- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭМПАТИЙНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНЫХ ТАНЦЕВ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Алексеева Д.А.
PDF файл статьиУДК 159.9 Алексеева Дарья Алексеевна студентка 2 курса магистратуры, психолого-педагогический факультет Удмуртский государственный университет, Россия, г. Ижевск e-mail: dashunja.alexejewa97@mail.ru Научный руководитель: Кирпиков А. Р., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Удмуртский государственный университет, Россия, г. Ижевск РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭМПАТИЙНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНЫХ ТАНЦЕВ Аннотация: Статья посвящена изучению путей использования коммуникативных танцев в сельском Доме культуры для развития навыков эмпатийного общения у детей в возрасте 5 – 7 лет. В статье кратко рассматриваются актуальность темы, основные понятия, методика диагностического исследования. Кратко описано содержание программы коммуникативных танцев, составленной на основе результатов диагностического исследования. Описан сравнительный анализ результатов двух диагностических исследований (до и после реализации программы), на основе которого были сделаны выводы и составлены рекомендации. Ключевые слова: общение, навыки общения, эмпатия, эмпатийное общение, коммуникативные танцы, старший дошкольный возраст. Alekseeva Darya Alekseevna 2nd year master student, faculty of Psychology and Education Udmurt State University, Russia, Izhevsk Scientific adviser: Kirpikov A.R., candidate of psychological sciences, associate professor of the department of developmental psychology and differential psychology Udmurt State University, Russia, Izhevsk DEVELOPING EMPATHIC COMMUNICATION SKILLS IN CHILDREN 5-7 YEARS OLD BY COMMUNICATION DANCES Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 1 Abstract: The article is devoted to the study of ways of using communicative dances in a rural House of Culture for the development of empathic communication skills in children aged 5-7 years. The article briefly discusses the relevance of the topic, the main concepts, and the methodology of diagnostic research. The content of the program of communicative dances, compiled on the basis of the results of the diagnostic study, is briefly described. A comparative analysis of the results of two diagnostic studies (before and after the implementation of the program) is described, on the basis of which conclusions were drawn and recommendations were made. Key words: communication, communication skills, empathy, empathic communication, communicative dances, senior preschool age. Для успешного формирования личности человека, развития здорового психологического развития и социализации личности важно присутствие общения в жизни человека. Андреева Г. М. рассматривает три стороны общения: коммуникативную, которая подразумевает обмен информацией; интерактивную, подразумевающую взаимодействие, и перцептивную, которая подразумевает восприятие и познание людьми друг друга [2]. Виды общения могут классифицироваться по многим параметрам и критериям. Чаще всего большое внимание уделяется таким видам общения как вербальному и невербальному. Вербальное общение основано на речевом общении, невербальное – на неречевом. В вербальной коммуникации Г. Лассуэл выделил составляющие коммуникации: коммуникатор, сообщение, канал, аудитория, эффективность. Лабунская В. А. выделила в невербальной коммуникации следующие системы: оптико-кинетическая, паралингвистическая и экстралингвистическая, организация пространства и время коммуникативного процесса, визуальный контакт [10]. Стоит отметить, что у детей из многих семей воспитатели и педагоги в детских садах замечают то, что детям сложно вступить в контакт со сверстниками и взрослыми, им тяжело общаться между собой. Это можно объяснить тем, что у них плохо развиты навыки понимания состояния другого человека, его внутреннего мира, которые выражаются средствами невербального общения, к которым, например, относятся мимика, жесты, позы и т.д. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 2 В современном образовании появились новые ценности в связи с изменениями культурной и социально-экономического состояния в мире. В содержании Федерального Государственного образовательного стандарта Российской Федерации отмечаются ведущие приоритеты в образовательном процессе, одним из которых является создание условий для эмоционально- нравственного воспитания детей. Человек, который способен сочувствовать, сопереживать, воспринимать эмоциональное состояние и его проявления других людей, легко адаптируется в современном обществе. В.В. Абраменкова и Л.П. Стрелкова относят умение сопереживать родным и посторонним к определению «эмпатия». Под термином «эмпатия» они подразумевают «способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, проникать в их внутренний мир, душу, делая их частью своей личности» [1, с. 177]. Впервые вопрос об изучении эмпатии как отдельной отрасли научного знания был поднят в XIX веке науками, отделившимися от области философского знания: этикой и эстетикой. Эти дисциплины разрабатывали теории, которые описывали характерные черты человека, проявляющиеся во время его контактов с окружающими и обеспечивающие успешность коммуникации и существования в социуме в целом. Разработки этики и эстетики позднее были использованы в психологии для исследования феномена эмпатии. К. Роджерс, определяет эмпатию как психический процесс, направленный в первую очередь на моделирование внутреннего мира переживаний воспринимаемого человека [12]. По мнению С.А. Козловой, «эмпатия определяется как способность или свойство личности, которая имеет сложную аффективно-когнитивно-поведенческую природу. Эта способность проявляется в умении дать эмоциональный отклик на переживания другого человека. Она также подразумевает рефлексию внутренних состояний, мыслей и чувств самого субъекта эмпатии» [8, с. 99]. Т.П. Гаврилова указывает на то, что эмпатия – это эмоциональная способность реагировать на сигналы, передающие эмоциональный опыт другого человека [6]. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru Исходя из ряда рассмотренных выше трактовок понятия, мы рассматриваем эмпатию как социально-психологическое свойство личности, представляющее совокупность социально-психологических способностей индивида, посредством которых данное свойство раскрывается как объекту, так и субъекту эмпатии. Перечислим эти способности: - способность проявления эмоциональной реакции на переживания другого; - способность понимать эмоциональные состояние другого человека, умение представить себя на его месте, перенестись в его мысли и чувства; - способность выбирать такие пути взаимодействия, которые облегчили бы страдания другого человека. Многозначность трактовок определения эмпатии подразумевает возможность выделения в ее структуре последующих компонентов: 1. Эмоциональный – способность распознавать и понимать эмоциональные состояния другого. Характеризуется как проявление сочувствия только в пассивной форме, соучастие в эмоциональном состоянии партнера, за которым нет действенного начала (я вижу, что ему плохо). 2.Когнитивный – способность мысленно представлять себя на месте другого человека. Характеризуется восприятием и пониманием внутреннего мира другого человека, проявлением сочувствия (мне жаль его, мне небезразлично, что ему плохо). 3. Поведенческий – способность выбирать такие пути взаимодействия, которые могут облегчить страдание другого человека; содействующее, помогающее поведение как ответ на переживание другого. Характеризуется как стремление к оказанию действенной помощи (я помогу, я постараюсь помочь). [11, с.13] Этап старшего дошкольного возраста, как наиболее благоприятный для развития эмпатии. Данный возраст является сензитивным для эмоционального развития ребенка, проявляющиеся в повышенной чувствительности, восприимчивости ребенка к эмоциональному миру человека; способности оптимально, быстро овладеть нравственными нормами поведения. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 4 Отметим основные психологические особенности и новообразования детей старшего дошкольного возраста. Для ребенка дошкольного возраста характерно очень активное развитие. На протяжении данного периода совершенствуются основные виды его деятельности, активно развиваются психические процессы. Память увеличивается в объеме и опосредованная и произвольна. В 5 - 6 лет ребенок может сосредотачивать свое внимание в течение 15-20 минут, к семи годам это время увеличивается до 30 минут. Воображение становится произвольным и оригинальным. Улучшается восприятие цвета, формы, величины и строения предметов; систематизируются прежде приобретенные представления. Улучшается ориентация в пространстве. Возможно освоение сложных способов конструирования. Решение задачи, используя наглядный план, способность совершить преобразование объекта, указать на порядок вступления во взаимодействие предоставленных объектов. Способность распределять игровые роли и изменять их в течение игры. Развиваются все компоненты устной речи. В общении с взрослым начинает преобладать познавательный мотив. Появляются постоянные игровыеwпартнеры. Большое значение приобретает принятие группой сверстников. Формируется представления о себе и своем статусе. Развиваются умения понимать мысли и чувства другого человека и выстраивать свое поведение в соответствии с ними. Формируется самооценка. Дети общаются между собой в разных ситуациях, при разных видах деятельности, которые могут быть в разных местах, заведениях. Одним из видов деятельности, во время которого происходит общение между детьми, является музыкальная и танцевальная деятельность. Занятия хореографией проходят не только в общеобразовательных учреждениях, на занятиях танцами дети, особенно в сельской местности, приходят и в культурные учреждения, например, в Дома культуры. Именно на занятиях хореографией эффективно развиваются навыки эмпатийного общения. Во время занятий дети учатся понимать на невербальном уровне настрой другого ребенка, понять, как с ним вступить в контакт, определить эмоциональный настрой. Все эти навыки ребенок может Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 5 успешно использовать также и в танцевальной деятельности, выражая тем самым свои эмоции, свое внутренне состояние. Важность выбора танцевальных движений, которые подходят по настроению к музыке, отмечал К. Орф [13]. Танец является социальной деятельностью, поэтому благодаря занятиям танцам происходит социализация детей, так считал Й. Вуйтак [5]. Важно отметить, что авторы также считают, что во время занятий хореографией развиваются определенные коммуникативные умения и навыки, которые важны во время общения с другими людьми: сверстниками, взрослыми. Поэтому образовательном и воспитательном процессе появился такой термин как «коммуникативный танец». Жилин В. А. считает, что коммуникативный танец является художественной деятельностью, в который входит множество определенных танцевальных упражнений, которые настроены и помогают установить общение между детьми [7]. Объединение двух таких сложных…терминов, как «танец» и «коммуникация», не случайно. Г. М. Андреева характеризует структуру общения путем выделения трех взаимосвязанных сторон: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. «Коммуникативная…сторона состоит в обмене информацией между индивидами, общающимися между собой. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, или в обмене не только знаниями, но и действиями. Перцептивная сторона…общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания» [2, с. 54]. «В коммуникативных танцах развивается динамическая сторона общения – легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Они также развивают эмпатию…и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Выкрики приветствия и одобрения детей не только поднимают настроение танцующих, но и помогают им точно выполнять движения. 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru Для исполнения коммуникативного танца не требуется…специальной хореографической подготовки, и, следовательно, он доступен любому ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности». [3, с. 255] Коммуникативные танцы можно использовать в самых разнообразных формах работы с детьми: на уроках ритмики, хореографии, на детских мероприятиях, на праздниках, на разминке в летнем лагере, во время игровой деятельности и т.д. Потому что разучивание не занимает много времени, так как танцевальные движения простые и повторяются несколько раз, с новым партнером или нет. Этот вид деятельности возможен там, где все присутствующие являются участниками и создателями танцевального действия. Особенно актуально это в настоящее время, потому что совместные праздники и развлечения с родителями стали проводиться повсеместно, например, популярно проведение детских праздников с привлечением аниматоров, которые и могут включать в свою программу развлечений коммуникативные танцы и коммуникативные танцы-игры. Важно во время музыкально-ритмической деятельности детей устанавливать положительные отношения, в чем могут помочь средства эмпатийного общения. Однако, к большому сожалению, эта деятельность не реализуется во многих сельских Домах культуры, либо реализовывается не в полной мере. Специалисты не отдают большого значения коммуникативным танцам в своей художественной деятельности с детьми. А ведь именно в Дома культуры приходят дети разного уровня развития, разного возраста, социального положения и статуса. И во время формирования групп возникают проблемы и конфликтные ситуации в коллективе, либо вовсе отсутствие общения и контакта. Экспериментальная часть исследования была реализована на базе МБУ «Централизованная клубная система Можгинского района» филиал Нышинский Центральный сельский Дом культуры. На занятиях хореографией детского танцевального кружка «Радуга». Участники младшей группы клубного формирования – воспитанники МБДОУ «Нышинский детский сад» старшей и подготовительной групп. В Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 7 эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте от 5 до 7 лет. 9 девочек и 1 мальчик. Целью диагностического исследования стало выявление исходного уровня развития навыков эмпатийного общения у старших дошкольников (5 – 7 лет) МБДОУ «Нышинский детский сад». Для определения уровня развития навыков эмпатийного общения у старших дошкольников мною использовалась методика Н.Г. Куприной «Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей» [9]. Выбор данной методики обосновыван тем, что навыки эмпатийного общения проявляются не только в умении сочувствовать и определять эмоциональное состояние другого человека. Важно уметь правильно выражать и свои чувства и эмоции, а также принимать участие в совместной деятельности, чувствуя себя комфортно в коллективе. Критериями оценки уровня навыков эмпатийного общения в танцевальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ «Нышинский детский сад» выявились следующие показатели развития невербальных коммуникативных умений: 1. «Инициативность общения. Характеризуется умением самостоятельных, активных действий в совместной деятельности и в общении, а также в умении не испытывать стеснение, оказавшись в центре внимания детей и взрослых. 2. Выразительность общения. Характеризуется умением адекватно, живо и естественно выражать свои мысли, чувства, переживания во время танцевальной деятельности. 3. Эмпатия в общении. Характеризуется умением…верно определять эмоциональное состояние другого человека, ритмически и эмоционально подстраиваться к нему в танце. Уровень развития навыков эмпатийного общения у детей определяли суммарным баллом. Выделили 3 уровня: низкий; средний и высокий. Характеристика уровней развития навыков эмпатийного общения у старших Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 8 дошкольников (5 – 7 лет) в диагностических заданиях представлена на основе танцевальной деятельности» [9]. В соответствии с выделенными…показателями развития невербальных коммуникативных умений были выбраны и проведены подходящие диагностические задания. С целью повышения уровня развития навыков эмпатийного общения у детей 5- 7 лет МБДОУ «Нышинский детский сад» была разработана программа коммуникативных танцев.Все дети танцевальной группы принимали участие в следующих видах деятельности, входивших в учебно-тематический план программы коммуникативных танцев: - Парные танцы без и со сменой партнера. Ребята выполняли танцевальные движения в парах. Во время таких танцах-играх как «Веселые пары», «Найди себе пару», «Здравствуй друг» и другие, дети танцевали с постоянным партнером. Использовались парные танцы со сменой партнера: «Ну, и до свидания», «Хочу – не хочу», «Найди пару» и другие. - Коллективные танцы без и со сменой партнера. Основным коллективным танцем являлся хоровод в различных вариациях. Как и в парных танцах в первом случае дети принимали участие в коллективных танцах без смены партнера: «Хоровод», «Попрыгунчики», «Лавата» и другие. Затем в следующие недели по программе проводились коллективные танцы-игры со сменой партнера: «Хоровод с воротцами», «Каравай», «Как хорошо с тобой танцевать», «Вежливый танец» и другие. - Музыкальные игры. Было проведено несколько музыкальных игр с детьми, например, «Кати или кидай», «Сороконожка» и др. - Импровизации. Ребятам предлагались разные ситуации, которые необходимо было изобразить под музыку. Например, листья и дерево. - Тренинги. Во время реализации программы с детьми старшего дошкольного возраста проводились тренинги. Например, тренинг в парах «Расположение партнеров». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 9 - Беседы. Во время бесед дети рассказывали, какие чувства и эмоции они переживают, какое у них настроение и как оно меняется, что хотят сделать, что получилось или не совсем. Например, беседа «Как ты любишь танцевать». - Упражнения. Дети выполняли упражнения для развития мимики. Предлагалось изобразить выражением лица ситуацию, которая им предлагалась. Еще одним упражнением было произнести фразы с разной интонацией. Для формирования мотивационной готовности к созданию доброжелательной атмосферы общения в коллективе было проведено упражнение «Улыбка» [4]. Представим в таблице 1 результаты диагностического исследования по методике Н.Г. Куприной до и после реализации программы коммуникативных танцев. Таблица 1 Сравнение количественной характеристики исходного и повторного уровней развития навыков эмпатийного общения детей старшего дошкольного возраста ПОСЛЕ ДО № Имя ребенка ь ь ь ь т т т т с с с с о о о о н н н н ь ь в в л л в в и и е е и и я я я я т т я я т т а а и и и и и и и и и и и и н н н н н н т т з з ц ц а а а а е е е е е е р р п п и и щ щ щ щ щ щ ы ы м м н н б б б б б б И И В В Э Э о о о о о о 1 Вика Е. 5 4 4 5 5 5 2 Даша П. 3 3 3 5 5 4 3 Варя Л. 3 3 4 4 5 5 4 Кристина В. 4 4 4 5 5 5 5 Алина Б. 2 1 3 3 4 4 6 Эльвира В. 2 2 4 4 4 5 7 Тимофей К. 3 3 2 4 4 4 8 Аня С. 4 3 4 5 5 5 9 Вероника Ч. 5 5 5 5 5 5 10 Аделина Р. 3 3 4 5 4 5 х 3,4 3,1 3,7 4,5 4,6 4,7 1,08 1,10 0,82 0,71 0,52 0,48 10 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru Согласно данным, представленным в таблице 1, получились следующие результаты: по всем критериям есть позитивные изменения. F-критерий Фишера для инициативности равен 2,34 (статистически значимые различия на уровне 95% случаев). F-критерий Фишера для выразительности равен 4,50 (статистически значимые различия на уровне 99% случаев). F-критерий Фишера для эмпатии в общении равен 2,92 (статистически значимые различия на уровне 95% случаев). Таким образом, по всем показателям развития навыков эмпатийного общения детей старшего дошкольного возраста МБДОУ «Нышинский детский сад» более 90% случаев произошли положительные изменения. По результатам диагностического исследования я сделала следующие выводы. 1. В основном у детей уровень развития навыков эмпатийного общения стал высоким. 2. Дети раскрепостились, стали инициативнее, активнее и охотно исполняют роль ведущего. 3. Дети стали ярче выражать свои эмоции и чувства в мимике, жестах, позе. 4. В детском коллективе стало меньше конфликтов, относиться дети друг к другу и ко взрослым стали с пониманием, дружелюбием. Этому могли способствовать следующие факторы: 1) Формы работы с детьми. Работа с детским коллективом проводилась индивидуально, в парах, в группах. Работая в группах, дети чувствовали коллективную деятельность. Работа в парах хороша тем, что ребенок может лучше узнать каждого сверстника, глубже понять его эмоции и чувства. В индивидуальной работе с детьми хорошо то, что ребенок может разобраться в самом себе, изучить себя. 2) Методы работы в детском коллективе. Использовалось большое количество методов работы с детьми: беседа, наблюдение, игра, танец, тренинг и другие. Так во время наблюдения педагог мог фиксировать естественное Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 11 поведение ребенка. Во время беседы ребенок мог делать сам для себя выводы про себя и других детей. Во время игр и танцев дети взаимодействуют друг с другом, разыгрывая небольшие ситуации, в которых нужно было решить, как правильно поступить. 3) Использование коммуникативных танцев-игр. В коммуникативный танец включаются следующие невербальные средства: ориентирование в пространстве, согласованность движений, понимание и передача сообщения партнеру. Использование при работе коммуникативных танцев-игр развивает навыки невербального общения: позы, мимику, жесты, эмпатию, выразительность, инициативность и др. Полученные результаты позволили сформулировать следующие практические рекомендации: - диагностировать уровень навыков эмпатийного общения детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и способствовать их эффективному развитию; - использовать коммуникативные танцы-игры на занятиях хореографией с детьми (например, в Домах культуры) с целью развития навыков эмпатийного общения и невербальных средств общения; - включить коммуникативные танцы-игры в программу образовательного процесса старших дошкольников для развития навыков эмпатийного общения; - разработать для родителей, воспитателей, педагогов памятки, содержащие методические рекомендации по развитию навыков эмпатийного общения, а также примеры некоторых коммуникативных танцев-игр; - включить в программу подготовки будущих педагогов-психологов в университетах спецкурс по изучению коммуникативных танцев-игр и их роли в социализации личности. Список литературы: 1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М: МОДЭК, 2000. 415 с. 12 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для выс. учеб. завед. М.: Аспект-Пресс, 2013. 365 с. 3. Бубнова О.Б. Коммуникативный танец как средство развития навыков общения младших школьников на уроках ритмики в музыкальной школе// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена., 2008. С. 251-255. 4. Буренина А. И. Коммуникативные танцы – игры для детей. СПб.: Музыкальная палитра, 2004. 35 с. 5. Вуйтак Й. Материалы семинара «Музыка и танцы мира». Екатеринбург, 2007. 248 с. 6. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147-168. 7. Жилин В.А. Материалы семинара-практикума «Интеграция движения, слова и музыки». Екатеринбург, 2006. 8. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С. 98-101. 9. Куприна Н.Г. Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей Екатеринбург: Уральский Государственный педагогический университет, 2002. 341 с. 10. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1986. 135 с. 11. Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии детей 5 – 7 лет // Начальная школа плюс: до и после. 2003. №10. С. 11-15. 12. Роджерс, К. Эмпатия. Психология эмоций. М: МГУ, 1984. 346 с. 13. Система детского музыкального воспитания К. Орфа / под ред. Л. А. Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. 241 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 13