- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Соболева И.В.
PDF файл статьиУДК 3937 Соболева Ирина Владимировна студентка магистратуры физико-математический факультет Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Россия, г. Челябинск e-mail: 5802882@mail.ru Научный руководитель: Беспаль Ирина Ивановна кандидат физико-математических наук физико-математический факультет Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Россия, г. Челябинск ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация: В статье представлен подход к формированию учебно- исследовательских знаний у учащихся начальных классов в рамках внеурочной деятельности. Представлены основные идеи программы внеурочной деятельности «Юные исследователи». Рассмотрена динамика результатов исследования учебно-исследовательских знаний у учащихся. Ключевые слова: начальная школа, внеурочная деятельность, учебно- исследовательская деятельность. Soboleva Irina Vladimirovna master student Physics and Mathematics Faculty South Ural State Humanitarian Pedagogical University Russia, Chelyabinsk Scientific adviser: Bespal Irina Ivanovna candidate of physics and mathematics sciences Physics and Mathematics Faculty South Ural State Humanitarian Pedagogical University Russia, Chelyabinsk FORMATION OF EDUCATIONAL AND RESEARCH KNOWLEDGE WHEN STUDYING PHYSICAL PHENOMENA IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN EXTRA-TIME ACTIVITIES 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru Abstract: The article presents the approach to the formation of educational and research knowledge in primary school students as part of extra-time activities. The main ideas of the out-of-hours program "Young Researchers" are presented. Dynamics of results of study of educational and research knowledge in school students is considered. Keywords: primary school, extracurricular activities, educational and research activities. Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе является актуальной проблемой. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Во всех учебных предметах присутствует проектная и исследовательская деятельность. В большинстве случаев эту работу за детей делают их родители, так как дети не умеют выполнять подобного рода задания. Организация учебного исследования в начальной школе должна осуществляться при изучении каких-то понятных школьнику процессов и явлений из окружающей его жизни, из быта школьного и домашнего, из изучения природных явлений. Внеурочная деятельность отлично совмещает в себе это, так как она направлена на достижения образовательных результатов, в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов. С помощью внеурочной деятельности ребенок научится выдвигать предположения, делать вывод, решать нестандартные задачи. Следовательно, в начальной школе необходимо уделять особое внимание развитию познавательного, в том числе через внедрение учебных исследований во внеурочное время. Изучением внеурочной деятельности занимались такие ученые и педагоги прошлого и современности как Н.А. Бердяев, Д.Б. Григорьев, А.С. Макаренко, В.А. Сластенин, С.Т. Шацкий и др. Сегодня внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 2 потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Для этого необходим педагог, способный не только реализовывать имеющиеся педагогические и социальные технологии, но и выходить за пределы урочной деятельности, осуществлять инновационные процессы, способствовать развитию творчества обучающихся, в том числе и во внеурочной деятельности [2]. Заинтересованность современной школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в систему начального общего образования. Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (начального общего, основного общего, среднего общего образования) вводится понятие внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательной деятельности [3]. Ученики начальной школы начиная с первого класса занимаются проектной и исследовательской деятельностью. Данные занятия проходят во внеурочное время и адаптированы под возраст детей и их психологические и физические особенности. Ребята начальной школы отличаются своей тягой к познанию чего-то нового. Задача учителя развить способности учеников (их скрытые таланты), оказать помощь в исследовании, и не утратить их любознательность, когда появляются трудности. На основе этого была разработана программа внеурочной деятельности «Юные исследователи», рассчитанная на один учебный год для учеников 3-4 класса. Программа основана на знакомстве школьников с физическими явления. Мы считаем, что данная программа позволит развить у учащихся познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, которые помогут достичь результата в учебно-исследовательской деятельности. Чтобы провести эксперимент, позволяющий нам узнать, имеет ли наша программа положительный эффект на развитие учебно-исследовательской деятельности в начальной школе. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 3 Опытно-экспериментальной базой исследований стала МБОУ «Гимназия №1 г. Челябинска». Первый этап эксперимента проводился сентябре 2019 г., в нем приняли участие 28 человек, которые учились в 3 классе. Для эксперимента были подобраны следующие методики [1]: 1. Методика «Логичность умозаключений» А.В. Батаршева; 2. Методика на выявление исследовательского навыка задавать вопросы по модификации методики Н.Б. Шумаковой; 3. Методика на выявление исследовательского навыка выдвигать гипотезу по модификации методики А.И. Савенкова. Проведенное нами исследование показало необходимость проведения работы по развитию учебно-исследовательских навыков младших школьников. Второй этап работы был формирующий эксперимент, а точнее внедрение нашей программы «Юные исследователи» во внеурочную деятельность. Динамику сформированности знаний для учебно-исследовательской деятельности при изучении физических явлений у младших школьников мы увидим на третьем этапе эксперимента- контрольном. Контрольный этап эксперимента также проходил на базе МБОУ «Гимназия № 1» г. Челябинска, Челябинской области. Исследование проходило на том же классе, на котором проходил формирующий эксперимент. Представим сравнительные данные уровня сформированности знаний в учебно-исследовательской деятельности при изучении физических явлений у младших школьников на начало и конец опытно-экспериментальной работы. Результаты методики «Логичность умозаключений» А.В. Батрашева Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 4 44% 39% 33% 35% 27% 50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 14% 15% 11% 10% 7% 5% 0% Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Высокий уровень логичности Хороший уровень логичности Средняя норма логичности Низкая логичность Рисунок 1. Уровня сформированности логических умозаключений младшего школьника По результатам (Рис.1.) не сложно заметить изменения, которым способствовал формирующий эксперимент. К концу эксперимента уровень сформированности логических умозаключений был повышен, уменьшилось количество учащихся, у которых была низкая логичность, а это не может ни радовать. Результаты методики Н.Б. Шумаковой «Вопрошайка» 40% 36% 35% 32% 30% 25% 25% 21% 18% 20% 14% 15% 11% 10% 7% 5% 0% Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Очень высокий уровеньВысокий уровеньСредний уровень Низкий уровеньОчень низкий уровень 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 25% 11% 33% Рисунок 2. Уровень сформированности умения задавать вопросы На данном (Рис.2.) Уровень сформированности умения задавать вопросы стал выше. Дети с удовольствием учились составлять правильные вопросы и с каким же удовольствием искали на них ответ. Результаты методики на выявление исследовательского навыка выдвигать гипотезу по модификации методики А.И. Савенкова 60% 54% 50% 50% 40% 30% 25% 21% 17% 20% 10% 0% Контрольный эксперимент Констатирующий эксперимент Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень Рисунок.3. Уровень сформированности исследовательского навыка выдвигать гипотезу Методика А.И. Савенкова на (Рис.3.) на контрольном этапе эксперимента представила нам изменения в результатах. На диаграмме виден рост. Результаты диагностики показали, что у школьников наблюдается повышение уровня знаний, благодаря чему они могут заниматься учебно- исследовательской деятельностью. Сформировались такие умения, как строить логические умозаключения, что способствует развития мышления у младших школьников. Виден прогресс по результатам методики «Вопрошайка», дети продолжают учиться задавать правильные и корректные вопросы, что способствует грамотной речи, развитию коммуникабельности. Также школьники научились выдвигать гипотезу, мы видим результат, он не идеален, а это значит нужно продолжать работать над этой темой. 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru Положительные результаты проведения экспериментальной работы позволяют считать поставленную гипотезу подтвержденной, а задачи выполненными. Мы считаем, что навыки, полученные в учебно-исследовательской деятельности в начальной школе, в дальнейшем станут основой для исследовательской деятельности при получении основного и среднего образования, а изучение физических явлений в учебно-исследовательской деятельности поможет достичь планируемых образовательных результатов. Список литературы: 1. Истратова О.П. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. Ростов- н/Д: Феникс, 2013. 375 с. 2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 223 с. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 09.10.2020 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 7