- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ЛЕСГАФТ П.Ф. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Илюшина Е.С., Гордеев К.С., Жидков А.А., Ермолаева Е.Л., Федосеева Л.А.
PDF файл статьиУДК 37.01 Илюшина Елена Сергеевна, студентка магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: lushina98@mail.ru Гордеев Кирилл Сергеевич студент магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Жидков Алексей Андреевич, студент магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Ермолаева Екатерина Львовна, студентка магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Федосеева Любовь Алексеевна студентка магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород ЛЕСГАФТ П.Ф. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА И ЕГО Аннотация: В конце XIX века переход на капиталистический строй способствовал развитию образования и воспитания. В частности, хотелось бы осветить концепцию семейного воспитания Пётра Францевича Лесгафта. Он, будучи педагогом, врачом, первым создал научно-обоснованное произведение «Семейное воспитание ребёнка и его значении». В книге автор прослеживал поведение детей в зависимости от их условий жизни в семье, а также определял факторы, при которых складывается определенный тип и характер детей. Концепция семейного воспитания Лесгафта начинается с характеристики детей, которых можно отнести к распространенным типам: лицемерный, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru ЗНАЧЕНИЕ 1 честолюбивый, добродушный, забитый – мягкий, забитый – злостный, угнетённый. Ключевые слова: семейное воспитание, формирование типа личности, условия развития ребенка, общественное влияние на детей. Ilyushina Elena Sergeevna, master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Gordeev Kirill Sergeevich master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Zhidkov Alexey Andreevich, master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Ermolaeva Ekaterina Lvovna, master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Fedoseeva Lyubov Alekseevna master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod LESGAFT P.F. FAMILY UPBRINGING OF THE CHILD AND ITS SIGNIFICANCE Abstract: At the end of the 19th century the transition to the capitalistic system contributed to the development of education and upbringing. In particular I would like to describe Peter Franzevich Lesgaft's conception of family education. He, as a pedagogue and physician, was the first to create a science-based work "Family Education of the Child and its significance. In the book the author traced the behavior of children depending on their living conditions in the family and determined the factors that create a certain type and character of children. Lesgaft's concept of family upbringing begins with the characterization of children who can be classified as common types: hypocritical, ambitious, good-natured, battered - soft, battered - malicious, oppressed. Key words: family upbringing, formation of personality type, conditions of child development, social influence on children. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru По мнению педагога, условиями для развития лицемерного типа служат ложь и лицемерие взрослых, дефицит заботы, а также поощрение родителями смиренного и ласкового поведения, вызванного желанием ребёнка удовлетворить свои желания [1]. Для ребенка такого типа характерна ложь, хитрость, отсутствие рассуждений и понимания правды. Он действует имитационно исходя из личной выгоды. В обществе ребёнок лицемерного типа имеет скромную внешность и старается сохранять хорошее отношение с учителями и старшими, однако его товарищи испытывают к нему ненависть. Отношение родителей к своим детям может быть различным. Бывает в одной семье первый ребёнок получает излишнюю ласку, похвалу и внимание, а второй испытывает дефицит заботы [2]. Действия родителей в таких случаях несправедливы и неразумны. Первый является любимчиком и кумиром, второй, развивается под влиянием соревнования. В семьях, где детей щедро хвалят и награждают формируется ребенок честолюбивого типа, который стремится выделиться среди других. Честолюбивый ребенок увлечен живописью или музыкой, своими творческими наклонностями они желают добиться славы и поощрения. Особое внимание детей такого типа занимает деятельность, благодаря которой, они отличаются от других. Они не терпят соперников, любыми средствами устраняют последних и добиваются своей цели. В их окружении преобладают люди забитого типа, на фоне которых честолюбивые хорошо выделяются. Во взрослом возрасте честолюбивые живут для своего удовольствия. В педагогических трудах Лесгафт рассматривал семью, в которой есть все условия для положительного воспитания детей. Чаще всего к нему относился деревенский тихий образ жизни, в котором ребенок обитал с рождения. Обычно в таких семьях присутствует близкий человек, при этом нет места похвале и наказаниям [3]. Ребенок обладает свободой, его нужды и желания удовлетворяются по возможности. Со стороны родителей не совершаются произвольные действия или насильственные меры. В случае отказа в чем-либо Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 3 или взыскании с ребенка требований, он получает разумное объяснение. Взрослые ничего не внушают, не создают искусственных мер для развлечения, тем самым позволяя ребёнку самому найти занятие и игровую деятельность. Толковое, правдивое и прямолинейное отношение родителей развивает человека добродушного типа. В семьях, для которых характерны предупредительные функции, применяемые к детям, формируется мягко – забитый тип личности. У ребенка нет возможности распоряжаться своим временем, самостоятельно рассуждать и делать выбор, потому что за него это делают родители, предупреждая все желания [4]. Без каких-либо объяснений ущемляется деятельность ребенка с помощью начитываний и напоминаний. Автор подчеркивает, что присутствует безучастное отношение к детям. Подавленность возникает из-за живой ласки и удовлетворении лишь насущных потребностей. Мягко – забитый тип характеризуется равнодушием и отсутствием проявления любви. Ему сложно остаться наедине с собой без внешней помощи и поддержки. В семьях с авторитарным воспитанием, где применяются наказания и запреты, ребенок подвергается оскорблениям и лишен права выбирать свою активную деятельность формируется злобно – забитый тип человека. В обществе он очень стеснителен, молчалив, подозрителен к старшим, не восприимчив к ласке и проявлению нежности. Такой человек может стать врагом общества. В бедных семьях с трудолюбивыми родителями, к которым ребенок относится с искренностью и любовью развивается угнетённый тип человека. Взрослые по мере возможности удовлетворяют требования детей, относясь к ним с вниманием и заботой. В благоприятной нравственной обстановке воспитывается скромность, трудолюбие и стойкость, развивающиеся под влиянием борьбы с угнетающими внешними факторами жизни. Таким образом, Пётр Францевич Лесгафт глубоко и всесторонне рассмотрел особенности семейного воспитания, раскрыв их на основе социальных и психологических аспектов. Воспитание, по его мнению, имеет социальный характер и вместе с общественной средой играет решающую роль в 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru формировании детей. П.Ф. Лесгафт считал, что встречающаяся испорченность среди подрастающего человека возникает из-за недостатков семейного и школьного воспитания, а не природы ребёнка. В семье важно сформировать у детей навыки спокойного и дисциплинированного поведения, развивать сознательное отношение к своим поступкам, волю и умение преодолевать трудности. Список литературы: 1. Михащенко А.Л. Семейная педагогика: Антология педагогической мысли. Учеб. пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2011. 106 с. 2. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб.заведений. М.: Изд.центр «Академия», 2001. 208 с. 3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн.2: Процесс воспитания. 256 с. 4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. учеб. заведений. М: Издательский центр «Академия», 2000. 232 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 5