- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОБЛЕМЫ АВТОРСКОГО ПРАВА НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Торопова Е.Е.
PDF файл статьиУДК 347.78 Торопова Екатерина Евгеньевна студентка 1 курса магистратуры направление подготовки Народная художественная культура, профиль: Хореографическое образование Орловский государственный институт культуры Россия, г. Орёл e-mail: ee.toropowa@yandex.ru Научный руководитель Антропова Людмила Владимировна, профессор Орловский государственный институт культуры Россия, г. Орёл ПРОБЛЕМЫ АВТОРСКОГО ПРАВА НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Аннотация: В статье рассмотрены основные современные проблемы авторского права на хореографическую постановку, изложенные различными авторами. Также рассмотрены основные подходы к определению «хореографического произведения» как объекта авторского права. Автором предложены способы защиты авторского права на хореографическое произведение с учетом специфики данного объекта. Ключевые слова: понятие хореографического произведение, авторское право на хореографическое произведение, хореографическое произведение как объект авторского права, защита авторского права, процедура регистрации авторского права на хореографическое произведение. Toropova Ekaterina Evgenevna 1st year master student training program Folk and art culture, section: Сhoreography education Orel State Institute of Culture, Russia, Orel Scientific adviser Antropova Ludmila Vladimirovna, professor Oryol State Institute of Culture, Russia, Oryol COPYRIGHT ISSUES IN A CHOREOGRAPHIC WORK Abstract: The article considers the main modern problems of copyright for choreographic production, set out by various authors. The main approaches to the 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru definition of «choreographic work» as an object of copyright are also considered. The author proposes ways of copyright protection for choreographic work, taking into account the specifics of this object. Key words: The concept of a choreographic work, copyright for a choreographic work, a choreographic work as an object of copyright, copyright protection, the procedure of registration of copyright for a choreographic work. На сегодняшний день всё чаще и чаще можно наблюдать примеры нарушения авторских прав, особенно в культурной сфере. В настоящей статье мы уделим особое внимание хореографическому произведению, как объекту авторского права, рассмотрим его место в классификации объектов авторских прав, а также наиболее распространённые способы защиты авторского права на хореографическое произведение. Частью 1 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ хореографические произведения и пантомимы отнесены к объектам авторских прав, а это значит, что в силу статьи 1255 Гражданского кодекса РФ автору хореографического произведения принадлежат исключительное право на произведение, право на авторство, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения, а также право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования и другие права. В то же время в современном законодательстве отсутствует какая-либо дифференциация хореографических произведений, что влечёт за собой правовую неопределённость: что именно понимается под «хореографическим произведением» в рамках правовой категории и что подлежит правовой охране в соответствии со статьей 1259 ГК РФ. Исходя из анализа статьи 1259 ГК РФ, можно сделать вывод: главным критерием для отнесения того или иного произведения к объектам авторского права является то, что это всегда результат творческого труда, выраженный в объективной форме. Однако само определение «хореографическое произведение» в законодательстве отсутствует, что также вызывает ряд вопросов в правоприменительной практике. Так, по мнению Смирновой В.М., «хореографическое произведение является результатом профессиональной Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 2 творческой деятельности в области танца и, как самостоятельный объект авторско-правовой охраны, может быть представлено в качестве отдельных хореографических номеров в виде танцев в аудиовизуальных произведениях, танцевальных композиций фигуристов, мастеров художественной гимнастики, в составе номеров эстрадных исполнителей (например, певцов), танцевальных сцен в театрально-зрелищных постановках, включая оперу, оперетту, балет и т. д.» [1]. Кирсанова К.А. определяет хореографическое произведение как «произведение, состоящее из совокупности танцевальных элементов (движений и поз, составляющих хореографический текст, а в некоторых случаях и пантомим), расположенных в определенной последовательности с целью создания цельного хореографического образа в рамках единой концепции, с наложением музыкального сопровождения или без такового» [2]. Исходя из предложенных определений, можно сделать вывод о том, что хореографическое произведение или хореографическая постановка, как объекты авторского права, имеют свою специфику, что на практике вызывает ряд проблем. Например, в хореографии, а тем более в классическом танце имеются общепринятые элементы, которые следует выполнять определённым образом (технично и правильно, согласно выработанной методике). Таким образом, в той или иной мере эти элементы будут присутствовать во многих постановках. В данном случае авторским будет именно сочетание, последовательность, «контекст» этих элементов, а также идея постановки и музыкальное сопровождение. В настоящее время авторы выделяют ряд проблем, связанных с защитой авторского права на хореографическое произведение. Рассмотрим наиболее распространённые из них. Во-первых, хореографическое произведение, как объект авторского права, не подлежит государственной регистрации. В связи с этим, автору самостоятельно необходимо зафиксировать свою хореографическую постановку, например, с помощью видеозаписи. На сегодняшний день в России отсутствуют Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 3 какие-либо официальные формы или требования для фиксации хореографических произведений. Хотя в зарубежных странах наряду с видеозаписью допускается использование текстового описания и фотографий, чертежей, рисунков и публичного исполнения. Во-вторых, авторско-правовой защите подлежит не только хореографическое произведение, но и его часть. При этом, часть хореографического произведения должна обладать признаками целого. Например, включать в себя части (элементы), обладающие теми же характеристиками, что и целое. Однако при рассмотрении элементов в контексте хореографического произведения возникает ряд вопросов. Так, Кирсанова К.А. выделяет следующие элементы хореографического произведения: «движения (включая па и жесты); хореографические позы; пантомимы. Поскольку для хореографического произведения в целом характерна динамичность, частью хореографического произведения могут выступать: движения; пантомимы; хореографическая связка, в качестве которой могут выступать как хореографический фрагмент (обладающий признаками завершенности и способный быть использованным в отрыве от произведения в целом и без каких- либо дополнений, например дуэт, сольный танец и т. п.), так и хореографическая фраза (не обладающая указанными признаками)» [2]. В-третьих, основная проблема нарушения авторских прав на хореографическое произведение связана с размещением в информационно- телекоммуникационной сети Интернет видеоматериалов. Это значит, что, обладая достаточным опытом и техникой, каждый может повторить, скопировать ту или иную хореографическую постановку, выдав её при этом за свою, и получить за неё денежное вознаграждение, что является прямым нарушением авторского права. По мнению Юмадиловой Г.Б. [3], именно такие действия и порождают споры о защите авторских прав на хореографическое произведение. В-четвёртых, далеко не каждый хореограф считает необходимым регистрировать права на свое произведение, а в дальнейшем, когда нарушение происходит, конфликт в большинстве случаев решается путем проведения Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 4 переговоров. В настоящий момент судебная практика по данному вопросу достаточно скудна, что вызывает ряд трудностей в определении эффективности такого метода. Однако следует также отметить, что известные хореографы, например, Алла Духова, Геннадий Абрамов, всё-таки регистрируют авторские права и защищают их именно инструментами права. Следует также отметить, что регистрация авторских прав на хореографическое произведение позволяет решить целый ряд вопросов, связанных с их защитой. В России зарегистрировать описание своего хореографического произведения можно в коллективной организации, представляющей интересы авторов и иных правообладателей (например, Российском авторском обществе), либо воспользоваться правом на депонирование произведения. Такой организацией выступает Российское авторское общество. Это негосударственная некоммерческая организация, созданная авторами и иными правообладателями для осуществления управления авторскими правами на коллективной основе [4]. Сама по себе процедура регистрации авторского права достаточно проста и осуществляется согласно Положению «О порядке учета правообладателей, регистрации произведений и прав на них» на основании заявления автора. При этом в заявлении необходимо указать: наименование произведения; фамилию, имя, отчество автора (авторов); исполнителя (фамилию, имя, отчество / наименование коллектива). К заявлению необходимо приложить материал — произведение, выраженное в объективной форме, например, видеозапись хореографического произведения, подробное описание, фотографии, на экземплярах которых должны стоять подписи правообладателей с расшифровкой их фамилии, имени и отчества. Однако на сегодняшний день такая процедура многим кажется излишней и не нужной. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 5 В то же время существуют и иные способы защиты авторского права на хореографическое произведение. Так, Марченко М.А [5] предлагает использовать следующие механизмы защиты: 1) экспликация хореографического произведения (подробное описание хореографической постановки, снабжение её текстовыми комментариями, зарисовками танцевальных движений и т.п.); 2) видеозапись с постановкой хореографического произведения (при его исполнении), фотосессия (серия фотоснимков) ключевых танцевальных движений, рисунков или всего танцевального номера; 3) иные доказательства творческой работы над хореографическим произведением (рабочие материалы, видеозаписи репетиций); 4) заверить нотариально описание своего хореографического произведения или его части; 5) депонирование произведения. Депонирование — это один из способов фиксации первоначального авторства на любой объект интеллектуальной собственности. При этом документом, подтверждающим авторское право, является свидетельство о депонировании. Так, Российское авторское общество рекомендует несколько сервисов, которые осуществляют депонирование: АО «Национальный реестр интеллектуальной собственности» (n’RIS); ООО «Айрег» (Интеллектуальный регистратор авторских прав IREG). Указанные сервисы позволяют осуществить регистрацию в электронном виде. Например, чтобы зарегистрировать авторское право на объект интеллектуальной собственности в Национальном реестре интеллектуальной собственности необходимо: Пройти процедуру регистрации автора (заполнить личные данные, загрузить скан-копию документа, подтверждающего личность); Загрузить депонируемый файл и максимально подробно и точно его описать (данное описание будет внесено в свидетельство о депонировании); Оплатить услугу; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 6 Получить свидетельство о депонировании (в электронном виде или на бумажном носителе). При возникновении споров свидетельство о депонировании будет служить подтверждением авторства. Таким образом, несмотря на довольно развитый институт авторского права в Российской Федерации, существует ряд проблем, связанных с защитой авторских прав на хореографическое произведение. Это обусловлено, прежде всего, спецификой самого объекта авторско-правовой защиты — хореографического произведения. В то же время судебная практика по данному вопросу достаточно скудна, что позволяет сделать вывод о том, что большинство разногласий по поводу нарушения авторских прав в данной сфере решается неправовыми методами. Что касается возможных способов защиты авторского права на хореографическое произведение, то основным, но не единственным, способом по-прежнему выступает регистрация права. В данном случае регистратором выступает Российское авторское общество. Список литературы: 1. Смирнова В.М., Хореографическое произведение как объект авторского права // Журнал российского права. 2011. № 12. С. 102-111. 2. Кирсанова К.А., Хореографическое произведение: вопросы авторско- правовой охраны // Журнал российского права. 2016. № 3. С. 55-63. 3. Юмадилова Г.Б., Правовая охрана хореографического произведения как объекта авторского права в России // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. Гражданское право и процесс. 2014. № 4. С. 27-32. 4. Официальный сайт Российского авторского общества [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://rao.ru. (дата обращения: 30.01.2021 г.). 5. Марченко М.А. Особенности охраны авторских и смежных прав на хореографическое произведение // Материалы 54-й научной студенческой конференции МНСК-2016: государство и право. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет. 2016. С. 145-146. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 7