- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РАЗВИТИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Ячменев Ю.В., Вавейкова А.А.
PDF файл статьиУДК 349.6 Ячменев Юрий Васильевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского и международного частного права, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина e-mail: turbo-62@mail.ru Вавейкова Анастасия Александровна студентка Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина e-mail: nastya777vaveykova@gmail.com РАЗВИТИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ Аннотация: В статье рассматриваются основные аспекты развития права собственности на природные ресурсы, как один из важнейших факторов экономического развития государства. На основании исторических предпосылок делаются выводы о становлении современной системы права в области охраны природных ресурсов. Высказываются предложения по совершенствованию природоресурсного законодательства. Также в статье рассмотрен опыт соседского государства по аналогичным отношениям. Предлагается расширить возможные способы пользования природными ресурсами. Ключевые слова: природопользование, природные ресурсы, право собственности, агроэкотуризм, лесное фермерство. Yachmenev Yuri Vasilievich, doctor of legal sciences, professor, Professor of the Department of Civil and International Private Law, Leningrad State University named after A.S. Pushkin Vaveikova Anastasia Alexandrovna student Leningrad State University named after A.S. Pushkin e-mail: nastya777vaveykova@gmail.com DEVELOPMENT OWNERSHIP OF NATURAL RESOURCES Abstract: The article deals with the main aspects of the development of the right of ownership of natural resources as one of the most important factors in the economic development of the state. Based on the historical background, conclusions are drawn about the formation of a modern system of law in the field of natural resources protection. The article describes proposals for improving the natural resources 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru legislation. The article also examines the experience of the neighboring state in similar relations. It is proposed to expand the possible ways of natural resources. Keywords: nature management, natural resources, ownership, tourism, forest farming. Право собственности возникло с образованием государства, однако зарождающиеся признаки публичной собственности уже проявлялись на ранних этапах первобытнообщинного строя. Отличительные особенности собственности имелись в рабовладельческом, феодальном и капиталистическом способах производства. Достаточно аргументированно обосновано положение о том, что собственность составляет основу любого способа производства. До 1990 года в Советском Союзе была единственная форма права собственности на природные ресурсы – исключительная государственная. Сущность исключительной государственной собственности на природные ресурсы состояла в том, что земля, недра, воды, и леса были неизменной принадлежностью государства. Советское государство монополизировало владение и распоряжение данными материальными благами. Земля, недра, водные объекты и леса не могли быть ни проданы, ни куплены, ни сданы в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждены. С реформированием отношений собственности начались и преобразования в современной России. Законом РСФСР от 23 ноября 1990 года «О земельной реформе» монополия государства на землю на территории РСФСР была отменена и введены две основные формы собственности на землю: государственная и частная. Эти положения данного Закона, ныне утратившего силу, получили закрепление и дальнейшее развитие в последующем законодательстве, в том числе и в Конституции РФ [1]. Как правильно заметил в своей статье «Некоторые аспекты развития права собственности на природные ресурсы» Чернов А.В.: «Право собственности на природные ресурсы существенно отличается от права собственности на имущество и объекты неэкологического характера [8]. Так, распределение и перераспределение природных ресурсов обязательно осуществляется в натуре, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 2 путем отвода, т.е. обозначения границ объекта на местности с последующей выдачей удостоверяющих документов. Природные ресурсы должны использоваться в соответствии с их целевым назначением, которое определяется при их предоставлении природопользователям. Право собственности на природные ресурсы в юридическом смысле рассматривается как правовой институт и как совокупность правомочий собственника. Право собственности на природные ресурсы в субъективном смысле представляет собой совокупность правомочий собственника на данные природные ресурсы, а в объективном – совокупность правовых норм, составляющих правовой институт собственности» [8]. Капиталистический путь развития России потребовал коренных изменений законодательстве в части, касающейся использования природных объектов. Произошел отказ государства от монополии на природные объекты, что потребовало принятия принципиально новых законодательных актов, и данная тенденция продолжается до сих пор. В настоящее время как справедливо отмечает Т.И. Макарова, определяющая функция государства состоит не в роли монопольного собственника природных ресурсов, а в роли жесткого контролера за соблюдением норм гражданского и экологического законодательства при эксплуатации природных ресурсов, независимо от форм собственности. В государствах, где институт права частной собственности на природные ресурсы существует не одно столетие, например в США, также отмечается расширение сферы регулятивных полномочий государственного вмешательства в процесс использования земель, находящихся в частной собственности, что на взгляд специалистов ведет к изменениям в традиционной концепции права частной собственности на землю. Однако наряду с усилением государственного и общественного контроля за использованием и охраной природных ресурсов, проявляется необходимость предоставления в частную собственность, кроме земельных участков, отдельных участков других природных ресурсов [6]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 3 Вместе с тем, в отличии от Российской Федерации, по законодательству Республики Беларусь право собственности на природные ресурсы во всех формах не предусмотрено [4]. Однако, полагаю, что России можно заимствовать некоторые законодательные инициативы соседнего государства. Так, в Республике Беларусь в отдельных регионах страны фермерам, занятым выращиванием сельскохозяйственной продукции, предлагается освоить альтернативу – лесное фермерство, которое поможет эффективнее использовать значительное количество низкопродуктивных земель. По мнению начальника научно-исследовательского семеноводческого центра А. Волотовича, на таких землях фермеры могут осваивать новый вид деятельности – заняться плантационным выращиванием березы карельской. Древесина березы карельской используется для создания эксклюзивных дорогих вещей, а также изготовления мебели. В значительной мере объемы производства сдерживаются из-за дефицита сырья, так как на выращивание деловой древесины требуется 20–25 лет. Поэтому складываются высокие цены на внутреннем и внешнем рынках, что представляет интерес для предпринимательства. При этом очевидно совпадение общественных, государственных и частных интересов [8]. Полагаю, что данная законотворческая инициатива может быть заимствована и Российской Федерацией [2, 3], путем интегрирования в законодательство через внесение поправок в Земельный и Лесной кодексы Российской Федерации, предоставляющее возможность физическим и юридическим лицам заниматься лесным фермерством. По результатам парламентских слушаний на тему: «Перспективы совершенствования российского лесного законодательства в части привлечения инвестиций в лесопромышленный комплекс» состоявшихся 20 марта 2008 года участниками слушаний среди которых депутаты Государственной Думы Российской Федерации, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 4 государственной власти субъектов Российской Федерации, научных и общественных организаций сделаны выводы, что на текущем этапе назрела необходимость принятия конкретных решений по созданию и реализации действенных механизмов частно-государственного партнерства в целях эффективного развития лесного сектора, обеспечения баланса интересов бизнеса, государства и граждан Российской Федерации [7]. Прошло уже свыше 12 лет, а существенных изменений по данному вопросу не имеется, а вместе с тем, в последнее время самовольное пользование природными ресурсами на территории Российской Федерации приобрело угрожающие масштабы. При этом, при передаче права собственности на природные ресурсы в частную собственность, не нужно впадать в другую крайность, поскольку у частной собственности на природные ресурсы имеются недостатки и слабые места, касающиеся предоставления природных ресурсов, как части общественного достояния в частную собственность, что затрагивает интересы других граждан. Для устранения возникающих негативных проявлений неравенства собственников и лиц, не являющихся собственниками природных ресурсов, установлена плата за природные ресурсы, запреты на вредное воздействие на окружающую среду. При нарушении требований законодательства предусматривается изъятие природных ресурсов, находящихся в частной собственности, и их перераспределение. С учётом изложенного, для обеспечения частных и публичных интересов необходим понятный для обоих сторон, четкий механизм, урегулированный законодательством, изъятия и перераспределения природных ресурсов независимо от формы их собственности при нарушении установленных требований природопользования. Помимо изложенного, считаю, что нормативное правовое закрепление права частной собственности на отдельные определенные участки недр, вод, лесов будет способствовать более активному развитию агроэкотуризма, набирающего оборот в туристической сфере с учётом принятия Правительством Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 5 Российской Федерации распоряжения от 18.07.2020 № 1876-р предусматривающего выделение Ростуризму из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетные ассигнования в размере 15000000 тыс. рублей в целях предоставления в 2020 году субсидии акционерному обществу «Национальная система платежных карт» на стимулирование доступных внутренних туристических поездок через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги [4]. В настоящее время, по моему мнению, перспективным развитием права собственности на природные ресурсы является создание благоприятных условий для развития частно-государственного партнерства в целях эффективного использования и защиты природных ресурсов от самовольного пользования природными ресурсами на территории Российской Федерации, а также минимизации вредного воздействия на окружающую среду. Суть частно- государственного партнерства должна заключаться в создании государством правовых механизмов способствующих возникновению у частных лиц интереса в инвестировании в природоохранную сферу. Список литературы: 1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая – четвертая: от 30.07.1994 г. (ред. от 26.06.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 22. 3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 15.10.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 211, 212. 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.07.2020 № 1876-р [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007230001 (дата обращения: 17.10.2020 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 6 5. О собственности в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 11.12.1990 г.№ 457-XII // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2018. 6. Макарова Т.И. Право частной собственности на природные ресурсы: некоторые теоретические и практические проблемы // Юрид. журнал. 2007. № 21(9). С. 57–61. 7. Современные проблемы российского законодательства в сфере природопользования и экологии: стратегия преодоления. По материалам парламентских слушаний и «круглых столов» за 2008 год. М.: Издание Государственной Думы, 2009. 216 с. 8. Чернов А.В. Некоторые аспекты развития права собственности на природные ресурсы // Вестник факультета бизнеса и права. 2019. № 1. С. 63-75. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 7