- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В СИСТЕМЕ МЧС РОССИИ НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Дмитренко Г.П.
PDF файл статьиУДК 338.001.36 Дмитренко Геннадий Павлович слушатель 3 курса магистратуры факультет «Государственное и муниципальное управление» Академия Государственной противопожарной службы МЧС России Россия, г. Москва, e-mail: dmitrenko-gp@yandex.ru АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В СИСТЕМЕ МЧС РОССИИ НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Аннотация: В статье рассматривается понятие, формирование и организация государственных закупок в системе МЧС России на примере Краснодарского края. Автор раскрывает основные условия организации государственных закупок. В статье отражены основные условия организации государственных закупок. Ключевые слова: пожарная безопасность, государственные закупки, материально-техническое обеспечение, планирование, государственный оборонный заказ. Dmytrenko Gennadiy Pavlovich listener 3rd year master student faculty "State and municipal management", The Academy of State fire service of EMERCOM of Russia, Russia, Moscow ALGORITHM FOR ORGANIZING PUBLIC PROCUREMENT IN THE EMERCOM OF RUSSIA ON THE EXAMPLE OF THE KRASNODAR TERRITORY Abstract: The article deals with the concept, formation and organization of public procurement in the EMERCOM of Russia on the example of the Krasnodar Territory. The author reveals the main conditions for the organization of public procurement. The article reflects the main conditions for the organization of public procurement. Keywords: fire safety, public procurement, logistics, planning, state defense order. РЕЗЮМЕ Введение. В настоящее время система организации и проведения государственных закупок является важным элементом управления государственными денежными средствами и другими ресурсами общественного 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru сектора экономики. В связи с этим рассмотрен вопрос обеспечения пожарной безопасности на основе повышения материально-технической оснащенности подразделений пожарной охраны, связанной с контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (далее – государственные закупки). Важным элементом исследования является вносимые изменения законодательства в области организации государственных закупок и их влияние на проводимую закупочную деятельность в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России, Министерство). Цели и задачи. Целью исследования является разработка алгоритмов организации и проведения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения МЧС России. Задачи заключаются в исследовании теоретических основ государственных заказов, а также анализе механизма осуществления государственных и муниципальных заказов Российской Федерации. Методы: общенаучные методы анализа и дедукции, методы математической статистики, методы, основанные на использовании информационных ресурсов и систем. Результаты и их обсуждение. По результатам анализа выявлены проблемы, связанные с развитием механизма осуществления государственных заказов в МЧС России. Заключение. Применение на практике разрабатываемых в ходе исследования алгоритмов организации государственных закупок в системе МЧС России на примере Краснодарского края позволит повысить уровень специалистов на основе информационных ресурсов используемых в механизме государственных заказов. Ключевые слова: пожарная безопасность, государственные закупки, материально-техническое обеспечение, планирование, государственный оборонный заказ. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 2 В современном обществе происходят сложные технические и технологические процессы, приводящие к возникновению различных чрезвычайных ситуаций, в том числе и пожаров. Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности требует осуществление мероприятий, связанных с предупреждением и предотвращением пожаров на основе новых подходов. Вызывают обеспокоенность пожары, происходящие в Краснодарском крае, представляющие угрозу жизни и здоровью граждан, причинение материального ущерба обществу и государству в целом. В течение 2019 года на территории 1 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю было зарегистрировано 3109 пожаров, а за аналогичный период прошлого года - 174 пожара (рис.1). Количество пожаров на последние 5 лет 3500 3000 2500 2000 3109 1500 1000 500 160176162174 0 20152016201720182019 Рисунок 1 - Статистика пожаров за пять лет с 2015 по 2019г. Линия тренда показывает увеличение количества пожаров за последние пять лет, при этом нужно отметить, что наибольшее число пожаров произошло в жилом секторе. В 2019 году в жилом секторе произошло 3094 пожара, хотя за тот же период 2018года произошло 2434 пожара. Людей погибших на пожаре 182 человека и 153 человека соответственно, получили травмы 129 человек и 140 человек соответственно, при этом гибель детей 7 человек и 1 человек соответственно. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 3 Вместе с тем стоит отметить, что данные числа пожаров за 2019 год выбиваются из общего количества статистических данных за предыдущие периоды из-за внесенных изменений в нормативные документы. Увеличилось не число самих пожаров, а порядок их учёта, т.к. в 2018 году внесены изменений в приказ МЧС России от 21.11.2008 № 714 «Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий» (приказ МЧС России от 08.10.2018 № 431 «О внесении изменений в Порядок учета пожаров и их последствий, утвержденный приказом МЧС России от 21.11.2008 № 714»). Оценка статистических данных числа пожаров показывает, что их численность распределена по равномерному закону. А вот гибель людей, ущерб имуществу может значительно меняться от года к году. Проведенный анализ показывает, что для быстрого реагирования на возникающие пожары, их предотвращение необходимо на базе пожарных частей иметь современное пожарно-техническое вооружение. Обеспечение Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю пожарно-техническим вооружением осуществляется по средствам проведения государственных закупок. Объем доведение денежных средств за 5 лет на осуществление государственных закупок (табл.1). Таблица Распределение бюджетных ассигнований по статьям расходов тылового обеспечения Главного управления за 2015 – 2019 год 201 201 За 5 201 201 201 Показ атели, год 5 9 лет 6 7 8 Обесп ечение 134 224 187 825 142 137 пожарно – 610% 180% 230% техническим 320% 170% 530% вооружением , % В настоящее время совершенствуется нормативно-правовая база системы государственных закупок, поэтому проведение государственных закупок требует от его участников определенных знаний и умений. Так Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 4 регулирует закупки государственных организаций, федеральных и муниципальных структур и предъявляет к участникам серьезные требования. Он позволяет разработать в соответствии [2] алгоритм закупок товаров, работ и услуги в системе МЧС России (рис 2). 1. Положение о закупке Подготовка документации и ее утверждение. Включает в себя: общие руководящие положения, информационную карту закупки, непосредственно форму подачи заявки, порядок заполнения заявки, обоснование НМЦК, разработанное техническое задание, примерный проект контракта и т.д.) 2. План проведения закупки Включает в себя полное планирование закупочной деятельности 3. Способ закупки Включает в себя непосредственный выбор заказчиком способа и формы проведения закупочной деятельности 4. Извещение, закупочная документация Включает в себя подготовку и размещение заказчиком извещения и документации о проведении торгов в ЕИС (сайте www.zakupki.gov.ru) 5. Внесение изменений Включает в себя размещение изменения документации (извещения) заказчиком и разъяснения положений закупочной документации 6. Разъяснение закупочной документации Включает в себя разъяснение заказчиком положений закупочной документации 7. Предоставление документации 8. Прием заявки Включает в себя рассмотрение заказчиком первых частей заявок на участие в торгах 9. Оценка заявки, протоколы Включает в себя проведение оценки заказчиком вторых частей заявок и готовит протокол рассмотрения заявок 10. Заключение договора Включает в себя дополнение заказчиком в проект контракта условий исполнения, подготовленные победителем торгов, подписывает контракт с победителем (с учётом прописанных в законе гарантийных обязательств по обеспечению исполнения контракта или банковской гарантии). 11. Отчет Включает в себя размещение заказчиком отчетности в ЕИС. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru Конкурентные способы закупок включают в себя: конкурсы (открытый и закрытый конкурс, электронную форму конкурса), аукционы (открытый и закрытый аукцион, электронную форму аукциона), запросы котировок (электронная форма запроса котировок, закрытый запрос котировок), запросы предложений (электронная форма запроса предложений, закрытый запрос предложений), и другие способы конкурентной закупки. Одним из важных этапов в организации и проведения государственных закупок в МЧС России является планирование, направленное на подготовку органов управления тыла и вооружения, и направленное на подготовку сил и средств материально-технического обеспечения к действиям по предназначению и обеспечивающее оптимальный выбор для развития системы МЧС России за определенный период времени. Планирование материально-технического обеспечения МЧС России осуществляется в рамках основных планов, разработка которых проводится на различных уровнях Министерства. Планирование основано на: 1) приказе МЧС России от 04.06.1996 г. № 375 «О совершенствовании планирования в системе МЧС России»; 2) комплексном плане основных мероприятий МЧС России на планируемый год; 3) постановлении правительства Российской Федерации от 05.12.2005 г. № 724 «О порядке разработки проекта государственного оборонного заказа и его основных показателей» и соответствующего приказа МЧС России от15.05.2006 г. № 300 «О постановлении правительства Российской Федерации от 05.12.2005 г. № 724», утверждающего План-график выполнения работ в МЧС России по формированию проекта государственного оборонного заказа и его основных показателей. План материально-технического обеспечения (далее – МТО) являются объединенным документом, состоящим из плана МТО группировки федеральных сил, планов специальных органов и формирований субъектов Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 6 Российской Федерации, планов местных органов исполнительной власти, планов неправительственных структур и общественных организаций. МЧС России может быть как заказчиком, так и участником государственных закупок товаров, работ и услуг. Проведенный анализ контрактных отношений в МЧС России при исполнении оборонного заказа продемонстрировал, что для оптимизации его осуществления необходимо применять всевозможные формы построения взаимоотношений различных экономических субъектов включающих в себя аренду, страхование и другие способы, с целью снижения рисков, налогового бремени, реализуя принцип экономической эффективности. При этом процесс построения контрактных взаимоотношений должен опираться на хорошо проработанное методическое обеспечение. Потребность участия учреждений МЧС России вызвана необходимостью поступления внебюджетных средств на счет учреждения у которого в Уставе закреплено право на ведение деятельности, приносящей доход. Участие МЧС России в государственных закупках осуществляется в соответствии со следующим алгоритмом [3]: 1. Перед подачей заявки необходимо проверить организацию на соответствие требованиям, прописанным в документах Для этого: 1. Изучить информационную карту конкурса, в которой указана вся базовая информация процедуры. Обратить внимание на размер обеспечения заявки и обеспечения контракта - это денежные средства, необходимые для участия в конкурсе и заключения контракта. 2. Изучить проект контракта, и техническое задание. Изучить все расходы по контракту, включая налоги, привлечение кредитных средств (если потребуется) и др. 3. Изучить раздел, в котором регламентируются сроки и порядок оплаты. 4. Изучить раздел, в котором указываются требования к участнику закупки и др.) 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 2. Получение электронной подписи для участия в электронных аукционах ЭЦП - это та же подпись организации, которая ставится при заверении документов, только в цифровом виде. Она имеет три разновидности, для участия в электронных торгах требуется определенный формат ЭП. Срок действия электронной подписи — один год. Для постоянного участия в электронных аукционах ее необходимо своевременно продлевать. 3. Аккредитация на электронных торговых площадках Существует несколько площадок для проведения электронных аукционов: Сбербанк-АСТ (sberbank-ast.ru), Росэлторг (roseltorg.ru), РТС- тендер (rts-tender.ru), ММВБ — Национальная электронная площадка (etp- micex.ru), Заказ РФ (zakazrf.ru), Российский аукционный дом [6]. Чтобы подать заявку на участие в торгах, необходимо пройти регистрацию и собрать пакет документов. Аккредитация занимает от нескольких дней до недели. 4. Перечисление обеспечения на электронную торговую площадку Для того, чтобы поучаствовать в тендере, необходимо на основании действующего законодательства ввести на электронную торговую площадку обеспечение заявки. Обеспечение заявки - это денежные средства передаваемые поставщиком, как гарантийные обязательства заказчику для заключения контракта и является возвратной Размер обеспечения, как правило, не превышает 5% от начальной (максимальной) суммы контракта. 5. Подача заявки на электронный аукцион После того, как обеспечение отразилось на Вашем балансе в электронной торговой площадке, необходимо подать заявку на интересующий Вас электронный аукцион. Оформление заявки в электронном аукционе для участия в торгах является самым важным процессом. От оформления первой части заявки зависит дальнейшее участие в аукционе, от оформления второй части заявки зависит т заключения контракта. После правильно подготовленная заявка загружается на электронную торговую площадку, подписывается и отправляется. Заявке присваивается порядковый номер. 6. Участие в электронном аукционе. Если заявка получила статус "Допущена" - необходимо в указанный в аукционной документации срок участвовать в электронном аукционе. При проведении аукциона каждый его участник будет предлагать свою цену, за которую он может выполнить данный контракт. Предложения делаются в формате шага аукциона. Минимальный шаг, как правило - 0,5%. Выигрывает тот, кто предложит минимальную цену. Затем публикуется протокол, в котором указывается победитель. Заключается контракт. Выполняются обязательства по контракту и подписываются соответствующие документы. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 8 . Анализ организации и осуществления государственных закупок в Министерстве на примере Краснодарского края позволяет сделать вывод о том, что передача контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд на места, т.е. децентрализация закупочной деятельности, в части планирования и проведения конкурсов (аукционов) на местах, позволила повысить оперативность управления заказами, расширила полномочия должностных лиц. Это, в свою очередь, позволило минимизировать временные затраты для принятия эффективных управленческих решений, а также, сократить расходы федерального бюджета. Предоставленная возможность подразделениям самим осуществлять закупку необходимого пожарно-технического вооружения, повышает ответственность руководителей при приобретении новой техники, рациональному использованию денежных средств, людских ресурсов, оперативного принятия решений, позволяющих в короткие сроки выполнять задачи в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Список литературы: 1. Курц Н. А. Некоторые аспекты концепции совершенствования законодательства о закупках товаров для государственных и муниципальных нужд // Право и законодательство. 2011. № 4 (78). С. 167-171. 2. Чистяков А.А., Кружкова О.В. Курс лекций «Управление закупками» (учебно-методическое пособие). М: Академия ГПС МЧС России, 2019. 166 с. 3. Клепко Е.А., Чистяков А.А., Вершинин А.В., Пихтина А.А. «Подготовка кадров для осуществления государственных закупок в добровольной пожарной охране» //Социально-экономические аспекты принятия управленческих решений: сборник материалов четвертого межвузовского научного семинара. М.: Академия ГПС МЧС России, 2020. 291 с. 4. Галанов В.А., Гришина О.А., Шибаев С.Р. Логистика государственных закупок: учебно-методическое пособие. М.: ИНФРА-М, 2010. 246 с. 9 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 5. Система госзакупок: на пути к новому качеству: докл. Гос. Ун-та - Высшей школы экономики / рук. проекта А.А. Яковлев. М: Гос. Ун-т --Высшая школа экономики, 2010. 44 с. 6. Открытые торги. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://open-torg.ru/ (дата обращения: 15.01.2021 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 10