- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ СНИЖЕНИЯ СЛУХА
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Бурсикова Г.В.
PDF файл статьиУДК 376 Бурсикова Галина Васильевна студент, факультет специальной психологии Костромской Государственный Университет, Россия, г. Кострома e-mail: galya.bursikova@mail.ru Научный руководитель: Тихонова Инна Викторовна кандидат психологических наук, доцент Костромской Государственный Университет, Россия, г. Кострома РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ СНИЖЕНИЯ СЛУХА Аннотация: Развитие рефлексии в возрастном аспекте связано с образованием у ребенка все новых сложных функций мышления, а также связано непосредственно с развитием речи. Рефлексия является структурным компонентом многих важных социальных процессов. Формирование рефлексии у людей с нарушением слуха имеет специфический характер. Развитие способности анализировать свою деятельность в настоящем и будущем времени. Способность анализировать поступки других людей является ключом к усвоению нового социального опыта и пониманию человеческого поведения. Ключевые слова: рефлексия, подростки с нарушением слуха, задержка психического развития (ЗПР), онтогенез, подростки, подростковый возраст. Bursikova Galina Vasilievna student, Faculty of Special Psychology Kostroma State University, Russia, Kostroma Scientific adviser: Tikhonova Inna Viktorovna PhD in Psychology, Associate Professor Kostroma State University, Russia, Kostroma DEVELOPMENT OF REFLEXIA IN ADOLESCENTS WITH DIFFERENT DEGREES OF HEARING IMPAIRMENT Abstract: The development of reflection in the age aspect is associated with the formation of new complex functions of thinking in a child, and is also directly related to the development of speech. Reflection is a structural component of many important Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 1 social processes. The formation of reflection in people with hearing impairment has a specific character. Development of the ability to analyze their activities in the present and future tense. The ability to analyze the actions of others is the key to assimilating new social experiences and understanding human behavior. Key words: reflection, adolescents with hearing impairment, mental retardation (PD), ontogenesis, adolescents, adolescence. Актуальность. Развитие рефлексивной способности способствует эффективной социализации человека, самоопределению и профессиональной ориентации. Исследованием рефлексии занимались следующие авторы Карпов А.В., Громыко Ю.В., Рубцов В.В., Щедровицкий Г.П., Дж Локк и другие. Изучение рефлексии всегда был актуальным вопросом, онтогенез рефлексии очень сложно отследить начало развития рефлексивной способности, но это играет ключевую роль. Несмотря на острую необходимость изучения рефлексии, исследований среди людей с нарушением слуха крайне мало. Нас интересует вопрос, что является ключевым фактором в формировании рефлексии у подростков с нарушением слуха? Рефлексия – это фокусировка внимания индивида на свое сознания, качества и свою деятельность, способность анализировать ситуацию и свои возможности с предстоящей деятельностью. Н.В. Дорофеева в своей работе говорит об онтогенезе рефлексии: «Онтогенетические уровни рефлексии определяются, прежде всего, уровнями развития на конкретной возрастной стадии других психических функций — памяти, мышления, речи, произвольных действий, чувств и т. д., поскольку все акты самосознания формируются и осуществляются только на основе этих процессов и только через них».[1, с. 228]. Таким образом, от формирования высших психических функций будет зависеть развитие рефлексии. Отсюда, стадии формирования рефлексии будут тождественны возрастным стадиям развития ребёнка. Самым важным моментом в развитии рефлексии отмечается момент зарождения и развития речи. «В целом, речь освобождает ребенка от безраздельной погруженности его во внешний мир и делает способным к Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 2 размышлению над самим собой, способным постигать свое собственное «Я»» [1, с. 230]. Уже здесь мы можем проследить взаимосвязь рефлексии и самооценки. Так же в момент возникновения речи, ребенок уже может запоминать события и эпизоды из своей жизни, а с развитием мышления приобретенный, в прошлом опыт ребенок может перенести на актуальную для него деятельность. Момент перехода от дошкольного возраста к младшему школьному характеризуется формированием содержательных и оценочных представлений. По мнению В.И. Слободчикова и Г.А. Цукерман, в образовательном учреждение «механизмом запускающим» рефлексивный процесс является педагог, «ставя проблему так, чтобы сразу поляризовать различные стороны обсуждаемого противоречия, материализовав их в мнениях учеников. При столкновении разных мнений обнаруживается их частичность, ограниченность» [4, с. 69]. Детям необходимо проанализировать свою точку, сравнить с точкой зрения оппонента, проанализировать и сделать выводы. По вопросу особенностей развития рефлексии у детей с нарушением слуха исследований мало, но мы можем рассмотреть особенности формирования ключевых компонентов рефлексии у детей с нарушением слуха. Как мы уже говорили, ключевым компонентом рефлексии является когнитивная сфера. Нас интересует речевая деятельность и мыслительные операции. Так как речевую деятельность у детей с нарушением слуха мы уже подробно рассматривали, рассмотрим формирование и развитие операций мышления. В.Д. Едигарева выделяет следующие особенности мыслительных операций младших школьников с нарушением слуха: Ограниченный запас знаний об окружающем мире; Плохо ориентируются в категориальных понятиях; Непонимание причинно-следственных связей между предметами и явлениями; Неумение переносить новый опыт, для выполнения поставленной задачи [2, с. 2]. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru Таким образом, мы видим, что данные особенности влияют на формирование рефлексии. Особенно стоит отметить «непонимание причинно- следственных связей», ребенок может не переносить свой опыт на будущую деятельность, не способен проанализировать полученный опыт и применить его в своей жизни. Исследование проводилось на базе ГКОУ «Школы-интерната для детей с ОВЗ по слуху». В исследовании приняли участие подростки в возрасте от 13 до 16 лет, с разной степенью снижения слуха и общего развития. Подростки были разделены на четыре группы: слабослышащие подростки (5 человек), глухие подростки (6 человек), слабослышащие подростки с ЗПР (4 человека), глухие подростки с ЗПР (6 человек). Диагностика проводилась при помощи методики Карпова А.В «Диагностика рефлексии». Анализ данных производится с помощью балловой системы, диапазон баллов характерен определенному стену, который является индикатором высокого низкого или среднего уровня рефлексии. Получились следующие результаты: Таблица 1 Уровень рефлексии у подростков с разной степенью снижения слуха Слабослышащие подростки Баллы 109 121 122 123 135 5 4 Стен 3 4 6 Уровень Низкий Средний Средний Средний Средний Глухие подростки Баллы 108 108 110 114 116 126 Стен 3 3 3 4 4 5 Уровень Низкий Низкий Низкий Средний Средний Средний Слабослышащие подростки с ЗПР Баллы 101 108 106 100 Стен 2 3 2 1 Уровень Низкий Низкий Низкий Низкий Глухие подростки с ЗПР 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru Баллы 90 92 95 100 97 102 Стен 1 1 1 1 1 2 Уровень Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Анализируя полученные данные по всем группам подростков с нарушением слуха, мы можем сделать выводы. Что с каждой следующей группой уровень рефлексии снижался. Мы видим, что у слабослышащих подростков среди всех групп самый высокий уровень. У глухих подростков с ЗПР самый низкий уровень рефлексии, это можно объяснить состоянием речи и мышления. Ключевым моментом является, что у группы глухих подростков уровень рефлексии немного выше, чем у слабослышащих подростков с ЗПР, это говорит нам о преимущественной важности развития мышления. Стоит отметить, что несмотря на то что у группы слабослышащих самый высокий уровень рефлексии среди остальных групп испытуемых, ни у одного испытуемого не отмечался высокий уровень рефлексии (7 и выше стенов). Это говорит о том, что рефлексия как процесс в жизни подростков с нарушением слуха имеет ряд специфических особенностей связанных с уровнем развития речи и мышления. 1. Дорофеева Н.В. Онтогенетические особенности рефлексивного развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2008. № 2. С. 228-238 2. Едигарева В.Д. Исследование и развитие мыслительных операций у детей с нарушениями слуха 8–9 лет // Студенческая наука и XXI век. 2017. № 1(14). С. 2–2. 3. Карпов А.В. Общая психология: Учебник. М.: Гардарики, 2004. 232 с. 4. Слободчиков В.И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе. Проблемы рефлексии. Новосибирск: Издательство: Современные комплексные исследования, 1987. С. 60-68. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru Список литературы: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 6