- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Большакова Н.В.
PDF файл статьи
УДК 1174 Большакова Наталья Владимировна студентка кафедра педагогики и педагогической психологии Удмуртский государственный университет Россия, г. Ижевск e-mail: bolschakovanatascha@yandex.ru ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Аннотация: В статье представлены особенности эмоциональной саморегуляции, представлены подходы ученых к развитию и формированию умений эмоциональной саморегуляции детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: Саморегуляция, эмоциональная саморегуляции, старший дошкольный возраст, нейропсихологические упражнения. Bolshakova Natalia Vladimirovna student Department of Pedagogy and Educational Psychology Udmurt State University Russia, Izhevsk FEATURES OF FORMATION OF EMOTIONAL SELF-REGULATION OF SENIOR PRESCHOOLERS THROUGH THE USE OF NEUROSYCHOLOGICAL EXERCISES Abstract: The article presents the features of emotional self-regulation, presents the approaches of scientists to the development and formation of the skills of emotional self-regulation in older preschool children. Keywords: Self-regulation, emotional self-regulation, senior preschool age, neuropsychological exercises. Цель статьи – изучить формирование умений эмоциональной саморегуляции старших дошкольников. Изложение основного материала. Специфика эмоций является прямым отражением связи между мотивом и осуществляемой им деятельностью, которая, в свою очередь, регулирует эмоциональное предвидение. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 1 В психологии феномен «эмоциональной саморегуляции» развивается с начала 1990-х годов. Поскольку в последние десятки лет этот феномен более интенсивно исследуется в зарубежной психологии, было принято решение рассмотреть теоретические работы, в которых анализируется это понятие. В зарубежных изданиях наиболее близкими понятиями «эмоциональной саморегуляции» являются «эмоциональная регуляция», «регуляция эмоций» и «саморегулирование». Главное отличие заключается в том, что если первые два по содержанию похожи, то «саморегулирование» - это более широкий термин, включающий в себя не только эмоциональную, но и когнитивную регуляцию, которую следует рассматривать как отдельное явление [1]. К примеру, Корр описывает саморегулирование как способность выполнять просьбу, начинать и останавливать деятельность в соответствии с требованиями ситуации, изменять интенсивность, частоту и продолжительность словесных и кинестетических движений при различных обстоятельствах (социальных, образовательных), а также смещать действия по отношению к желаемому объекту или цели [2, с. 199- 200]. При этом исследователи различным образом характеризуют процесс эмоциональной саморегуляции. В контексте действенного подхода онтогенность эмоций расценивается как неотделимая от общего процесса психического развития [5]. Е.А. Уваров характеризует эмоциональную саморегуляцию как способ управления эмоциональными переживаниями, который включает в себя понимание и переживание эмоций, выражение себя в социально приемлемом ключе и самопомощь перед лицом отрицательных впечатлений. Выявлено несколько уровней саморегуляции личности: – бессознательная эмоциональная саморегуляция – сознательная волевая эмоциональная саморегуляция – сознательная смысловая эмоциональная саморегуляция [9]. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru Как упоминалось выше, понятие «регуляция эмоций» может относиться к двум типам организационных событий: эмоции как регуляторы и эмоции как регулируемые. Большинство авторов согласны с тем, что этот термин структурированно определяет эмоции [2; 6; 8 и др.]: Регулируемая эмоция относится к изменениям в активной эмоции. К ним относятся изменения в эмоциональном соотношении, интенсивности или времени, и они могут происходить между отдельными людьми (например, уменьшение стресса путем отдыха) или между людьми. Учитывая нежелательные и общие последствия выражения эмоций, важно также различать тех, на кого не влияют эмоциональные выражения, связанные с выразительными целями или попытками адаптации (физиологические или социальные). Однако влияние эмоций следует определять как нечто иное, чем эмоциональная регуляция, при условии, что эмоции не используются в качестве средства регулирования чувств или поведения по отношению к эмоциям (например, для выражения поведенческих чувств или попытки изменить эмоциональный контекст). Как считают авторы, термин «регуляция эмоций» должен быть лимитирован понятием эмоций в более широком смысле. По мнению экспертов, целесообразно их разделить: 1. контроль эмоций и регулирование эмоций; 2. антецедентное и реальное регулирование эмоций; 3. регуляцию, которая идет от субъектов, внешних по отношению к ребенку, и регуляции, которая инициируется и/или в основном выполняется ребенком; 4. ненамеренное поведение, и поведение, связанное с регулированием, на основе целей; 5. произвольную регуляцию, по сравнению с другим поведением, которое менее произвольно контролируется [2-5]. Подробно изучив исследования по формированию произвольных эмоциональных процессов, можно сделать вывод, что наиболее важным Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 3 периодом становления навыков эмоциональной саморегуляции является дошкольный возраст, который является результатом появления новых возрастных формаций, таких как случайность и обратный ход всех психических процессов. Поскольку дошкольный период характеризуется пластичностью системы мозга и организма, то именно в это время следует проводить нейропсихологические занятия. В детской нейропсихологии был разработан структурированный подход для коррекции и поддержки умственного развития ребенка с упором на телесный и двигательный подход. Более того, психологическое и когнитивное развитие в детском саду неразрывно связано, а двигательное развитие составляет основу не только познания, но и эмоционального и социального становления ребенка. Идеология альтернативного метода онтогенеза была разработана А.Р Лурия на основе теории о трех функциональных отделах мозга и учении Л.С.Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов [6]. Метод замещающего онтогенеза (МЗО) базовая нейропсихологическая технология коррекции, профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития. Нейропсихологические технологии по МЗО обращены к трем сторонам психического развития ребенка [8]: 1. развитие произвольной саморегуляции; 2. развитие психосоматических рамок личности и психомоторной координации; 3. развитие обширного спектра когнитивных навыков. 4. формирование добровольного саморегулирования; 5. формирование психосоматических рамок личности и психомоторной координации; 6. построение широкого репертуара когнитивных навыков. Программа нейропсихологической поддержки развития детей включает в себя пять основных блоков на каждом занятии с детьми: 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru – дыхательные упражнения; –упражнения для глаз; – упражнения на растяжку; – упражнения двигательного комплекса; – познавательные компетентности. Рекомендуется начать совместную деятельность с детьми с механическим усвоением и придерживаться подробных инструкций (визуальная презентация для детей старшего дошкольного возраста). В данном процессе акцент делается на то, чтобы ребенок понял существенную разницу между собственными действиями и действиями- повторениями. Кроме того, ребенку указывают, как и что необходимо делать, например «подкинь мяч и хлопни в ладоши», «передай другому книгу и скажи комплимент» и т.д., сложность заданий также определяется возрастными характеристиками группы [10]. Таким образом, для навыков эмоциональной саморегуляции, целесообразно разработать комплекс занятий. Каждое занятие состоит из трех блоков: 1. Приветствие, эмоциональный настрой, разминка, дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика глазодвигательные упражнения. 2. Основной блок, направлен на выполнение конкретной цели занятия. Игры и нейропсихологические упражнения, упражнения с использованием техник театрализации и психогимнастики. 3. Заключительный блок, направлен на снятие напряжения у детей. Техники погружения, релаксация, визуализация. Все модули программы тесно взаимосвязаны друг с другом и направлены на понимание собственного эмоционального состояния и окружающих, развития навыков саморегуляции, обучению навыкам снятия напряжения мышечного и эмоционального. Выводы: Таким образом, перспективным направлением развития и формирования навыков эмоциональной саморегуляции, является старший Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 5 дошкольный возраста. В процессе развития эмоциональной саморегуляции, было определено следующее: способность человека воспринимать свое эмоциональное состояние; способность определять и контролировать свои эмоции; способность снижать психологический и эмоциональный стресс; способность контролировать свое эмоциональное состояние. Кроме того, у детей старшего возраста формируется устойчивая способность справляться со стрессом, позволяющие справляться с отрицательными эмоциями и осуществлять самоконтроль эмоционального состояния. Эффективным способом развития умений эмоциональной саморегуляции, являются нейропсихологические упражнения, которые позволяют формировать умения эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников посредством контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах. Список литературы: 1. Boyd, J., Barnett, W. S., Bodrova, E., Leong, D. J., Gomby, D. Promoting Children’s Social and Emotional Development Through Preschool Education (2016) [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.nieer.org (дата обращения: 13.01.2021 г.). 2. Акопян Л.С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов): дис. ... д-ра псих. наук. Самара. 2011. 341 с. 3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.: Секачев В.Ю., 2016. 217 с. 4. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс. 2019. 631 с. 5. Глозман Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. М.: Генезис, 2018. 236 с. 6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2017. 236 с. 7. Павлова Е.В. Психологическая программа развития интеллектуальных эмоций у младших школьников // Вестник ЧГПУ. 2014. С. 135-136. 8. Саенко Ю.В. Техники и приемы регуляции эмоций // Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 88-96. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 6 9. Уваров Е.А. Самоорганизация субъекта в современной реальности // Вестник Тамбовск. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 3-2 (43). С. 178- 187. 10. Чумаков М. В. Эмоциональные аспекты волевого усилия // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2009. С. 77-86. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 7