- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РОЛЬ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Михайлова Р.Р.
PDF файл статьиУДК 39 Михайлова Розалия Рахматулловна студентка 2 курса магистратуры, факультет психологии Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Россия, г. Уфа e-mail: sadvata@mail.ru Научный руководитель: Аминов Тахир Мажитович, доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Россия, г. Уфа РОЛЬ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: В статье рассматривается проблема приобщения детей дошкольного возраста к культуре коренных северных народов ханты и манси. Выделены формы и методы работы по формированию у дошкольников национального самосознания, расширению и обогащению кругозора детей о традициях и быте северных народов. Рассмотрена роль прикладного искусства народов ханты и манси в воспитании интереса у дошкольников к национальной культуре. Ключевые слова: Север, национальная культура, народы ханты и манси, традиции, быт, орнамент. Mikhailova Ruzalia Rakhmatullovna 2nd year master student, faculty of psychology Bashkir state pedagogical University named after M. Akmulla, Russia, Ufa Scientific adviser: Aminov Tahir Mazhitovich, doctor of pedagogical sciences, associate professor of the department of pedagogy and psychology Bashkir state pedagogical University named after M. Akmulla, Russia, Ufa 1 «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru CHILDREN THE ROLE OF KHANTY AND MANSI CULTURE IN THE EDUCATIONAL AND DEVELOPMENTAL PROCESS OF PRESCHOOL Abstract: The article deals with the problem of introducing preschool children to the culture of the indigenous Northern peoples of Khanty and Mansi. The forms and methods of work on the formation of national identity among preschool children, expanding and enriching the horizons of children about the traditions and life of the Northern peoples are highlighted. The role of applied arts of the Khanty and Mansi peoples in fostering interest in the national culture of preschool children is considered. Key word: North, the national culture of the peoples of Khanty and Mansi traditions, way of life, the ornament. В современных условиях жизни главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание достойного гражданина, знающего и любящего свою Родину, а важнейшим принципом государственной политики в области образования является возрождение и развитие национальной культуры, духовно-нравственных ценностей народа. Приобщение детей к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторической самобытности. Важной задачей дошкольной образовательной организации на современном этапе введения ФГОС ДО, является приобщение детей дошкольного возраста к истокам культуры той местности, на которой в данный момент они проживают. Необходимо вести работу по формированию у дошкольников чувства любви к Родине, воспитания у них эмоционально- положительного отношения к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей природы, истории родного края. Любой край, область или небольшое село неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Северные народы ханты и манси это яркий пример неизменной любви к своей земле, которые имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности 2 и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное они смогли выжить в суровых северных условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру. Народы ханты и манси, живя в экстремальных условиях северного края, успешно занимались оленеводством, рыболовством и охотничьими промыслами, владели технологией изготовления предметов из кости, дерева, бересты, выделка кожи и меха, приготовление пищи из молочных, мясных и других продуктов [5, c. 29]. Культура народов ханты и манси является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями северных народов, духовно нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально положительное отношение к объектам эстетического содержания. Северный народ имеет свой родной язык, песни, сказки, музыку, танцы, свои традиции и быт. Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре северных народов содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Югры, желающие внести свой вклад в его развитие. Изучая традиции и быт народов ханты и манси, дошкольники усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям своего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и преумножать богатство родной земли. У дошкольников формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине [4, c. 31]. 3 Для того чтобы воспитать интерес дошкольников к теме необходимо найти способ как правильно и интересно (с позиции ребенка) ее представить в играх, беседах, рассказах, занятиях, в книгах, экскурсиях и т.д. В разнообразных формах развития, совместной и самостоятельной деятельности необходимо обогащать и расширять кругозор детей о традициях и быте северных народов. Полученные представления и умения следует закреплять в сюжетно-ролевых, дидактических играх, играх-драматизациях. Проведенные беседы с дошкольниками расширяют их представления о северной природе и климате, растительном и животном мире, о жизни северных народов. Рассказы и беседы лучше сопровождать чтением стихов, загадок, сказок, где дети будут отвечать на вопросы, выполнять предложенные задания, играть и заниматься творчеством. Художественно-творческая деятельность оказывает положительное влияние на детей, обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Важным этапом в работе является знакомство детей с прикладным искусством народов ханты и манси, развивать у дошкольников умение составлять узоры на северные мотивы, отличать орнаменты народов этого края от любых других. Очень важно для детей и изобразительное искусство народов ханты и манси. Прежде всего, это украшения на одежде – вышивка бисером и аппликации из узких полосок цветной ткани. Замшу из оленьей шкуры (ровдугу) ханты и манси красили в красный или черный цвет, а потом вышивали по ней оленьим волосом. Хантыйский орнамент в основном геометрический, это сочетание крестиков, полукругов, зигзагов и других простых элементов [2, c. 48]. Неотъемлемой частью является и изучение дошкольниками музыкальной культуры северных народов. Краеведческий материал дети получают на занятиях, в игровой и самостоятельной деятельности, а также во время проведения развлекательных досуговых мероприятий. Полученные знания дети могут свободно применять в повседневной жизни. Будут иметь представления об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни коренных северных 4 народов, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа, чувствовать свою сопричастность к миру, осознавать родовую связь с природой. Таким образом, приобщение детей к национальной культуре северных народов ханты и манси не должно ограничиваться только элементарными географическими сведениями, названиями некоторых предметов быта и национальных праздников. Введение детей в особый, самобытный мир национальной культуры серных народов должно осуществляться путем действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми дошкольного возраста и воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Именно такой подход поможет воспитать у дошкольников интерес к изучению национальной культуры северных народов ханты и манси, духовность, без которой не может жить современный человек, приобщение к красоте, которая одинаково облагораживает разные народы и приводит в конечном итоге к взаимовлиянию культуры. Список литературы: 1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно- воспитательном процессе. М.: Шк. пресса, 2011. 144 с. 2. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. Старший, средний, младший возраст. М.: Просвещение, 2010. 60 с. 3. Дудников Н. Мой дом север. Сказки. Легенды. М.: Издательство: София: ЕООД, Европа-печать и издательство, 2009. 120 с. 4. Журавель Н.М. Краеведение Ямало-Ненецкого автономного округа. Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2010. 69 с. 5. Неволина В.А. Приобщение дошкольников к народным традициям региона: Учебно методическое пособие. Ишим: Изд-во ИГПИ, 2014. 64 с. 6. Поленова Т. Самые удивительные обычаи и традиции народов мира. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 253 с. 5 7. Сказание о земле Югорской // под ред. Н.Л. Западновой. Тюмень: ИФА, 2009. 96 с. 6