- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2019"
Автор(ы) статьи: Шугаипова Л.Х.
PDF файл статьиУДК 371.315.6 Шугаипова Люза Хабировна заместитель директора по учебной работе Башкирская республиканская гимназия-интернат №1, Россия, г. Уфа e-mail:buhmastova19960106@yandex.ru Научный руководитель: Мухаметрахимова С.Д., кандидат психологических наук, доцент, Россия, г. Уфа ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Аннотация: В статье рассматривается реализация проектного обучения в специализированных классах общеобразовательной школы. Рассмотрены возможности проектного обучения при реализации профессиональных проектов обучающихся старших классов, что позволяет объединять знания школьников, полученные в процессе изучения базовых, профильных и элективных учебных курсов в рефракцию профессиональной деятельности. Учтены методические подходы к организации проектной деятельности и метода профессиональных проверки старшеклассников. Ключевые слова: профильное обучение, проект, проектный метод обучения, профессиональные тесты, профессиональное самоопределение школьников. Sugaipova Luzа Habirova deputy director for academic affairs Bashkir Republican boarding school No. 1, Russia, Ufa Supervisor: Mukhametrakhimova S. D., candidate of psychological sciences , associate professor, Russia, Ufa PROJECT ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN IN THE SYSTEM OF PROFILE EDUCATION Abstract: The article deals with the implementation of project-based learning in core classes of secondary school. The possibility of project-based learning in the implementation of professional tests high school students, allowing students to integrate knowledge acquired through learning the basic, core and elective courses 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru as they relate to professional activities. Methodical approaches to the organization of project activities, and professional school students samples. Key words: profile learning, project, project-based learning, vocational tests, and professional self-schoolchildren. Система профильного обучения, являясь энергичной структурой, позволяет создать условия для существенного слияния сущности обучения обучающихся старших классов с гибкими и широкими возможностями создания индивидуального образовательного стандарта, обеспечить преемственность между профессиональным и общим образованием, более результативно подготовить выпускников школы к выбору профессионального пути [2]. В соответствии с «концепцией профильного образования» учебный план включает в себя не только профильные и основные образовательные курсы, но и факультативные, развивающие и дополняющие содержание образования, удовлетворяющие процессы восприятия обучающихся, выходящие за рамки выбранного профиля. Вместе с тем, элективные курсы воплощают идеи диффренциации и индивидуального обучения, несут в себе огромный развивающий потенциал. Основание учебного процесса в профильном обучении направлено на отбор и практическое использование наиболее эффективных форм проведения занятий: введение профильного образования и использование современных образовательных технологий – взаимнообусловленных процессов. Проектная технология в профильной школе является одной из эффективных образовательных технологий, это обусловлено тем, что метод творческих проектов может успешно применяться в процессе преподавания всех предметов. Реализация творческих проектов позволяет школьникам соотносить свои возможности с реальным результатом деятельности, это способствует процессу социального и профессионального развития. Суть проектного обучения заключается в возможности получения предметных знаний и умений, овладения способами их извлечения, развития и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 2 закрепления. Обучающиеся самостоятельно разрабатывают различные виды постоянно возрастающих целей и задач проекта, где предыдущий итог деятельности выступает в качестве средства решения будущих задач. Необходимо отметить, что в процессе целеполагания происходит общее конструирование проектной деятельности, ранжирование общего плана проектного процесса, позволяющего спрогнозировать предстоящую задачу. Следущим этапом уточняются цели и задачи эмпирической деятельности и разрабатывается конкретный план ее реализации. Источником активности ученика в данном случае являются потребности. Движущей силой потребностей являются противоречия между практическими задачами, выдвигаемыми в процессе обучения, и имеющимся уровнем знаний и познавательных способностей школьников. Центральным условием разрешения этого парадокса является его осознание учащимися. А поскольку в основе проектного обучения лежит проблемная ситуация определенного плана, то процесс разрешения каждой конкретной проблемной ситуации связан с процессом преодоления трудностей. После того, как схема решения задачи была очерчена, мыслительный процесс переходит к заключительной фазе- обобщению и конкретизации, которая фиксируется визуально экспериментальными действиями. Последнее становится непосредственной практической деятельностью. Такую схему решения задачи мы называем проектом. Следует отметить, что критические навыки ученика позволяют делать выводы, использовать методы исследования, когда обучающийся своими силами находит, осуществляет субъективные и объективные открытия. Он не только приобретает знания, но и учится их приобретать, наблюдать, экспериментировать, изобретать, обобщать, сравнивать, классифицировать. В этом случае процесс самообучения превращается в непрерывную серию открытий, являющихся результатом собственных усилий школьника, где метод проблемной ситуации превращается в поисковый, далее в исследовательский, а Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 3 затем – в проектный метод. Это положение создает коренное основание для возникновения научных понятий и их субъективного научного анализа. Следственно, по мере осваивания способов выделения системы понятий перестраиваются весь процесс учебной деятельности. Образовательный и познавательный интерес поднимается на первый уровень. Она начинает выступать не только смыслообразующим, но и побудительным мотивом, так что сам учащийся активно ищет ситуации, в которых приобретенное понятие может быть развито в дальнейшем. Таким образом, деятельность ученика приобретает характер развития саморегулируемой учебной деятельности с ее мотивами, средствами и методами осуществления. Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность на любом уровне имеет конкретную цель. Любой учащийся знает приёмы и порядок выполнения проекта, соответствующие образовательным возможностям, а уровень сложности отвечает принципу постепенного перехода от одной степени самостоятельности к другой. Сущность работы, форма ее выполнения представляют интерес для учеников, желание выполнить работу до конца. Из чего можно заключить, творческая проектная деятельность содействует активизации умственной деятельности, становлению познавательных интересов, создание положительной мотивации обучения, способствует активации социального и профессионального самоопределения. В профильной школе целесообразно выполнять комплексные творческие проекты, которые можно рассматривать как профессиональную выборку, где школьник может реально проверить себя в определённой деятельности, что можно рассматривать как этап социального и профессионального самоопределения личности, развития профессиональной идентичности, отношения к себе как субъекту предстоящей профессиональной деятельности. Период ранней молодости чувствителен к формированию профессионального сознания. В характеристиках личности заложена социальная самостоятельность, идет поиск маршрутов продолжения обучения и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 4 направления будущей профессии путем пробования сил во всевозможных видах деятельности. Поэтому содержание профильного обучения должно быть ориентировано на предоставление студентам возможности проверить свои способности в различных видах преобразующей деятельности, осуществление теста самовыражения в определенных технологических процессах, выявление их профессиональных способностей. В условиях профессионального самоопределения в этом возрасте происходит формирование профессионального призвания, уточнение социально-профессионального статуса, самооценка уровня сформированности профессионально важных качеств личности в выбранном виде деятельности, планирование профессиональной карьеры. Для старшеклассников личностно значимой проблемой ябляется профессиональный выбор, поскольку несет в себе ограничения их различно направленных интересов. Проектная деятельность снимает это ограничение, позволяя испытать себя в различных социальных ролях. На основе этого воспитательные интересы и склонности становятся более определенными и ярко выраженными. В педагогических исследованиях (П. С. Лернер, Г. Ф. Михальченко, С. Н. Чистякова, В. Д. Симоненко, М. В.) подчеркивается, что формирование способности личности к выбору профессии, формирование профессионального самоопределения обеспечивается следующими условиями: выработкой навыков и умений самоанализа; овладением методами анализа профессий; знанием своих возможностей с помощью профессиональных тестов [1, 3]. Профессиональный тест - это профессиональный тест или профессиональный тест, моделирующий элементы определенного вида профессиональной деятельности, имеющий завершенный процесс, способствующий осознанному, осознанному выбору профессии. С. Н. Чистякова в профессиональном процессе выделяет исполнительскую, творческую, творческую составляющую [4]. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru В соответствии с алгоритмом проектной деятельности, профессиональные образцы разрабатывают в своей структуре основные этапы проектирования. Подготовительный этап профессионального тестирования может включать в себя содержание деятельности студента, связанной с постановкой задачи, промежуточными и конечными целями работы, с ее планированием; с поиском литературных источников, изучением специальной литературы и другой информации по проблеме. Творческий этап в профессиональном тестировании (соотнесенный с технологическим этапом в проектировании) предполагает выявление (формирование)у студентов практических умений действовать по заранее заданному алгоритму. Например, это может быть выполнение практической работы в соответствии с технологической картой и др. На заключительном этапе профессиональные тесты соответствуют деятельности профессионала, обеспечивают формирование специальных знаний, умений, навыков в наиболее полном проявлении индивидуальных особенностей, способностей обучающихся. Таким образом, именно в профильной школе интегративный характер проектного обучения позволяет назвать его эффективным дидактическим инструментом, максимально соответствующим задачам возрастного развития. Список литература: 1. Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-9 класса. М.: Просвещение, 2010. 159 с. 2. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии: проектное обучение. М. «Академия», 2011. 146 с. 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 3. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Методика предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 класса: Методическое пособие. М.:Вентана-граф, 2007. 80 с. 4. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Пряжников Н. С., Умовская И. А. Технология. Твоя профессиональная карьера. Дидактические материалы. Книга для учителя. М.: Просвещение. 2008. 160с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2019 http://tribune-scientists.ru 7