- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
САМОРАСКРЫТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И СПЕЦИФИКА ГРУППОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Крыжановская О.А.
PDF файл статьиУДК 159.9 Крыжановская Ольга Андреевна студентка 1 курса магистратуры, психологический факультет Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Россия, г. Владивосток e-mail: olga.kryzhanovskaya.98@mail.ru Научный руководитель: Чернявская В.С., доктор педагогических наук, профессор кафедры философии и юридической психологии Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Россия, г. Владивосток САМОРАСКРЫТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И СПЕЦИФИКА ГРУППОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема самораскрытия способностей подростков. Раскрытие своих способностей подростками способствует успешному определению в выборе профессионального пути. Именно в подростковом возрасте человек начинает понимать себя как обладателя способностей. Для самораскрытия подростка в той или иной предметной области важным аспектом выступает личностно- профессиональные качества учителя. Также выявлено, что важной частью успешного самораскрытия способностей для профессиональной деятельности выступает психолого-педагогическое сопровождение. Исследования самораскрытия связаны с практической работой психолога и с консультативным аспектом его деятельности. Ключевые слова: подростки, самораскрытие способностей, выбор профессии, самораскрытие, самоопределение. Kryzhanovskaya Olga Andreevna 1st year master student, psychological faculty Vladivostok State University of Economics and Service, Russia, Vladivostok Scientific adviser: Chernyavskaya V.S., doctor of pedagogical sciences, professor of the department of philosophy and legal psychology Vladivostok State University of Economics and Service, Russia, Vladivostok 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru SELF-DISCLOSURE OF THE ABILITIES OF ADOLESCENTS AND THE SPECIFICS OF GROUP COUNSELING Abstract: This article deals with the problem of self-disclosure of the abilities of adolescents. The disclosure of their abilities by adolescents contributes to a successful determination in the choice of a professional path. It is in adolescence that a person begins to understand himself as an owner of abilities. For the self-disclosure of a teenager in a particular subject area, the personal and professional qualities of a teacher are an important aspect. It was also revealed that psychological and pedagogical support is an important part of successful self-disclosure of abilities for professional activity. Self-disclosure research is associated with the practical work of the psychologist and with the advisory aspect of his activities. Key words: adolescents, self-disclosure of abilities, choice of profession, self- disclosure, self-determination. Проблема самоопределения в современном мире особенно актуальна. Осознание подростками собственных способностей способствует наиболее успешному определению в выборе профессии, хобби, будущего дела и как итог определению в жизни. Одной из задач современного обучения стоит профессиональное самоопределение, которое происходит через осознание учащихся собственных способностей. Выбор направления профессиональной деятельности связан с самоопределением своих способностей. Чем раньше ребёнок начнёт осознавать свои способности в том или ином деле, тем проще и быстрее он выберет направление в профессиональном самоопределении. Большую роль в помощи профессионального самоопределения подростков играет психологическая помощь, профориентационное консультирование. Определение «самораскрытие» впервые было определено американским психологом С. Джурардом. Он определял самораскрытие как сообщение другим личной информации о себе. По его мнению, самораскрытие – это акт представления, предъявление, показ себя другим людям, которые способны нас воспринимать [1]. Самораскрытие, по мнению Е.В. Зинченко, способствует укреплению психического здоровья личности. Так, самораскрытие предполагает сообщение человека о его личной информации другим людям. Сказанная человеком личная информация о себе сопровождается облегчением переживания [2]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 2 По мнению В.С. Чернявской и Н.А. Аминова заинтересованность школьника проблематикой в той или иной предметной области, которая в свою очередь реализуется в образовательном процессе учителем. Для самораскрытия подростка в учебной деятельности важным аспектом выступают личностно- профессиональные качества и способности педагога. Именно в результате этого взаимодействия между учителем и учеником происходит самораскрытие подростком своих способностей для себя. Самораскрытие профессиональных способностей – это такое новообразование подросткового возраста, которое создавая адекватное представление о своих способностях ведёт к профессиональному самоопределению подростков. По их мнению, самораскрытие является частным случаем широко известного феномена самоопределения. Именно в подростковом возрасте способности развиваются особенно интенсивно и на их базе вызревает опыт и предположение о своём профессиональном признании [1]. Подростковый возраст – период завершения детства, переходный возраст от детства к взрослости. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии направляется школьником на самого себя. Главная задача этого периода – найти свое место в обществе, быть значимым. У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Формирования в этом возрасте нового уровня самосознания, или представления о самом себе, характеризуется появлением потребности в познании себя как личности, своих возможностей, своего сходства с другими людьми и своей уникальности [3]. Самораскрытие подростка зависит не только от его способностей, но и от психологических условий, которые будут или не будут способствовать развитию способностей для той или иной деятельности. Б.М. Теплов говорит о том, что для развития способностей изначально должны быть оформлены задатки. В свою очередь развитие задатков является социально обусловленным процессом, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества, а также особенностями воспитания [4]. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru Самораскрытие способностей подростков особенно важно для их самоопределения в будущей профессиональной деятельности. Поэтому так важно помочь подростку раскрыть в себе способности к той или иной деятельности. В своей статье В.С. Чернявская и В.С. Шибаев говорят о том, что самораскрытие способностей подростков чаще всего происходит в присутствии значимых людей. В число этих значимых людей может входить школьный учитель, предмет которого интересен подростку. Именно педагогическая интенциональность учителя позволяет создать для подростка условия для самораскрытия способностей и последующего профессионального выбора. Возможно, для понимания и в дальнейшем профессионального самоопределения связано с психологической помощью в профориентационной деятельности. Исследования самораскрытия связаны с практической работой психолога и с консультативным аспектом его деятельности. Самораскрытие способностей – это проблема, которая касается внутреннего диалога человека с собой, в результате которого человек понимает, что он является обладателем определенных способностей. Процесс профессионального самоопределения, по- видимому, следует за самораскрытием способностей и тесно связан с ним [5]. Е.А. Климов говорит о том, что профессиональное самоопределение является системообразующим центром для всех возможных самоопределений в жизни подростка как профессионала и гражданина. Он выделяет такой важнейший критерий профессионального становления личности как поиск и нахождение личностного смысла в трудовой деятельности [6]. Исходя из проблем профессионального самоопределения были выделены проблемы профессионального самоопределения подростков [7, с. 256-258]. Так О.Б. Ильиной было выделено три аспекта профессионального самоопределения: 1. Социальная ситуация, в которой формируется личность современного подростка характеризуется нестабильностью и постоянной трансформацией, что оказывает большое влияние как на личность подростков, так и на их профессиональное самоопределение. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 4 2. Отношение самих подростков к выбору профессии. Так, современные подростки имеют скудные знания о мире профессий, испытывают серьезные затруднения на определение профессионально важных качеств для ряда профессий и демонстрируют низкую мотивацию к обучению. Все это приводит к тому, что на момент выбора профессиональной деятельности и учебного заведения многие подростки оказываются просто не готовы сделать выбор. 3. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения. На данный момент самый необходимый аспект для успешного профессионального самоопределения современных подростков. Так, для помощи в определении будущего профессионального пути подростков психологами проводится профориентационная диагностика обучающихся в школах, но часто она проводится по устаревшим методикам и ей не уделяется должного внимания, что в свою очередь не помогает подросткам в профессиональном самоопределении. Для помощи и поддержки в самораскрытии и самоопределении профессиональной деятельности подростков выступает психологическое консультирование. Так, Н.С. Пряжников выделил четыре группы задач профессионального самоопределения, которые могут в той или иной степени помочь подростку в выборе дальнейшей профессиональной деятельности: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) диагностические (помощь в самопознании); 3) морально-эмоциональная поддержка; 4) помощь в выборе, в принятии решения [8, с. 42]. Заключение. Таким образом, в статье была освещена проблема самораскрытия способностей подростков как залог успешного самоопределения в дальнейшей профессиональной деятельности. Самораскрытие подростка зависит не только от его задатков, которые могут перерасти в способности, но и от психологических условий, которые будут или не будут толчком к развитию задатков. Так, важным критерием в самораскрытии подростков выступают личностно-профессиональные качества педагога, а также профессиональная психологическая помощь. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 5 Список литературы: 1. Аминов Н.А., Чернявская В.С. Самораскрытие способностей старшеклассника [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoraskrytie-sposobnostey-starsheklassnika/viewer (дата обращения: 29.01.2021 г.), 2. Зинченко Е.В. Самораскрытие и психическое здоровье личности [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12535423 (дата обращения: 29.01.2021 г.), 3. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (Психология развития) Электронный учебник [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://goo.su/3Xw (дата обращения: 29.01.2021 г.), 4. Теплов Б.Н. Способности и одарённость [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://goo.su/3XW (дата обращения: 29.01.2021 г.), 5. Чернявская В.С., Шибаев В.С. Самораскрытие способностей как цель современного образования: обзор психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: file:///C:/Users/admin/Downloads/20006.pdf (дата обращения: 29.01.2021 г.), 6. Климов Е.А. Введение в психологию труда [Электронный ресурс] // // Режим доступа: URL: https://www.studmed.ru/view/klimov-ea-vvedenie-v- psihologiyu-truda_35ff955a950.html (дата обращения: 29.01.2021 г.), 7. Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2014_3_Ilyina.pdf (дата обращения: 29.01.2021 г.), 8. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: «Академия», 2007. 318 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 6