- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ПРЕКРАСНЫЕ ЗВУКИ ПРИРОДЫ»
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2019"
Автор(ы) статьи: Русских Н.А.
PDF файл статьиУДК 371 Русских Надежда Александровна студентка 3 курса магистратуры Вятский государственный университет г. Киров, Россия e-mail: leto.mishina@yandex.ru Научный руководитель: Кувалдина Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, Вятский государственный университет г. Киров, Россия СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ПРЕКРАСНЫЕ ЗВУКИ ПРИРОДЫ» Аннотация: В статье рассматривается процесс управления проектом по развитию эстетической культуры младших школьников, выделив в нем отличительные особенности от других проектов. Описаны стадии управления проектом, предоставлен анализ управления временными параметрами проекта «Прекрасные звуки природы». Ключевые слова: управление проектом, стадии управления, управление временными параметрами. Russkih Nadezhda Alexandrovna 3rd year master student Vyatka state University Kirov, Russia Scientific adviser: Kuvaldina Elena Alekseevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Vyatka state University Kirov, Russia SPECIFICS OF PROJECT MANAGEMENT FOR THE DEVELOPMENT OF AESTHETIC CULTURE OF YOUNGER STUDENTS «BEAUTIFUL SOUNDS OF NATURE» Abstract: The article discusses the process of project management for the development of aesthetic culture of younger students, highlighting its distinctive features from other projects. The stages of project management are described, the analysis of time parameters management of the project "Beautiful sounds of nature" is presented. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru Keyword: Project management, stages of management, time parameters management. Проект «Прекрасные звуки природы» реализуется в сфере образования, соответственно необходимо учитывать специфику управления проектами в данной области. Поскольку метод управления проектом доказал свою эффективность не только в сфере бизнеса, его постулаты и теоретические положения могут быть применены в любой области, в том числе педагогической. В настоящее время осмысление идей менеджмента, применение их в сфере педагогики дают основание для разработки педагогического менеджмента. Специфика данного феномена заключается в особенностях предмета, продукта, орудия и результатов труда педагога. Изучив труды Ю.А. Конаржеского, Т.И. Шамовой и др. исследователей педагогического менеджмента можно утверждать, что управление процессом обучения – это последовательная, пошаговая реализация процедур учебно- познавательной деятельности, объективная необходимость которой определяется новыми подходами в организации образовательного процесса, строящегося на личностно ориентированной основе в процессе обучения [1, 2]. Рассматриваемый проект - проект, решающий проблему недостаточно высокого уровня развития эстетической культуры, недостаточно развитой творческой активности младших школьников, позволяющий вовлечь в эстетическое освоение и созидание творческих ценностей. Управление осуществляется руководителем проекта, выбор которого согласуется с заказчиком. Согласно своду знаний по управлению проектами PMIPMBOK (A Guide to the Project Management Bodyof Knowledge – руководство к своду знаний по управлению проектами) под управлением проектом понимается область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели проекта при балансировании между объемом работ, ресурсами (деньгами, трудом, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 2 материалами, энергией, пространством и др.), временем, качеством и рисками [3]. Управление любым проектам, в том числе и проектом по развитию эстетической культуры младших школьников, можно рассматривать как управление следующими функциональными областями [4]: Предметная область (планирование содержания, определение содержания, создание структурной декомпозиции работ, подтверждение содержания, управление содержанием); Стоимость (стоимостная оценка, разработка бюджета расходов, управление стоимостью); Время (сроками) (определение состава операций, определение взаимосвязи операций, оценка ресурсов операций, оценка длительности операций, разработка расписания, управление расписанием); Риски (планирование управления рисками, идентификация рисков, оценка рисков, планирование реагирования на риски, мониторинг и управление рисками); Человеческие ресурсы (организационная структура проекта, матрица ответственности; планирование человеческих ресурсов, набор команды проекта, развитие команды проекта, управление командой проекта); Контракты (планирование закупок и приобретений, планирование контрактов, запрос информации у продавцов, выбор продавцов, администрирование контрактов, закрытие контрактов); Коммуникации (планирование коммуникаций, распространение информации, отчётность по исполнению, управление участниками проекта); Качество (планирование качества, процесс обеспечения качества, процесс контроля качества (качества проекта и качества управления); Изменения (регламент изменений); Безопасность (труда, окружающей среды, информации, оборудования и т.д.); 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru Управление самим проектом, а также каждой его функциональной областью состоит из пяти стадий: инициации; планирования; организации выполнения; контроля; завершения. Управление каждой функциональной областью на каждом этапе подразумевает использование инструментов для управления проектами [4]. Рассмотрим специфику управления проектом по развитию эстетической культуры младших школьников через призму специфических действий каждой на стадии управления: Инициация. Данный проект направлен на то, чтобы повысить уровень эстетической культуры у детей начальных классов. Для того чтобы грамотно осуществить управление выше упомянутым проектом, необходимо обозначить причины недостаточного уровня развития эстетической культуры детей. В большинстве случаев, главной причиной выступает недостаточность количества знаний в области художественной культуры, а также неспособность отличать элитарную культуру от массовой. Таким образом, на данном этапе руководители проекта должны провести анализ содержания и направленности используемой программы обучения, на основе которой происходит обучение в данном учреждении дополнительного образования, а также провести оценку уровня рисков реализации данного проекта, утвердить концепцию и получить одобрение для последующих действий. Планирование. На данном этапе происходит разработка основных компонентов проекта, осуществление подготовки к его реализации. Учитывая специфику нашего исследования, в качестве данных компонентов выделим установление деловых контактов и изучение целей, мотивации и требований заказчика и владельца проекта, других ключевых участников, обсуждение ряда Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 4 мероприятий, направленных на обогащение знаний, ценностных ориентиров как классического, традиционного так и современного характера, реализация которых позволит улучшить освоение культурных операций и действий (восприятие, оценка, анализ, суждения) по отношению к эстетическим объектам. Руководителю проекта необходимо оперативно корректировать выше перечисленные операции. Исполнение. На данном этапе идет выполнение основных работ, необходимых для реализации проекта. В нашем эксперименте под этими работами мы понимаем организацию процесса обучения с использованием активных и интерактивных методов обучения, что в перспективе повысит уровень эстетической культуры младших школьников. С позиции педагогического менеджмента это последовательная реализация заданных процедур учебной деятельности. Контроль. На данном же этапе происходит достижение целей проекта, подведение итогов, разрешение конфликтов с последующим закрытием проекта. С точки зрения управления проектом по развитию эстетической культуры младших школьников необходимо выбрать инструменты для определения эффективности проекта. Поскольку данный проект направлен на повышение уровня эстетической культуры младших школьников, главным критерием эффективности проекта будет повышение уровня эстетической культуры младших школьников. Достигать цели проекта помогают активные и интерактивные методы обучения, а именно организация и проведение флэшмобов, посвященных народным праздникам. В процессе подготовки к этим мероприятиям происходит ненавязчивое знакомство с народной культурой (обогащение знаний), проводятся параллели с хоровой деятельностью (выбор исполняемых песен – развивается способность чувственно воспринимать окружающий мир). Поскольку флэшмобы явление массовое, реализуются они на улице, то возможно предположить повышение интереса к хоровой деятельности и увеличение числа поступающих Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 5 обучающихся на хоровое отделение в следующем учебном году, что тоже является показателем эффективности проекта. Вернемся к вопросу рассмотрения управление проектом по развитию эстетической культуры младших школьников, как управление его функциональными областями. По мнению И.А. Султанова, проектного руководителя в сфере финансового менеджмента, управления персоналом, внедрения новой продукции, основателя проекта «Projectimo.ru», основными являются следующие функциональные области: управление предметной областью, управление стоимостью, управление временем, управление рисками. По мнению И.А. Султанова эти области отрабатывают три главных аспекта управления проектом: содержание, ограничения (стоимость и время) и риски [5]. В статье мы представляем анализ управления образовательным проектом «Прекрасные звуки природы» по временным параметрам представлен в таблице 1 и на рисунке 1. Таблица 1 Анализ управления временными параметрами проекта Результат Вехи Плановое Фактическое Утверждение реестра 18.09.2017 18.09.2017 Сделано в срок заинтересованных сторон Утверждение плана 16.10.2017 Сделано в срок 16.10.2017 проекта 15.11.2017 Сделано в срок Утверждение команды 15.11.2017 проекта 09.11.2017 Отклонение в 06.11.2017 Утверждение структуры работ пределах нормы. проекта 06.11.2017 06.11.2017 Сделано в срок Утверждение сметы проекта Утверждение мер 15.01.2018 Сделано в срок 15.01.2018 реагирования на риски 15.01.2018 15.01.2018 Сделано в срок Утверждение плана управления изменениями 12.01.2018 12.01.2018 Сделано в срок Утверждение устава проекта Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 6 Утверждение плана коммуникаций Утверждение плана мероприятий Утверждение отчета о реализации проекта 09.01.2018 12.02.2018 27.10.2019 09.01.2018 Сделано в срок 12.02.2018 Сделано в срок 27.10.2019 Сделано в срок Рисунок. 1. Анализ управления временными параметрами образовательного проекта по датам ключевых вех Таким образом, анализ управления временными параметрами проекта показал, что все работы проекта выполнены в срок или имеют отклонение в пределах нормы. Это свидетельствует об эффективном управлении временными параметрами проекта. Список литературы: 1. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. М.: Академия, 2002. 319 с. 2. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутри школьное управление. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 224 с. 3. Horine Gregory M. Absolute Beginner's Guide to Project Management // QUE, 2005. 223 p. 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 4. Боронина, Л.Н., Сенук З.В. Основы управления проектами. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 112 с. 5. Актуальные проблемы экономического развития: сб. докл. IX Междунар. заочной науч.-практ. конф. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2018. 458 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 8