- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Варавина Л.А.
PDF файл статьиУДК 740 Варавина Любовь Алексеевна, студент 3 курса магистратуры дефектологический факультет Ярославский государственный педагогический университет Россия, г. Ярославль e-mail: Lyubov.varavina@gmail.com Киселева Татьяна Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной (коррекционной) педагогики и психологии дефектологический факультет Ярославский государственный педагогический университет Россия, г. Ярославль ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Аннотация: В статье рассматриваются основные этапы развития творческих способностей по разным возрастным периодам, начиная с дошкольного возраста, заканчивая подростковым. Выделены главные особенности модели U-образной кривой творческих способностей с понижением в младшем школьном возрасте. Последовательно рассмотрены фазы формирования креативности по мнению разных авторов. Также выделяются ключевые факторы, влияющие на развитие творческих способностей детей в различные периоды становления творческой личности. Ключевые слова: развитие, креативность, творческие способности, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, творческая личность. Varavina Lyubov Alekseevna, 3rd year graduate student defectological faculty Yaroslavl State Pedagogical University Russia, Yaroslavl Kiseleva Tatiana Gennadievna, candidate of psychological sciences, associate professor of the department of special (correctional) pedagogy and psychology defectological faculty Yaroslavl State Pedagogical University Russia, Yaroslavl DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 1 Abstract: The article examines the main stages of the development of creative abilities for different age periods, from preschool age to adolescence. The main features of the U-shaped curve model of creative abilities with a decrease in primary school age are highlighted. The phases of the formation of creativity in the opinion of different authors are consistently considered. Also, the key factors influencing the development of the creative abilities of children in different periods of the formation of a creative personality are highlighted. Key words: development, creativity, creativity, preschool age, primary school age, adolescence, creative personality. По мере взросления человека творческие способности имеют особенность меняться. Кривая развития творческих способностей детей и подростков имеет U- образную форму со понижением в младшем школьном возрасте. В дошкольном возрасте ребенок интенсивно изучает свою культуру. Освоив ее в достаточной степени в возрасте 5–6 лет, он начинает словно играть со словами и понятиями, строя различные комбинации, как будто бы он играет с предметами. Однако с поступлением в начальную школу он начинает постепенно подчиняться нормам, происходит спад спонтанной творческой активности. В старшей школе она снова поднимается наверх, но это связано с другими факторами. Известно, что с возрастом развитие креативности проходит, как минимум, две фазы. Первая фаза. Развивается «первичная» креативность, никак не связанная с конкретной деятельностью. Данный этап происходит в 3–5 лет. В это время механизмом формирования креативности является подражание значимому взрослому. Вторая фаза. В возрасте 13–20 лет возникает «специализированная» креативность, т. е. связанная с определенными видами деятельности. На данном этапе наиболее значимую роль играет поддержка близких. Вторая фаза у некоторых индивидов не всегда заканчивается заменой подражания и на оригинальное творчество. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 2 Зрелая креативность требует целенаправленного преодоления стереотипов. В результате на основе культурной креативности, носящей уже не такой массовый характер, как раз и возникает понятие- творческая личность. Способность к творчеству, как отмечает А.Э. Симановский, складывается в онтогенезе постепенно, проходя ряд естественных стадий развития, зависимых друг от друга. Он выделяет 3 стадии развития творческого мышления в детском возрасте: наглядно-действенную, причинную и эвристическую. В возрасте около 5 лет появляются способности, связанные с зрительно- образным творчеством, в 6 лет – со словообразованием, в 9-10 лет – со способностью к аналогиям, в 10–11 лет – со способностью к образованию фраз. К 12–14 годам формируется эвристическое мышление [1, c. 59]. Т.А. Барышева и Ю.А. Жигалов считают, что процесс творческого становления (креативности) включает в себя ряд последовательных этапов. Первый этап – пробуждение, накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта. Наиболее важными являются разнообразие эмоциональных впечатлений и интерес. Второй этап – подражание, имитация, создание эталонов творческой деятельности. Главное на этом этапе – накопление опыта. Третий этап – импликации (связи), перенос, применение освоенных приемов в нетипичных условиях, экспериментирование, поиск новых связей и отношений, применение собственных способностей, импульс к развитию позиции автора. Четвертый этап – трансформация, трансформация опыта в соответствии с индивидуальными качествами конкретной личности. Пятый этап– гармонизация психологической структуры креативности, индивидуализация творческой деятельности, становление творческой индивидуальности [2, c. 77]. Основополагающим фактором развития творческих способностей нередко является характер детско-родительских отношений. Однако, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 3 требовательность к слепому подчинению лишает ребенка независимости, как следствие, развития творческих способностей. Так же одним из важнейших условий формирования является творческое воображение. Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой - воссоздающее (репродуктивное), на второй - продуктивное. Таким образом, крайне важно включать ребенка с ранних лет в различные виды деятельности, позволять ему генерировать идеи и играть с понятиями. Это, в свою очередь, ведет к развитию творческих способностей и формированию креативности. 1. Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников: монография. М.: Издательство Юрайт, 2020. 188 с. 2. Ахмерова А.Ф. Этапы развития творческого потенциала личности в непрерывном образовании // Высшее образование сегодня. 2015. № 11. С. 77-79. Список литературы: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 4