сотрудничества и опроса лиц с целью получения оперативной информации, проведение очной ставки, предъявление Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 2 лица для опознания, проведения обыска и выемки, воспроизведения обстановки и обстоятельств события, предварительного рассмотрения дела в суде и др. Профессиональное общение может осуществляться в особом процессуальном режиме. Например, когда порядок межличностного взаимодействия регулируется процессуальными нормами во время выявление причин и условий, которые способствовали совершению преступления, через обязанности разъяснения прав лицам, которые принимают участие в деле, во время приема заявлений и сообщений о преступлении и другие. Обязательными принципами профессионального общения являются законность и гласность, гуманность и уважение прав личности [2]. В работе сотрудников правоохранительной системы есть и другие процедуры коммуникативного характера, содержащие отдельные акты общения. Это, например, привлечение понятых, переводчика или участие специалиста за проведение следственных действий. В таких случаях коммуникативные способности работника полиции обусловливают решение вопросов, имеющих правовое значение. В результате теоретического анализа Осипова Ю.В., определяет следующие аспекты профессионального общения: • обмен информацией между субъектами профессиональной деятельности, сотрудниками в группах и организациях, в коллективе, работником полиции и лицом, проходящим по делу; • выработка общей стратегии взаимодействия; • восприятие и понимание людьми друг друга в процессе общения [3]. Что касается факторов эффективного общения то, по мнению Е.А. Дидоренко, они обусловлены: • целью, предметно-функциональным содержанием, стратегической и тактической направленности задач; • состоянием процессуального регулирования отношений между субъектами; • психологической структурой личности полицейского как основного субъекта; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 3 • психологической структурой отдельных лиц и групп как объектов правоохранительной деятельности; • предметно-деятельным содержанием правоохранительной деятельности; • специфическими психологическими требованиями к применению мер и средств правоохранительной деятельности [4]. Работники полиции, выполняя свои профессиональные обязанности, принимают активное участие в различных видах профессионального общения: входят в контакты с должностными лицами, с руководителями местных органов власти, с представителями предприятий и учреждений, с гражданами и правонарушителями. Такое общение влияет на принятие решений организационного, процессуального характера и в целом на всю профессиональную деятельность. По мнению Дубовой А.И., структуру профессионального общения работников полиции образуют пять этапов: 1. прогнозирование и планирование общения; 2. установление психологического контакта; 3. обмен речевой информации для решения служебных задач; 4. завершение и выход из общения; 5. анализ и оценка результатов проведенного общения [5]. В структуре профессионального общения важное место занимает психологический контакт работников полиции с другими лицами. Установление психологического контакта является целенаправленной деятельностью по созданию условий, которые обеспечивают развитие общения в нужном направлении и достижение его цели. Установить психологический контакт означает обеспечить следующий процесс общения. Факт установления психологического контакта определяется наличием желания одного человека войти в общение с другим лицом, готовностью и способностью воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую в процессе общения, обмениваться Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 4 доверительной информацией, вступать во взаимодействие и преодолевать психологические барьеры. Психологический контакт, который устанавливается правоохранителями с гражданами при решении служебных задач, является важным параметром деятельности и существенно отличается от психологических контактов, которые устанавливаются между людьми в обыденной жизни. В процессе развития психологического контакта, отмечает Орбан-Лембрик Л.Э., происходит взаимное оценивание, взаимная заинтересованность, взаимный диалог [6]. При этом следует учитывать ряд обстоятельств, связанных со спецификой юридической деятельности. Речь идет в частности о том, что разговор правозащитника с правонарушителем часто имеет проблемный характер. И чтобы установить психологический контакт при таких условиях, следует показать собеседнику при всем различии позиций и различий мнений готовность его понять и обсудить его аргументы. В деятельности правоохранителей очень важную роль выполняет использование языковых средств общения, отмечает Колесницкий Г.К. [7]. От умения правильно формулировать свои мысли, грамотно их выражать во время непосредственного общения или составления документов в значительной мере зависит эффективность служебной деятельности. Для эффективной деятельности работников органов внутренних дел необходимо применять стратегии, педагогические и психологические технологии, методы и приемы. Не менее важным для работника правоохранительных органов является культура речи это умение сказать необходимое слово в нужное время, целесообразно, с соблюдением правил речевого этикета, чтобы не обидеть человека и в то же время не потерять собственное достоинство. Низкий уровень языковой культуры является признаком ограниченности, проявлением неумения заменить собственные мысли и воспринимать чужие. Обращаясь к правоохранителю, человек ожидает, что его внимательно выслушают, рассмотрят его проблемы и помогут в их решении. Умение выслушивать человека позволяет полицейскому вызвать ее расположение к себе, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 5 снять психологическое напряжение, которое обычно возникает на начальной стадии общения. Работникам правоохранительных органов часто приходится менять манеру поведения и стиль речи, общение в такой профессиональной деятельности всегда органично вплетено в нее, выступает условием ее выполнения. При этом вид деятельности обусловливает специфическое содержание общения лиц, принимающих в ней участие. Для полицейского важно не только правильно общаться с людьми, но и уметь влиять на них, то есть уметь склонять их к своей точке зрения, убеждать, стимулировать положительные проявления в их поведении, принуждать к даче правдивой информации и др. Кроме этого, по мнению Морозова А.В. [8], правоохранительная деятельность в значительной мере осложнена рядом коммуникативных барьерами, которые вызваны такими факторами, как страх отдельных граждан входить в контакт с полицейскими, непонимание друг друга, неправильные объяснения намерений сторон, недоверия и др. Эти же барьеры могут, создаваться искусственно и приводить к обострению взаимоотношений, возникновения конфликтов, они могут иметь и чисто выраженный психологический характер, тогда их возникновения может вызываться индивидуальными психологическими особенностями собеседников, или ситуацией, которая возникает в процессе их общения. Дидоренко Э.А. подчеркивает, что значительную проблему создают в оперативном общении интеллектуальный, эмоционально-волевой, мотивационный барьер, которые в оперативно-розыскной деятельности приобретают специфический характер [4]. Так, интеллектуальный барьер проявляется в виде расхождений в убеждениях, моральных позициях, взглядах и зависит от того, с кем оперативный работник устанавливает контакт, в каком статусе он выступает в легальном или нелегальном. Эмоционально-волевой барьер, констатирует ученый, проявляется в виде влияния актуального негативного эмоционального состояния одной или обеих сторон или же заранее Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 6 сформированного негативного отношения субъекта оперативно-розыскной деятельности оперативного работника. Для преодоления или минимизации влияния этих барьеров правоохранитель должен предусмотреть и своевременно применять меры по предупреждению или устранению препятствий в общении. Поскольку полицейскому приходится ежедневно встречаться и общаться в различных ситуациях с разными людьми, то от того, насколько умело он входит с ними в контакт, будет зависеть и конечный результат его деятельности, умение расположить к себе человека, завоевать ее доверие позволяет установить доверительные отношения, получить от нее оперативно значимую информацию. Он должен выделять проблемы различных социальных групп населения. Полезными и необходимыми для решения некоторых служебных задач является учет особенностей общения в преступной среде, в частности, умение правильно интерпретировать преступный жаргон и татуировки как специфических средств общения в такой среде. Профессиональное общение работников полиции является обязательным и важным элементом их профессиональной деятельности, в процессе которого осуществляется организация и тактика взаимодействия с различными категориями граждан с целью предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования правонарушений и преступлений. Такое общение имеет свою психологическую специфику, обусловленную поводами для вступления в общение, высокой вероятностью возникновения негативных психических состояний. Для правоохранителя также важно не только правильно общаться с людьми, но и уметь осуществлять психологическое воздействие на них, стимулировать положительные проявления в их поведении. Профессиональное общение работника правоохранительных органов довольно сложный процесс, требующий надлежащего уровня коммуникативной компетентности правоохранителя. Список литературы: 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 1. Прикладная юридическая психология / под ред. А.М. Столяренко. М.: Юнити-Дана, 2001. 639 с. 2. Столяренко Л.Д. Психология делового общения. М.: РГ-Пресс, 2016. 256 с. 3. Осипова Ю.В. Формирование коммуникативной компетентности у работников руководящего звена ОВД // Психологія тренінгових технологій у правоохоронній діяльності: науково-методичніта організаційно- практичні проблеми впровадження і використання, перспективи розвитку: матеріали міжнар. конф. (Донецьк, 27–28 травня 2005 р.). Донецьк: ДЮІМВС, 2005. C. 82– 89. 4. Дидоренко Е.А. Психология оперативного общения и деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел /под ред. члена- корреспондента АПрН Украины. Луганск, 12 с. 5. Дубова І.О. Психологічні особливості професійного спілкування працівників міліції в екстремальних умовах: автореф. дис. Наздобуття наук. ступеняканд. психол. наук: спец. 19.00.06 «Юридичнапсихологія». К., 2003. 19 с. 6. Орбан-Лембрик Л.Е. Юридична психологія: курс лекцій. Івано- Франківськ: Прикарпатський національний університет ім. В.Стефаника, 117 с. 7. Колісницький Г.К. Педагогічні аспекти навчання персоналу органів внутрішніх справ професійній ситуативно-адаптивній рольовій поведінці шляхом формування та розвитку акторських здібностей // Зб. наук. праць. Харків: Академія ВВ МВС України, 2006. No 1–2 (7–8). 144 с. 8. Морозова А.В. Психология влияния. СПб.: Питер, 2001. 512 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 8