- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
О СВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С УРОВНЕМ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Макарова Т.В.
PDF файл статьиУДК 316.75 Макарова Татьяна Васильевна студентка 3 курса магистратуры Институт педагогики, психологии и социальных технологий, Удмуртский государственный университет Россия, г. Ижевск e-mail: mtv280377@mail.ru Научный руководитель: Андреева М.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Удмуртский государственный университет, Россия, г. Ижевск О СВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С УРОВНЕМ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ Аннотация: В статье рассматриваются вопросы интернет- зависимости современных подростков, связь интернет-зависимости подростков с детско-родительскими отношениями, исследуются особенности отношений с отцом и матерью у подростков, имеющих предпосылки к зависимости от интернета. Ключевые слова: подростковый возраст, интернет-зависимость, детско- родительские отношения. Makarova Tatyana Vasilyevna 3rd year master student, Udmurt State University, Izhevsk, Russia Scientific adviser: Andreeva MV, candidate of psychological sciences, associate professor Udmurt State University, Izhevsk, Russia ON THE RELATIONSHIP OF CHILD-PARENT RELATIONSHIPS WITH THE LEVEL OF INTERNET ADDICTION IN ADOLESCENTS Abstract: The article deals with the issues of Internet addiction of modern adolescents, the connection of Internet addiction of adolescents with child-parent relationships, examines the features of relationships with father and mother in adolescents who have prerequisites for Internet addiction. Key words: adolescence, internet addiction, child-parent relationships. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru В современном мире происходит стремительное развитие информационных технологий. В наше время интернет стал новой реальностью, новым пространством и способом общения для людей всех возрастов, особенно наглядно процесс глобальных изменений в средствах и способах общения и существования мы можем наблюдать у молодежи и подростков. В подростковый период происходит формирование качественно новых образований, появляются некие элементы взрослости, происходит усиление самосознания в отношениях с взрослыми и товарищами, появляются новые потребности и интересы. В связи с вышесказанным мы предполагаем, что именно в подростковом возрасте может сформироваться интернет-зависимость. В поисках средств защиты от внешних проблем, подростки часто стремятся уйти от реальности и в современных условиях в большинстве случаев используют для этого сеть интернет. Так же логичным было предположить, что возникновение этой проблемы (интернет-аддикция) наиболее вероятно тогда, когда имеются проблемы в семейных отношениях, при определенных особенностях детско- родительских взаимоотношений. Данный предположения (гипотезы) и явились целью проведенного нами исследования Для проведения исследования о наличии связи особенностей детско- родительских отношений и интернет-зависимости у подростков были выбраны учащиеся параллелей 8 и 9 классов обычной средней общеобразовательной школы. В тестировании приняли участие подростки в возрасте 14-15 лет в общем количестве 78 человек. В целях выявления зависимости от интернета из множества существующих методик (более 50) была применена тестовая методика Кимберли Янг (адаптированная Лоскутовой В.А. (Буровой В.А.) [2]. Для успешного и достоверного исследования особенностей детско-родительских отношений у обследуемой группы подростков был использован опросник «Подростки о родителях» (ADOR) Л.И. Вассермана [1]. Особая ценность этого опросника в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 2 том, что он отражает факторы семейного воспитания, которые оказываются скрытыми как от психологов, так и от самих родителей. Он позволяет изучить поведение, принятые установки в семье, а также методы семейного воспитания, так как видят их дети в подростковом и юношеском возрасте. А также описать межличностные отношения в семье. Посредством проведенного нами исследования гипотеза о том, что существует связь между детско-родительскими отношениями у подростков и уровнем их интернет-зависимости подтвердилась, низкая выраженность позитивного интереса к ребенку со стороны родителей, отсутствие близости в отношениях с ними может способствовать формированию и развитию интернет- зависимости у подростков. Несколько неожиданным и отрадным результатом исследования явилось еще и то, что из 78 респондентов лишь у одного результаты близки к нижнему порогу баллов, указывающих на возможную интернет-зависимость. При этом у 11 (14%) участников из 78 мы можем обнаружить чрезмерное увлечение интернетом, а 86 % подростков являются обычными пользователями интернетом. Разница в отношениях с родителями у подростков наглядно представлена на следующем рисунке, где первая группа – это подростки с некоторыми проблемами увлечения интернетом, а вторая группа – обычные пользователи интернетом: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 3 Таким образом, мы можем сделать вывод, что у детей подросткового возраста, имеющих некоторые проблемы с чрезмерной увлеченностью интернетом с родителями менее теплые и доверительные отношения (фактор близости) и меньше позитивного интереса со стороны родителей, чем у подростков, которые являются обычными пользователями интернетом. Наша гипотеза о том, что существует связь между детско-родительскими отношениями у подростков и уровнем их интернет-зависимости, а именно низкая выраженность позитивного интереса к ребенку со стороны родителей, отсутствие близости в отношениях с ними может способствовать формированию и развитию интернет-зависимости у подростков нашла подтверждение. В связи с информатизацией и цифровизацией нашей жизни, в настоящий момент особенно актуальна потребность в выработке стратегии борьбы с зависимостью от виртуального мира, но в связи с отсутствием чётких критериев оценки увлечённости интернетом и сложностью в определении нормы границ времени, проведенного в сети, это является нерешенной проблемой, со множеством задач, стоящих перед специалистами разных областей. Проблема является актуальной и интересной для изучения не только для психологов и педагогов, но также требует соответствующих решений на уровне органов государственной власти. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 4 Cписок литературы: 1. Вассерман Л.И. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. СПб.: «ФАРМиндекс», 2001. 68 с. 2. Янг К. Диагноз Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. № 2. С. 24-29. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 5