- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Тигиева И.К., Саленко А.К.
PDF файл статьиУДК 316.334.3 Тигиева Илона Кобаевна студентка, Институт педагогики и психологии Московский педагогический государственный университет, Россия, г. Москва e-mail: arinaoctober@yandex.ru Саленко Арина Константиновна студент, Институт педагогики и психологии Московский педагогический государственный университет, Россия, г. Москва СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ Аннотация: В статье рассматриваются основные законодательные акты в сфере государственной молодежной политики в Российской Федерации, дается краткий анализ о содержании и особенностях каждого документа. А затем проводится сравнительный анализ двух нормативно-правовых актов и делается вывод по всей работе. Ключевые слова: закон, Правительство, молодежь, документ, постановление. Tigieva Ilona Kobaevna student, Institute of pedagogy and psychology Moscow State Pedagogical University, Russia, Moscow Salenko Marina Konstantinovna Student, Institute of Pedagogy and Psychology Moscow State Pedagogical University, Russia, Moscow COMPARATIVE ANALYSIS OF THE REGULATORY FRAMEWORK IN THE IMPLEMENTATION OF STATE YOUTH POLICY IN RUSSIA Abstract: The article discusses the main legislative acts in the field of state youth policy in the Russian Federation, provides a brief analysis of the content and features Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 1 of each document. And then a comparative analysis of the two normative legal acts is carried out and a conclusion is drawn throughout the work. Keywords: law, Government, youth, document, resolution. В современной России особое внимание уделяется молодежи и молодежной политике. В частности, воспитании молодёжи, вовлечения ее в различные сферы жизнедеятельности. Молодежь считается самой активной частью населения страны и играет огромную роль в жизни общества. В силу своего возраста, социального статуса и жизненного опыта именно молодежь имеет наибольшие объективные и субъективные возможности для участия в общественно-политических процессах [1]. Есть несколько обстоятельств, по которым определяются особенности молодежи как субъекта общественной жизни: спецификой молодежи как социально-демографической группы с вытекающими из этого особенностями ее социального статуса и социальных отношений; спецификой молодежи как политического поколения, обладающего определенными психологическими особенностями и закономерностями, обусловленными обстоятельствами социализации; спецификой политического и социокультурного контекста существования молодежи, обуславливающего их социально-политическое поведение, включение в экономические отношения, духовно-нравственное развитие и т.д. [1]. В данный момент существует два документа, регулирующих ГМП: Постановление Правительства РФ «Об основах Государственной молодежной политике» и Федеральный Закон. Для того, чтобы провести качественный анализ, необходимо подробнее остановиться на каждом документе. Работа органов исполнительной власти в области молодежной политики до сегодняшнего времени основывалась на «Основы государственной молодежной Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 2 политики до 2025 года», которые и определяли механизмы и принципы деятельности специалистов по работе с молодежью. Данный документ был принят Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 года. В первой главе документа определены общие положения, описывающие основные термины ГМП. Так, согласно основам, молодежь – это социально- демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники) [2]. Также в документе определяется то, что государство и общество должны создать базовые условия для полноценной самореализации молодежи в социально-экономической и общественно-политической сферах жизни России, чтобы молодежь, развивая индивидуальные качества, проявляла высокий уровень социальной активности. Во второй главе «Основ государственной молодежной политики до 2025 года» приводятся основные принципы реализации государственной молодежной политики. В третьей главе описаны цели и приоритетные задачи, в четвертой главе приводятся механизмы реализации государственной молодежной политики. Стоит отметить то, что главным результатом реализации государственной молодежной политики должно стать улучшение социально-экономического положения молодежи Российской Федерации и увеличение степени ее вовлеченности в социально-экономическую жизнь страны. Система государственного регулирования в сфере Государственной молодежной политики претерпела большие изменения. 30 декабря 2020 года был принят Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации». В течение многих лет среди сотрудников сферы молодежной политики, 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru образования, а также в научных кругах ходили дискуссии о необходимости данного законодательного акта. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» состоит из 14 статей, в которых отражены ключевые аспекты сферы молодежной политики. Молодежь, в соответствии с данным законом, определяется как социально- демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), имеющих гражданство Российской Федерации. Т.е. возрастные рамки молодежи теперь увеличены на 5 лет. Более того, в законе дается определение таких понятий, как: молодая семья, молодежное общественное объединение, молодежная политика, специалист по работе с молодежью, молодой специалист, субъекты ГМП, инфраструктура молодежной политики, самореализация молодежи. В Законе также выделяются цели, направления молодежной политики, полномочия органов различного уровня в сфере реализации молодежной политики, даже затрагивается сфера международного сотрудничества. Несмотря на то, что данные документы регулируют единую сферу и отражают одни и те же определения, они имеют несколько отличий. Во – первых, с принятием Федерального закона возраст молодежи увеличен до 35 лет. Т.е. теперь к категории молодежь можно отнести граждан РФ от 14 до 35 лет, следовательно, в стране увеличилось количество молодежи. Также изменился возрастной ценз для молодых ученых. Теперь к ним можно отнести аспирантов и кандидатов наук до 35 лет, а молодым доктором наук теперь считают ученого до 45 лет. Во – вторых, теперь в Законе прописано определение понятия «молодежная общественная организация». Она должна быть зарегистрирована, содействовать целям, направлениям реализации молодежной политики. Это значит, что незарегистрированные молодежные НКО могут получить отказ и лишиться, к примеру, права на участие в грантовых конкурсах. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 4 В – третьих, сильно расширили список направлений реализации Государственной молодежной политики. Туда включили обширный спектр понятий: юношеский туризм, решение жилищных проблем, «нравственное, гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание», содействие предпринимательству, профилактику антиобщественного поведения, поддержку молодых семей и формирование у молодежи традиционных семейных ценностей. Ранее в Постановлении Правительства РФ список был короче и содержал меньше направлений. Более того, в Федеральный Закон был добавлен раздел о профессиональной реализации молодежи и создании условий для бизнес- инициатив. В будущем более подробно это направление предполагается раскрыть в подзаконных актах. Неизменным остался тот факт, что молодежная политика должна быть подчинена приоритетам национальной безопасности и «упрочения лидерских позиций страны на мировой арене». Таким образом, утверждение нового законодательного акта в сфере молодежной политики открывает новые перспективы роста и развития этой сферы, а также позволяет закрепить на законодательном уровне ключевые направления и приоритеты ГМП. Список литературы: 1. Зиненко В.Е., Карпова В.В., Орлова Н.В., Плешаков В.А., Попова С.Ю., Прокохина М.И., Пронина А.А., Пронина Е.В., Селезнева А.В., Чуев С.В., Шилина И.Б. Государственная молодежная политика в России: социально- психологические основания и технологии реализации. М.: Аквилон, 2019. 448 с. 2. Основы государственной молодежной политики до 2025 года // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru