- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Шмырёва В.А.
PDF файл статьиУДК 37.04 Шмырёва Валентина Александровна студентка 2 курса магистратуры, факультета психолого-педагогического и специального образования Томский Государственный Педагогический Университет, Россия, г. Томск e-mail: bayanova87@yandex.ru Научный руководитель: Сергеева А.И., старший преподаватель, научный сотрудник Томский Государственный Педагогический Университет, Россия, г. Томск ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ Аннотация: В статье рассматривается проблема преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией. Автор предлагает использовать в коррекционно-логопедической работе телесно- ориентированные методы, которые обусловлены возможностью непосредственной коммуникации с подсознанием с помощью языка тела. В статье дана характеристика таким средствам телесно-ориентированных методов, как: биоэнергопластике, упражнениям на растяжку и релаксацию, дыхательным упражнениям, логопедической ритмике и мнемотехнике. Ключевые слова: телесно-ориентированные методы, биоэнергопластика, мнемотехника, стёртая дизартрия, растяжки, релаксация, логопедическая ритмика. Shmyreva Valentina Alexandrovna 2nd year master student, Faculty of Psychological, Pedagogical and Special Education Tomsk State Pedagogical University, Russia, Tomsk Scientific adviser: Sergeeva A.I., senior lecturer, researcher, Tomsk State Pedagogical University, Russia, Tomsk BODY-ORIENTED METHODS FOR WORKING WITH CHILDREN PRESCHOOL AGE WITH STEERED DYSARTRIA Abstract: The article deals with the problem of overcoming speech disorders in preschool children with erased dysarthria. The author suggests using body-oriented Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 1 methods in correctional speech therapy, which are conditioned by the possibility of direct communication with the subconscious mind using body language. The article describes such means of body-oriented methods as:bioenergoplasty, stretching and relaxation exercises, breathing exercises, speech therapy rhythm and mnemonics. Keywords: body-oriented methods, bioenergoplasty, mnemonics, erased dysarthria, stretching, relaxation, speech therapy rhythm. На сегодняшний день существует тенденция роста числа детей, имеющих речевые нарушения. Одним из наиболее распространенных нарушений в развитии речи является стёртая дизартрия [1, c. 136]. В исследованиях различных авторов (Е.Ф. Архипова, Р.И. Лалаева, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова и др.) отмечается ряд особенностей лексики дошкольников со стёртой дизартрией. Выявлена ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление многих общеупотребительных слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря, недостаточность выделения дифференциальных признаков значений слов, т.е. нарушения формирования большинства компонентов речевой функциональной системы, многих языковых процессов [2, c. 18-20]. По мнению Е.Ф. Aрхиповой, нарушения произнесения звуков речи детей со стёртой дизартрией выражаются в искажении, смешении, зaмене, в пропусках звуков. При стёpтой форме дизартрии нарушение звукопроизношения обусловлено органической недостаточностью иннеpвации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата) [3, c. 254]. Отмечено, что отсутствие своевременной помощи детям с речевой патологией способствует появлению нарушений чтения и письма в дальнейшем. Смазанная речь, нaрушенный ритм дыхания, нарушенное звукопроизношение являются яркими признаками наличия стёртой дизартрии у ребенка. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 2 Таким образом, поиск эффективных методов работы для коррекции речевых нарушений у детей со стёртой формой дизартрии является достаточно актуальным. Известно, что активизация и включение в коррекционную работу двигательной сферы являются наиболее естественными и гармоничными для детей дошкольного возраста в развитии и обучении. Поэтому, применение телесно-ориентированных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста со стёртой дизартрией будет наиболее эффективным. Телесно-ориентированные методы в современном мире достаточно популярны и востребованы, поскольку обусловлены возможностью непосредственной коммуникации с подсознанием с помощью языка тела. Эти методы основаны на принципе психофизического сопряжения, суть которого заключается в том, что двигательная активность способствует положительным изменениям в физической и психической сферах. Телесно-ориентированные методы нацелены на распускание мышечных зажимов, которые образуются в основных защитных сегментах, находящихся в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота, таза. К средствам телесно-ориентированных методов, применяемых для коррекции речевых нарушений при стёртой дизартрии, можно отнести биоэнергопластику, упражнения на растяжки и релаксации, дыхательные упражнения, логопедическая ритмика и мнемотехника. Целесообразно рассмотреть эти средства более подробно. Биоэнергопластика основывается на соединении движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук. Такие упражнения оказывают эффективное влияние на коррекцию звукопроизношения и фонематических процессов, улучшают моторные возможности, что, безусловно, является положительным аспектом в работе с детьми– дизартриками. Упражнения по биоэнергоплатике позволяют достаточно быстро Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 3 убрать зрительную опору (зеркало) и перейти к выполнению упражнений по ощущениям [4, c. 99-107]. Следует привести примеры таких упражнений: «Будь сильней моя рука», «Мне дала синичка хрупкое яичко», «Ёжик в бане вымыл ушки», «Здравствуй, пальчик» и др. Элементы биоэнергопластики часто встречаются в кинезиологическом подходе в виде массажа кистей рук, развития мелкой моторики пальцев и артикуляционной гимнастики. Упражнения на растяжки основаны на чередовании мышечного напряжения и расслабления, что существенно важно для коррекции тонуса мышц речевого аппарата у детей с дизартрией. К таким упражнениям относятся, например, «Пчела на носу», «Лимон», «Любопытная Варвара», «Черепаха», «Бабочка» и др. Такие упражнения особенно значимы для коррекции дизартрии, поскольку они способствуют обучению детей самоконтролю за мышечным тонусом. Коррекция произносительной стороной речи у детей–дизартриков предполагает нагрузку на мышцы шейно-плечевого отдела. Вследствие чего, очень важно применять такие приёмы для релаксации которая возникает за счёт утомления мышц. Применяя в коррекционной логопедической работе дыхательную гимнастику, мы обогащаем кислородом организм ребёнка, нормализуем его психоэмоциональное состояние, развиваем самоконтроль и произвольность, плавность и длительность выдоха. Известно, что применение дыхательной гимнастики многоаспектно, она повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), оказывает эффективное коррекционное воздействие на развитие речевой моторики и дыхательной системы ребёнка. Её можно выполнять в процессе всех режимных моментов детского дошкольного учреждения. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 4 Логопедическая ритмика направлена на работу с детьми с речевыми нарушениями посредством сочетания движения, музыки и речи. Н. В. Микляева относит логопедическую ритмику к активной терапии, которую можно использовать в процессе любой реабилитационной методики воспитания, лечения и обучения ребёнка с речевой патологией [5, c. 110]. Логоритмика призвана усиливать эффективность коррекционной работы, она нацелена на преодоление речевого нарушения посредством развития и коррекции двигательной сферы. Так, развитие речи в процессе использования логоритмики происходит с помощью синтеза слова, движения и музыки. Центр речи в головном мозге человека находится рядом с двигательными центрами, что обуславливает их физиологическую взаимосвязь. Поэтому можно заключить, что движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, позволяя активизировать их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Большую роль в слове, движении и музыке отведено ритму. У детей с дизартрией отмечаются нарушения двигательного аппарата. Для исправления этого недостатка хорошим видом деятельности является ходьба под музыку, с одновременным произнесением стихов, речёвок, считалок, в разных направлениях, с четкой их сменой, различными фигурами – змейкой, по диагонали, по периметру зала, парами, четверками, ходьба с предметами и т.д. Основные виды упражнений, которые следует использовать на занятиях логопедической ритмики для детей с дизартрией, направлены на регуляцию мышечного тонуса, формирование речевого дыхания и голоса, развитие дикции и артикуляции, статической и динамической координации движений и речи, мелкой и мимической моторики переключаемости движений, чувства ритма. Таким образом, логоритмические игры и упражнения могут стать важным средством коррекционного процесса, способствующим положительной и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 5 устойчивой динамике в преодолении нарушений речи у детей со стёртой дизартрией. Приём мнемотехники основывается наобразовании ассоциативных связей, замене абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное или кинестетическое представление. Целью использования мнемотехники служит развитие речемыслительной деятельности, преодоление речевых нарушений, в частности звукопроизношения. Основной задачей применения мнемотехники в дошкольной педагогике является становление и развитие речевых функций у детей. Преодоление нарушений звукопроизношения у детей со стёртой формой дизартрии с помощью мнемотехники включает в себя создание образа звука, его соотнесение с графическим символом, затем, правильное его произнесение с использованием нескольких графических символов звуков и создание рассказов, стихотворений при помощи графических символов при введении звука в речь. Таким образом, рассмотренные выше телесно-ориентированные методы успешно применяются в коррекционно-логопедической практике с детьми дошкольного возраста со стёртой дизартрией и дают положительный эффект. 1. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. М: Книголюб, 2004. 136 с. 2. Волкова В.Е. Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики; материалы IX Междунар. науч. конф. июнь 2018 г. М.: Буки-Веди, 2018. С. 18-20. 3. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.: Издательство АСТ, 2008. 254 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru Список литературы 6 4. Чернигина Е.В., Горшкова Е.В. Эффективность телесно- ориентированной психотехники в решении проблем психомоторного развития детей 4–5 лет // Психологическая наука и образование. 2008. № 1. С. 99–107. 5. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М.: Айрис дидактика, 2006. 110 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 7