- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ПРИЁМЕ, РЕГИСТРАЦИИ И РАЗРЕШЕНИИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Иванова Т.Н.
PDF файл статьиУДК 343.163 Иванова Татьяна Николаевна студентка 2 курса магистратуры, юридический факультет Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Россия, г. Чебоксары e-mail: iva.ivanova-1997@mail.ru ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ПРИЁМЕ, РЕГИСТРАЦИИ И РАЗРЕШЕНИИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ Аннотация: В статье раскрываются полномочия прокурора по надзору за исполнением законов при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Особое внимание уделено полномочию прокурора по проверке законности и обоснованности принимаемых органами предварительного расследования постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Ключевые слова: прокурорский надзор, уголовный процесс, органы дознания, органы предварительного следствия, органы предварительного расследования, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Ivanova Tatyana Nikolaevna 2nd year master student, faculty of law Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Russia, Cheboksary POWERS OF THE PROSECUTOR TO SUPERVISE THE COMPLIANCE OF LAWS IN RECEIVING, REGISTRATION AND RESOLUTION OF REPORTS OF CRIMES Abstract: The article discloses the powers of the prosecutor to supervise the implementation of laws in the reception, registration and resolution of reports of crimes. Particular attention is paid to the power of the prosecutor to verify the legality and validity of the decisions taken by the preliminary investigation bodies to refuse to initiate criminal proceedings. Key words: prosecutorial supervision, criminal trial, bodies of inquiry, preliminary investigation bodies, preliminary investigation bodies, decision to refuse to initiate criminal proceedings. В соответствии с действующим российским законодательством государство обязуется осуществлять борьбу с преступностью, принимать меры Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 1 по обеспечению законности, охраны общественного порядка, а также прав и свобод граждан. В силу статьи 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) [1] одной из целей уголовного процесса выступает защита прав и законных интересов лиц и организаций, которым был причинён вред в результате совершения преступления. Стоит отметить, что эффективная борьба с преступностью не может быть реализована без надлежащего осуществления учёта и регистрации всех сообщений о преступлениях. Норма, содержащаяся в статье 21 УПК РФ, накладывает на правоохранительные органы обязанность в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать меры, которые направлены на установление события преступления, изобличение лица или лиц, виновных в его совершении. В случае неисполнения или же ненадлежащего исполнения данной обязанности, нарушаются права потерпевшего. Этим и обосновывается особое место осуществляемого прокурором надзора за исполнением законов на стадии приёма, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. В случае выявления подобных нарушения, прокурор принимает соответствующие меры прокурорского реагирования, направленные на их устранение и недопущение в будущем. Правовую основу данного направления надзорной деятельности составляют: УПК РФ, Федеральный закон 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 05.09.2017 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» (далее – Приказ № 277) [2], а также иные организационно-распорядительные документы, принимаемые Генеральным прокурором Российской Федерации. Из анализа вышеперечисленных нормативно-правовых актов следует, что законодатель наделил прокурора определённым кругом полномочий в рассматриваемой сфере, к числу которых можно отнести следующие: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 2 1) проведение проверки исполнения требований федерального закона при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; 2) вынесение мотивированного постановления о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; 3) требование от органов предварительного расследования устранить допущенные ими нарушения федерального закона; 5) проведение проверки законности и обоснованности решений, дознавателя, следователя или руководителя следственного органа о возбуждении, об отказе в возбуждении уголовного дела; 6) передача материалов проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ; 7) изъятие любого материала проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передача его следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи. Перечисленные полномочия нашли своё отражение в статье 37 УПК РФ. Вместе с тем данный перечень не является исчерпывающим, более детально полномочия регламентируются Приказом № 277 [3]. Особый интерес представляет полномочие прокурора, заключающееся в осуществлении проверки законности и обоснованности принимаемых органами предварительного расследования постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Действующим уголовно-процессуальным законодательством установлено, что копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела прокурору направляется в течение 24 часов с момента его вынесения. При поступлении копии данного постановления, он обязан проверить соответствие изложенных в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 3 нём доводов сведениям, содержащимся в материале проверки по сообщению о преступлении. Вместе с тем, законодатель установил требование о направлении лишь копии постановления, однако не представляется возможным осуществить изучение данного постановления на предмет законности и обоснованности, в том числе полноты проведённой процессуальной проверки, в отсутствие материала проверки. По этой причине на практике у прокурора возникает необходимость в истребовании соответствующего материала проверки. Для этого ему необходимо подготовить и направить запрос о предоставлении данного материала, что может занимать длительное время. В связи с этим заслуживает внимание по данному вопросу точка зрения Шадрина В. С. и Чубыкина А. В., согласно которой лучше, если бы прокурор имел возможность одновременно получать копию решения и материалы, которые послужили основанием для отказа в возбуждении уголовного дела, в связи с чем ими предлагается внести изменение в часть 4 статьи 148 УПК РФ об обязательности направления прокурору материала проверки сообщения о преступлении вместе с копией постановления об отказе в возбуждении уголовного дела [4, с. 30]. С их мнением нельзя не согласиться, поскольку одновременное поступление копии данного постановления и материала проверки будет способствовать оперативности принятия прокурором процессуального решения. Частью 6 статьи 148 УПК РФ установлено, что в случае отмены прокурором постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, как незаконного и необоснованного, он возвращает материал проверки в орган предварительного расследования для проведения дополнительной проверки. Вместе с тем следует обратить внимание на формулировку её положений, касающихся порядка отмены вышеуказанного решения, принятого органами дознания и предварительного следствия. Законодатель установил, что в случае принятия прокурором решения об отмене постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурор выносит постановление об его отмене, в котором он даёт указания и устанавливает конкретный срок для их исполнения. Указанное постановление вместе с материалом проверки направляется Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 4 начальнику органа дознания. В случае же отмены прокурором аналогичного решения, но принятого руководителем следственного органа, следователем, прокурор также выносит мотивированное постановление об его отмене, однако в нём должны быть перечислены конкретные обстоятельства, которые необходимо проверить. Кроме того, законодатель обязывает прокурора незамедлительно направлять данное постановление вместе с материалом проверки. Перечисленные различия в формулировках полномочий прокурора относительно органов дознания и предварительного следствия явились причиной возникновения вопроса о наличии в их значениях разного смыслового содержания. Стоит отметить, что разное изложение данного полномочия приводит к трудностям их толкования. Помимо этого, законодатель установил разные сроки для проверки постановлений об отказе в возбуждения дела, вынесенных органами дознания и предварительного следствия. Для первого – конкретный срок не установлен, для второго – 5 суток с момента поступления материала проверки. По данному вопросу интересна позиция Петрова А.В. [5], который отмечает, что непонятно, чем руководствовался законодатель, когда устанавливал для прокурора различные сроки отмены постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, учитывая, что дознаватель, орган дознания, следователь и руководитель следственного органа являются субъектами предварительного расследования. Их разделяют лишь категория расследуемых дел, сроки предварительного расследования и ведомственная принадлежность [5, с. 17]. Данная точка зрения является обоснованной. В подтверждение можно привести совместный Приказ Генпрокуратуры России, МВД России, ФСБ России, СК России, ФСКН России, ФТС России, ФСИН России, Минобороны России, ФССП России, МЧС России № 147/209/187/23/119/596/149/196/110/154 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях», принятый 26.03.2014 (далее – Совместный приказ) [6]. Так, пунктом 3.2 Совместного приказа на прокуроров возложена обязанность по обеспечению Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 5 всесторонней, полной и объективной проверки законности и обоснованности всех постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в срок не позднее 5 суток с момента поступления материалов проверок сообщений о преступлениях [6]. Из этого можно сделать вывод, что данное постановление, вынесенное дознавателем, также должно проверяться в течение 5 суток с момента поступления соответствующего материала. Однако данное требование отсутствует в действующем УПК РФ. В связи с этим представляется целесообразным законодательно установить одинаковый срок для проведения проверки вышеуказанных постановлений как в отношении органа дознания, так и в отношении органа предварительного следствия. Таким образом, можно сделать вывод о том, что прокурорский надзор за исполнением законов на стадии приёма, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях играет важную роль в обеспечении законности в рассматриваемой сфере, в связи с чем прокурор наделён широким кругом полномочий. Законодателем предпринимались попытки более детально регламентировать данное направление надзорной деятельности. Вместе с тем в настоящее время существует проблемы, которые затрудняют эффективную реализацию возложенных на прокурора полномочий, в частности при проведении проверки постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Список литературы: 1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм. и доп. от 19 декабря 2020 г.) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Федеральный закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202- 1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп. от 30 декабря 2020 г.) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. : Приказ Генерального прокурора РФ от 05 сентября 2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru предварительного следствия» (с изм. и доп. от 05 декабря 2016 г.) // Законность. 2011. № 12. 4. Шадрин В.С., Чубыкин А.В. Проблемы прокурорского надзора за законностью отказа в возбуждении уголовного дела // КриминалистЪ. 2014. № 1 (14). С. 28-33. 5. Петров А.В. Надзор за законностью отказа в возбуждении уголовного дела // Законность. 2013. № 7. С. 16-21. 6. Приказ Генпрокуратуры России, МВД России, ФСБ России, СК России, ФСКН России, ФТС России, ФСИН России, Минобороны России, ФССП России, МЧС России от 26 марта 2014 г. «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при преступлениях» разрешении сообщений № 147/209/187/23/119/596/149/196/110/154 (с изм. и доп. от 22 октября 2020 г.) // Российская газета. 2014. № 181. о Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 7