- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ ОСНОВАМ ИЗО
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Баранова П.С.
PDF файл статьиУДК 376.1 Баранова Полина Сергеевна студентка 2 курса магистратуры, Институт гуманитарных наук Ивановский государственный университет, Россия, г. Иваново e-mail: polina.kliuhina@yandex.ru Научный руководитель: Дельцова И.А., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры непрерывного психолого-педагогического образования Ивановский государственный университет, Россия, г. Иваново ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ ОСНОВАМ ИЗО Аннотация: Статья посвящена рассмотрению технологии обучения детей с ОВЗ основам ИЗО: особенностям построения педагогической деятельности, выбору материалов, оборудованию рабочего помещения. Описана основополагающая роль педагога как ключевого участника образовательного процесса. Ключевые слова: обучение основам ИЗО, дети с ОВЗ, изобразительные техники Baranova Polina Sergeevna 2st year master student, Institute of Humanities Ivanovo State University, Russia, Ivanovo Scientific adviser: Delcova I.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the Department of continuous psycholong-pedagogical education Ivanovo State University, Russia, Ivanovo TEATING CHILDREN WITH DISABILITIES THE BASICS OF ART Abstract: the article is devoted to the consideration of the technology of teaching children with disabilities to the basics of fine art: the peculiarities of the construction of pedagogical activities, the choice of materials, and the equipment of the working room. The fundamental role of the teacher as a key participant in the educational process is described. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru Key words: teaching the basics of art, children with disabilities, visual techniques Обучение основам художественного творчества детей с ОВЗ является одним из важнейших направлений абилитации. К настоящему моменту накоплен большой практический и теоретический опыт, который показывает важность творческих занятий в жизни детей с нарушениями в развитии. Однако, стоит отметить, что различные нозологии накладывают отпечаток на методику преподавания изобразительного искусства, являются основополагающими критериями при выборе техник и художественных материалов, с которыми работает педагог. Обучение понимается нами как «Взаимообусловленная деятельность учителя и ученика, в процессе которой происходит усвоение знаний, умений и навыков» [1, с. 215]. Для эффективного обучения нами выделен ряд условий: правильное оборудование рабочего места, определенное построение педагогической деятельности, начинающееся с диагностики и оценки уровня форсированности тех или иных навыков, выбор соответствующих материалов, разработка вспомогательных пособий для учебной деятельности; выбор материалов и художественных техник необходимо осуществлять, исходя из сформированных навыков и умений учащихся. Рассмотрим особенности оборудования рабочего места. Работу лучше выполнять за столом, так как это привычнее, работа за мольбертом может вызывать дискомфорт. Для каждого учащегося необходимо большее рабочее пространство, чем при письме или иных видах учебной деятельности. Особое внимание стоит уделить освещению: света должно быть достаточно, он должен быть комфортной цветовой температуры, источник света должен быть расположен таким образом, чтобы не давать сильных, контрастных теней; по возможности занятия стоит проводить при естественном освещении. При рассадке стоит учитывать индивидуальные особенности учащихся: ведущая рука, наличие отвлекающих факторов, межличностные взаимоотношения Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 2 учащихся. Все художественные материалы лучше располагать рядом с рабочим столом, чтобы была возможность быстро их достать при необходимости и дать учащемуся свободу выбора в работе. При формировании программы занятий педагогу стоит включить диагностический блок, для определения сформированности уровня умений и навыков. В качестве тестовой работы лучше всего выбрать такую, в которой можно задействовать как можно больше умений, а также работа не должна быть привязана к конкретной художественной технике, где учащемуся пришлось бы четко выполнять указания педагога. Кроме того, не стоит брать тему, подразумевающую работу со сложной формой или сюжетную композицию. На данном этапе работы помощь педагога должна быть минимальной, основная задача-наблюдение за процессом работы. При выборе художественных материалов также стоит учитывать ряд особенностей. Бумага для живописных и графических работ должна быть плотной, дабы ученик не имел возможности ее рвать, мять, если это не предусмотрено заданием. При выборе живописных материалов стоит отдать предпочтение водорастворимым краскам, наборам с максимальным количеством цветов, так как не всем учащимся может быть доступен процесс смешения цветов, используемый в классических живописных техниках. В выборе графических материалов стоит руководствоваться показателем мягкости материала, предпочтение отдавать материалам с мягким стержнем. Также необходимо исключить из работы материалы имеющие сильный запах, материалы, которые могут нанести вред здоровью при их проглатывании, съедании. Кроме того, для занятий необходим ряд вспомогательных инструментов: различные карточки-подсказки (с пиктограммами, обозначающими художественные материалы, с пиктограммами правил поведения в учебной мастерской), большой таймер с графически обозначенным временем занятия, организованная система хранения материалов, в которой каждый инструмент имеет свое постоянное место. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 3 В ходе исследования нами была составлена таблица корреляции простейших навыков и умений, доступных большинству детей различных нозологий, и художественных техник, которые могут быть использованы. Таблица 1. Корреляция простейших художественных навыков и художественных техник. Навык Художественные материалы Живописные Пластилин и Цветная Графические материалы прочие бумага материалы (восковые нетрадиционные мелки, материалы цветные карандаши, фломастеры) Варианты художественных техник Абстрактное Коллаж из Граттаж Коллаж Коллаж заполнение авторских фона фонов Монотипия Работа с маской Коллаж Коллаж Работа с Заполнение Монотипия по заданной заданной шаблоном форме формы Фроттаж Работа с шаблоном Техники ручной печати Таким образом, обобщая вышесказанное, отметим, что обучение детей с ОВЗ основам ИЗО-важное направление педагогической деятельности, которое имеет ряд особенностей. Основным критерием, которым стоит руководствоваться при построении педагогической деятельности, должен быть критерий соответствия выбираемой техники навыкам и умениям учащихся. Особое внимание также стоит уделять выбору художественных материалов и оборудованию рабочего места. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 4 Список литературы: 1. Даукша Л.М. Чекель Л.В. Педагогическая психология: учебно- методический комплекс по одноименному курсу для студ. Гродно: ГрГУ, 2008. 471 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 5