- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ЦЕЛЬ СИСТЕМЫ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Тенитилова К.С., Абаева С.М.
PDF файл статьиУДК 37 Тенитилова Ксения Сергеевна, студентка 2 курса бакалавриата, институт естественных наук и биотехнологии, Орловский государственный университет, Россия, г. Орел e-mail: tenitilova.xiusha@yandex.ru Абаева Сийлахь Магомедовна, студентка 2 курса бакалавриата, институт естественных наук и биотехнологии, Орловский государственный университет, Россия, г. Орел СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ЦЕЛЬ СИСТЕМЫ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Аннотация: В статье обоснована актуальность темы, выявлена теоретическая основа исследования, проанализировано понятие «ученический коллектив» и предложена его авторская трактовка, а также определена роль педагога в становлении классного коллектива. Ключевые слова: воспитание, педагог, классный коллектив, становление коллектива, социально-психологический климат. Tenitilova Ksenia Sergeevna, 2nd year bachelor student, Institute of natural Sciences and biotechnology, Orel state University, Russia, Orel Abaeva Silah Magomedovna, 2nd year bachelor student, Institute of natural Sciences and biotechnology, Orel state University, Russia, Orel THE FORMATION OF A CLASS TEAM AS A DEFINING GOAL OF THE PEDAGOGUE'S UPBRINGING ACTIVITY SYSTEM Abstract: the article substantiates the relevance of the topic, reveals the theoretical basis of the study, analyzes the concept of "student collective" and offers its author's interpretation, as well as defines the role of the teacher in the formation of the class collective. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru Keywords: upbringing, teacher, classroom team, team building, social and psychological climate. Актуальность проблемы детерминирована возросшими требованиями к эффективному воспитанию в течении всего времени обучения в общеобразовательной организации. С того момента, как классный коллектив только сформировался, начинается становление его психологического настроя. Характерным индикатором, детерминирующим степень сформированности классного состава, выступает его социально – психологический климат, так как он является проявлением коллективного сознания, свидетельствует о наличии общих традиций, взглядов, ценностей. Именно он оказывает определяющее влияние на настроение и душевное состояние его членов, устанавливает эмоциональную атмосферу группы. Классный или ученический коллектив выступает условием развития личности. Упомянув данный термин нельзя не коснуться и его толкования. Осознание того, что представляет из себя коллектив складывалось постепенно. Историко – педагогический анализ понятийного аппарата позволил отметить, что в отечественной педагогике и психологии не существует единого понимания этой дефиниции. По мнению И.А. Фархшатовой, «ученический коллектив – это группа обучающихся, целью которой является воспитание и обучение ее участников, осуществляемые на основе педагогического управления и представленная в виде организационной структуры образовательного учреждения» [1, с. 16]. Л.Н. Павлова рассматривает это понятие как «объект педагогического управления» [2, с. 2]. Проанализировав понятийное поле данной категории, можно дать следующее ее определение: ученический коллектив представляет собой организованное объединение школьников, оказывающее определенное воздействие на эмоционально – психологическое состояние каждого его члена, в котором все учащиеся связаны общей социально – значимой деятельностью. Он позволяет «расцвести» подростку и имеет важное значение для его личностного самосовершенствования [3]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 2 Необходимо выделить критерии, при помощи которых несложно определить степень сформированности коллектива учеников. К ним относятся: чувство товарищества, ответственности, защищенности и гордости за своих одноклассников; активность подавляющего большинства в решении общих вопросов, общественной и социальной жизни школы; конструктивное разрешение возникающих противоречий; преобладание позитивного настроя; сознательная дисциплина и продуктивность совместной деятельности; высокая степень удовлетворенности членов взаимоотношениями и стилем руководства со стороны педагога; активные обсуждения вопросов, касающихся не только учебной деятельности, но и внеурочной. Таким образом, можно сделать вывод о том, что становление классного коллектива подростков должно стать определяющей целью системы воспитывающей деятельности классного руководителя и всего педагогического состава школы. Список литературы: 1. Фархшатова И.А. К вопросу о сущности понятия «ученический коллектив» // Инновации в науке и образовании: материалы междунар. науч.- практ. конф. / под общ. ред. А. И. Вострецова. Прага: Vydavatel «Osviceni» ; Нефтекамск : РИО НИЦ «Мир науки», 2016. С. 10-16. 2. Павлова Л.Н. Модель механизма педагогического управления ученическим коллективом // Концепт. 2013. № 05. С. 114-121. 3. Сухомлинский А.В. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974. 288 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 3