- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРИНЦИП НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА ВО ВНУТРЕННИЕ ДЕЛА ГОСУДАРСТВ: ТОЛКОВАНИЯ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2018"
Автор(ы) статьи: Паныч А.В.
PDF файл статьиУДК 341 Паныч А.В. 1 курс магистратуры, Юридический институт Томский государственный университет, Россия, г. Томск Барнашов А.М., кандидат юридических наук, доцент Заведующий кафедрой конституционного и международного права Томский государственный университет, Россия, г. Томск ПРИНЦИП НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА ВО ВНУТРЕННИЕ ДЕЛА ГОСУДАРСТВ: ТОЛКОВАНИЯ И ПРОТИВОРЕЧИЯ Аннотация: Статья посвящена анализу содержания и действия международно-правового принципа невмешательства во внутренние дела государств. Автор рассматривает принцип как одно из основных положений международно-правовой доктрины, охватывает его историческое развитие и делает вывод о незыблемости его положений и о разных подходах к пониманию его действия. Ключевые слова: невмешательство, санкции, Устав ООН, принудительные меры, суверенное государство. THE PRINCIPLE OF NON-INTERFERENCE IN THE INTERNAL AFFAIRS OF STATES: INTERPRETATIONS AND CONTRADICTIONS Abstarct: The article is devoted to the analysis of the content and operation of the international legal principle of non-interference in the internal affairs of states. The author considers the principle as one of the main provisions of the international legal doctrine, covers its historical development and makes a conclusion about the inviolability of its provisions and about different approaches to understanding its action. Keywords: non-interference, sanctions, UN Charter, coercive measures, sovereign state. На протяжении последних трех лет РФ оказывается объектом настойчивого давления со стороны западных держав, стремящихся путем введения все новых и новых санкций против нашей страны заставить руководство России действовать так, как того требует их желание. Скажем, 16 января текущего года посол США в РФ Джон Хантсман заявил, что ведется подготовка доклада Администрации Президента США о новых санкциях по отношению к России. Таким образом, становится ясно, что http://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 2/2018 1 давление на нашу страну и дальше будет продолжать носить длительный и планомерный характер. Подобная политика противоречит одному из коренных принципов международного права, которым обязаны руководствоваться объединенные нации. Речь о принципе невмешательства во внутренние дела суверенного государства. Исторически данный принцип развивался довольно неоднозначно: в начале XX века немецкий философ и государственный деятель К. Камптц считал, что вмешательство в любую область государственной жизни может быть правомерным. Одновременно русский дореволюционный юрист Л.А. Комаровский писал, что независимость государств должна признаваться априорной и выступал за существование концепции невмешательства как правового принципа [1, с. 340] . Впоследствии, рассматриваемый принцип был закреплен в п. 7 ст. 2 Устава ООН (применительно к ООН и ее членам) [2]. Более широко он толкуется в Декларации о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 21 декабря 1965 г., где сказано, что «ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер иного характера для принуждения другого государства подчинить осуществление его суверенных прав или для получения от него каких бы то ни было преимуществ» [3. Если мы обратимся именно к экономическим мерам, то обнаружим, что, к примеру, летом 2017 года ЕС ввел новый пакет санкционных мер по Сирии. Был установлен новый порядок досмотра воздушных и водных судов, идущих в арабскую страну. Тщательная проверка была направлена против поставок вооружения сирийской стороне. Это прямо противоречит нашему праву осуществлять самостоятельную внешнюю политику, так как, по мнению профессора С.А. Егорова, «согласно ряду международных документов к внутренней компетенции государств относятся наряду с действительно внутренними http://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 2/2018 2 делами (принятие конституции, назначение даты проведения выборов) и внешние (определение внешнеполитического курса, решение присоединиться к какому-либо международному договору и т.п.)» [4, с. 212]. Нужно заметить, что данный принцип не является абсолютным. Он не распространяется на применение принудительных мер, необходимых для поддержания международной безопасности: проведение операций, действия добровольно предоставленных государствами воинских контингентов. Это положительная сторона его применения, так как нельзя игнорировать грубейшие нарушения прав человека. Таким образом, принцип невмешательства во внутренние дела государства закреплен в основополагающих документах ООН, но на практике встречаются серьезные нарушения его соблюдения. Эти нарушения вызваны тем, что в современном мире нет четко выраженной многополярности, а также тем, что геополитические требования государств к друг другу часто оказываются важнее соблюдения норм международного права. Cписок литературы: 1. Камаровский Л.А. Начало невмешательства. М.: Университетская типография (Катков и К°), 1874. 313 с. 2. Устав ОНН. Глава I: цели и принципы. http://www.un.org/ru/sections/un- charter/chapter-i/index.html (дата обращения 18.01.2018). 3. Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета. (Принята 21.12.1965 Резолюцией 2131 (XX) на 20-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС КонсультантПлюс. 4. Егоров С.А. Международное право: учебник. М.: Статут, 2016. 848 с. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 2/2018 http://tribune-scientists.ru