- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 5-10 КЛАССОВ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Серебринская М.И.
PDF файл статьиУДК 159.9.072 Серебринская Маргарита Игоревна магистр психологических наук, педагог-психолог ГКУ КО «Областного центра образования» Россия, г. Калуга e-mail: alis-black1989@yandex.ru УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 5-10 КЛАССОВ Аннотация: Данное исследование поможет понять основные движущие мотивы детей по отношению к учёбе, а также определить методы стимулирования учебной деятельности посредством тех видов мотивационных стимулов, которые присущи каждой отдельной возрастной категории. Зная движущие мотивы школьников, можно создать более эффективную модель учебной деятельности, что, в свою очередь, повлияет на их общую успеваемость и успешность в целом. Ключевые слова: учёба, мотивация, ценности, мотивы, успеваемость, учебная мотивация. Serebrinskaya Margarita Igorevna master in psychology, educational psychologist "Regional education centre" Russia, Kaluga EDUCATIONAL MOTIVATION OF STUDENTS IN GRADES 5-10 Abstract: This study will help to understand the main driving motives of children in relation to learning, as well as to determine methods of stimulating learning activities through the types of motivational incentives that are inherent in each individual age category. Knowing the driving motives of students, you can create a more effective model of educational activities, which, in turn, will affect their overall academic performance and success in general. Key words: study, motivation, values, motives, academic performance, educational motivation. Введение Приведённая в данной статье тема всё больше становится актуальной в связи с реалиями современности, заключающиеся в ускоренном и стремительном технологическом прогрессе. Но психологический и социальный аспекты развития развиваются с меньшей скоростью, а то и вовсе отстают. В наше время всё острее стоит развития проблема психологического личности, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 1 которую необходимо развивать уже с детского возраста. Первым шагом реализации психологического развития человечества является выявление тех мотивов и ценностей, которые движут подрастающим поколением. Только поняв основные типы мотивации, начиная с учебной деятельности, можно создать такой подход, который будет оказывать наилучшее воздействие на психику школьника с целью повышения его интереса к учёбе и, соответственно, повышения уровня успеваемости, что, несомненно, в будущем принесёт свои положительные плоды. Данное исследования не является новым, но его актуальность никогда не перестанет быть важной. Исследуя учебные мотивы учеников разных возрастных групп, можно получить необходимые результаты, которые помогут создать методы воздействия на повышение уровня успеваемости для различных групп учеников. То есть можно будет учитывать как групповой, так и индивидуальный подходы к процессу обучения. Статья содержит: краткий обзор и анализ исследований учебной мотивации других авторов; результаты исследования учебной мотивации школьников 5-10 классов; выводы и рекомендации по повышения уровня учебной мотивации школьников. Цель: выявление типа учебной мотивации у школьников 5-10 классов. Задачи: 1. Теоретический анализ учебной мотивации. 2. Подготовка к диагностическому исследованию учебной мотивации школьников 5-10 классов. 3. Исследование учебной мотивации школьников 5-10 классов. 4. Обработка полученных результатов. 5. Формулирование выводов и рекомендаций для повышения учебной мотивации школьников 5-10 классов. Объект исследования: учебная мотивация школьников 5-10 классов Методики: Тип школьной мотивации (Лепёшева Евгения) Место проведения исследования: ГКУ КО «Областной центр образования» Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 2 Выборка: ученики 5,6,7,8,9 и 10 классов – 160 человек. Обзор литературы Учебная мотивация человека любого возраста обусловлена его врождённой мотивацией к развитию и познанию, но у детей эта мотивация выражена в большей степени по причине необходимости адаптироваться к окружающей среде. Чувство, которое влияет на познавательный интерес – это любопытство, которое является главным двигателем нашей эволюции и развития всего человечества. Подкрепляя любопытство, можно повышать учебную мотивацию. Я. А. Коменский [1, с. 163] отмечал, что если поддерживать у детей познавательный интерес, то есть, воздействуя на чувство любопытства, можно поспособствовать повышению уровня учебной мотивации. К. Д. Ушинский [2] добавляет, что бы вызвать познавательный интерес, учебный материал должен быть наименее скучен и однообразен, а должен подаваться в таком виде, который может заинтересовать учеников. А. К. Маркова [3, с. 10] выделяет два основных фактора учебной мотивации: познавательные и социальные. В. К. Вилюнас, [4, c. 41] в свою очередь, выявляет три группы мотивов, влияющих на познавательную деятельность: познавательная мотивация, мотивация достижения и долга. Каждая группа относится к непосредственным (внутренним) и опосредованным (внешним) мотивам. Согласно разъяснению Ю. М. Орлова [5, с. 46] мотив может быть внешним, если основной причиной деятельности является приобретение чего-либо вне самой этой деятельности. А внутренний мотив, в свою очередь является неразрывным от человека состоянием радости и удовольствия от самой деятельности. В качестве примеров по уже имеющимся данным учебной мотивации других авторов необходимо рассмотреть некоторые из них. Например, Лаврик Оксана Викторовна - кандидат психологических наук, педагог-психолог, в своей статье «Особенности учебной мотивации «лидеров» и «изгоев» в структуре межличностного взаимодействия обучающихся 6-х классов общеобразовательной школы» [6, c. 391-393], обозначила полученный результат об особенностях учебной мотивации так называемых «лидеров» и «изгоев», Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 3 который она выявила с помощью методики диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой), в то время как «лидеров» и «изгоев» автор статьи выявляла с помощью социометрии. Соотнеся полученные данные, получился такой результат: у «лидеров» учебной мотивацией служит непосредственный интерес к учёбе, в то время как у «изгоев» их мотивация заключается в практической приемлемости учебной деятельности. Полученные данные названной статьи выявляют взаимосвязь между самоотношением и типом учебной мотивации, где дети уверенные в себе и более коммуникабельные побуждаются к учёбе внутренней мотивацией. А неуверенные и малообщительные дети – практической приемлемостью, то есть внешней мотивацией. Кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей психологии и психологии образования НВПОУ Уральский гуманитарный института г. Екатеринбурга, Свердловской области Алфёрова Ирина Сергеевна в своей статье «Особенности учебной мотивации младших подростков» [7, c. 107-108], где исследуемую группу составляли ученики 5 классов, на основании используемых методик «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы» А. Прихожан и «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» Н.П. Фетискина, продемонстрировала полученные результаты: у учеников 5 классов в среднем заниженный уровень учебной мотивации с тревожным отношением к школе. Большинство учеников замотивированы на учёбу внешними факторами, например такими, как: поощрение и наказание. Из вышепредставленных результатах по двум исследованиям видно, что самый главный внутренний мотив, заключающейся в познавательном интересе, проявляется не у большинства детей, а лишь у тех, кто обладает лидерскими качествами. Соответственно, на основании вышеприведенных умозаключений и результатов исследования различных авторов психологии, можно сделать вывод о том, что главной мотивирующей силой, побуждающей человека учиться и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 4 стремиться к знаниям и новым умениям – это внутренняя мотивация, которая основывается на врождённом любопытстве, которое, в свою очередь, зависит от склонностей человека к тем или иным областям знания. Так как интересы каждого человека могут различаться, то больший уровень учебной мотивации будет к той области знаний, склонность к которой имеется у конкретного человека с его конкретным типом личности. Но общая учебная мотивация зависит не только от наличия познавательного интереса. Основываясь на диагностической методике Евгении Лепёшевой, существуют такие типы учебной мотивации, как: престижность; познавательный интерес; мотивация достижения, то есть стремление быть лучшим, первым; мотив социального одобрения; боязнь наказания; мотив осознания социальной необходимости, ответственности; мотив общения; внеучебная школьная мотивация; мотив самореализации. Также Е. Лепешева в своей методике выделила отдельные шкалы, выявляющие социальную группу, которая оказывает наибольшее влияние на учебную мотивацию учеников. Это такие группы, как: одноклассники, семья, вся школа. Ниже представлены результаты исследования как раз по методике Е. Лепёшевой «Диагностика типа школьной мотивации», где были продиагностированны по данной методике ученики 5-10 классов ГКУ КО «Областной центр образования» в количестве 160 человек. Результаты исследования Ниже на графике числовых показателей выраженности типов школьной мотивации наглядно продемонстрированы ведущие мотивы учеников с 5 по 10 классы. Разные цвета столбиков изображают разные классы по каждому имеющемуся типу школьной мотивации Е. Лепешевой. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 5 10 9 8 7 6 5 Мотив самореализации. Внеучебная школьная мотивация. Мотив общения. Осознание социальной необходимости Боязнь наказания со стороны семьи. Боязнь наказания со стороны школы. Мотив социального одобрения (родителями). Мотив социального одобрения (педагогами). Мотив социального одобрения.(одноклассниками) Мотивация достижения. Познавательный интерес. Престижность учебы в семье. Престижность учебы в классе 0102030405060708090100 Рисунок 1. График числовых показателей типов школьной мотивации учеников 5-10 классов. Выводы: 1. Из полученных результатов стало выявлено, что у всех классов с 5 по 10 одним из доминирующих типов школьной мотивации стало осознание социальной необходимости. Преобладание данного типа мотивации указывает на осознание необходимости быть образованным человеком ради благополучного будущего. 2. Такой тип школьной мотивации, как «Престижность учёбы в семье» преобладает в 6,8 и 10 классах. Данный тип мотивации обусловлен значимостью Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 6 школьной успеваемости и учёбы в целом в семье подростков. 3. Мотив социального одобрения родителями преобладает в 5,6 и 8 классах. Такой тип мотивации обуславливается желанием учеников получать похвалу и награду за свою успеваемость со стороны родителей. То есть ученик старается хорошо учиться ради родителей, а не для себя. В 5 классе также является доминирующей мотивацией социальное одобрение педагогами, которые ещё имеют авторитет в глазах учеников почти наравне с родителями. 4. Познавательный интерес как тип школьной мотивации преобладает в 5,7 и 10 классах. Данная мотивация обуславливается наличием интереса к самой учёбе как процессу ради получения собственно знаний. 5. Мотив общения преобладает в 5 и 9 классах, что показывает ярко выраженного интереса учеников к коммуникации со сверстниками. Общий вывод: Обобщая все полученные результаты, можно заключить, что главными мотивирующими двигателями нынешних школьников в учёбе являются социальные поощрения, которые дают возможность ученикам оценить себя, то есть повышают самооценку. К социальным поощрениям относятся как мотив социального одобрения, так и осознание социальной необходимости и престижности учёбы в семье, которые также являются теми мотивами, помогающими повысить свою собственную значимость с помощью похвалы и одобрения других людей. То есть для учеников важна не сама учёба как возможность стать умней или получить новую информацию, а важно чувствовать себя принятым и оценённым обществом, в особенности родителями. Соответственно, очень важно при общении с учениками любого возраста воздействовать на их познавательный интерес, на желание не просто быть оценённым другими, а на желание получать знания для самого себя, чтобы лучше понять весь окружающий мир. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru Список литературы: 7 1. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Том 1. Великая Дидактика. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1939. 2. Кондукторова Н.В. Педагогический идеи К.Д. Ушинского [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://kratkoe.com/osnovnyie-idei- ushinskogo/. (дата обращения: 15.01.2021 г.). 3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 96 с. 4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с. 5. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991, 287 с. 6. Лаврик О. В. Особенности учебной мотивации «лидеров» и «изгоев» в структуре межличностного взаимодействия обучающихся 6-х классов общеобразовательной школы // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики Учредители: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс" (Чебоксары). 2016. С. 391- 393. 7. Алфёрова И.С. Особенности учебной мотивации младших подростков // Новое слово в науке: перспективы развития – Уч. Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс" (Чебоксары). 2014. С. 107-108. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 8