- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РОЛЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Тухватулина Е.Е.
PDF файл статьиУДК 344.414 Тухватулина Елена Евгеньевна студентка Челябинский государственный университет Россия, г. Челябинск e-mail: elena.rensk@mail.ru РОЛЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Аннотация: В статье исследуется значение и роль прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. На основе российского законодательства автором указываются задачи прокурорского надзора, перечисляются полномочия прокурора. Ключевые слова: прокурорский надзор, прокурор, прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, полномочия прокурора. Tukhvatulina Elena Evgenievna student Chelyabinsk State University Russia, Chelyabinsk THE ROLE OF PROSECUTOR'S SUPERVISION OBSERVANCE OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF HUMAN AND CITIZEN Abstract: The article examines the significance and role of prosecutorial supervision over the observance of human and civil rights and freedoms. On the basis of Russian legislation, the author specifies the tasks of the prosecutor's supervision, lists the powers of the prosecutor. Key words: prosecutor's supervision, prosecutor, prosecutor's supervision over the observance of human and civil rights and freedoms, prosecutor's powers. Актуальность темы «Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина» установлена тем что, защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора устанавливает весь спектр профессиональной деятельности прокурорского надзора. Данное положение формирует понятие прокурорского надзора как гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 1 Закон «О прокуратуре РФ» посвятил отдельную главу в честь прокурорского надзора в системе отечественного законодательства. Данный закон четко определяет предмет прокурорского надзора, полномочия прокурора, а так же роль прокурорского надзора за соблюдением прав и законных интересов граждан. Особое внимание данному положено выделено из-за конституционного закрепления. Государство обязуется соблюдать и защищать права граждан. Органы Прокуратуры РФ являются одним из правоохранительных органов, которые осуществляют надзор в данной сфере. Цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина заключается в том, чтобы всеми органами соблюдались конституционные права и свободы граждан, а с другой – гражданин был убежден в том, что его права и свободы находятся под защитой государства. Задачами прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина являются следующие условия: 1. Немедленное вмешательство прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении прав и свобод личности; 2. Использование в полном объеме возможностей прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в предупреждении правонарушений; 3. Защита закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина; 4. Защита личных и общественных интересов; 5. Анализ выполнения обязанностей работодателями; 6. Пресечение фактов незаконного применения мер административной ответственности; 7. Оценка правомерности решений по жалобам граждан; 8. Реагирование на факты ущемления прав и свобод граждан; 9. Активизация и совершенствование деятельности по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru Надзор за соблюдением прав человека и гражданина в Российской Федерации является ответственностью федеральных министерств, государственных комитетов, службами и иными федеральными органами исполнительной власти. При осуществлении прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор вправе в полной мере использовать свои полномочия, которые применяются ими при осуществлении надзора за исполнением законов, которые закреплены в ст. 22 Закона о прокуратуре. При наличии правонарушения органы прокуратуры вправе провести проверку. Согласно ст. 27 данного Закона: «Прокурор при осуществлении закрепленных на него функций по защите прав и свобод человека и гражданина кроме того обязан: 1. Рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод граждан. Работа с обращениями граждан занимает большое место в деятельности прокуроров. Она подчинена исключительно решению задачи охраны прав и свобод человека и гражданина. Рассматривая и разрешая обращения, прокурор получает информацию о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина и принимает предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод. Рассмотрение жалобы прокурором не препятствует обращению гражданина в суд по тому же вопросу; 2. Разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод. В связи с тем, что многие граждане имеют слабое представление о порядке защиты своих прав и свобод, прокуроры на личном приеме граждан, во время иных встреч с трудящимися, через средства массовой информации разъясняют им, какими правами и свободами они обладают и как их следует защищать, если они нарушаются». Прокуроры поясняют гражданам, в частности, с процедурой судебной защиты их прав и свобод, с основаниями обращения в другие органы по защите прав и свобод, при необходимости оказывают помощь инвалидам, престарелым и некоторым другим категориям граждан в составлении исковых заявлений и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 3 иных документов, представляемых в суды. Деятельность прокуроров при разъяснении прав гражданам весьма разнообразна. Прокуроры обязаны принимать меры в отношении лиц нарушивших конституционные права граждан. Однако, деятельность прокуроров осуществляется и за счет проведения профилактических мероприятий направленных на предотвращение нарушений прав и законных интересов. За счет своевременного выявления нарушений, прокуроры предотвращают готовящееся нарушение. Главную роль в предупреждении нарушений прав и свобод граждан считается объявление должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения закона, если прокурор обладал достоверными сведениями о готовящихся нарушениях. При этом, причинение гражданам ущерба прокурор поднимает вопрос перед нарушителями о возмещении ущерба, а при необходимости вправе обратиться в суд с исками. Прокурор, обнаружив нарушения, незамедлительно возбуждает уголовное дело в отношении соответствующего органа, и передает его в соответствующий орган для его дальнейшего рассмотрения. Закон предоставляет прокурору право выбора. При этом он обязан проконтролировать за исполнением вынесенного им постановления [6]. Вывод, прокуроры наделены всеми полномочия для осуществления надзора за соблюдением прав и интересов граждан. Полномочия прокурора: 1. Входить в организацию, органы законодательной и исполнительной власти только предъявлению специального документа, который дает ему возможность провести проверку. Закон о Прокуратуре четко разграничивает помещения, в которые прокурор имеет право проводить проверку, в их число не входят Правительство РФ, Президента РФ. «Прокурор при осуществлении прокурорской деятельности исполняет должностной долг перед государством. В связи с этим у них нет никаких Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 4 препятствий при осуществлении надзора. Для этого прокурору необходимо лишь предъявить служебное удостоверение. Некоторые должностные лица, участники организации пренебрегают данными правилами и не соблюдают этих законов. Установлено, что в нем первоначально осуществляется идея неуважения государственной власти, отрицания норм прав, на соблюдении которых, собственно говоря, и опирается порядок в любом государстве мира» [1]. Право прокурора проводить беспрепятственно надзор в любом органе ускоряет его деятельность. Лица, проводящие надзор должны быть наделены полномочиями для проведения обыска в помещении, изъятия документов. Однако реализация данных полномочий ограничивается одним обстоятельством. Прокурор обязан предоставить информацию о наличии в данном органе правонарушений, что прописано в п.1 ст.21 Закона о прокуратуре. Информацию, которую получает прокурор во время проверки в дальнейшем становиться результатом анализа. Прокуроры имеют доступ проверки документов и материалов. Результат проверки должен быть документально зафиксирован. В случае проверки документов на месте позволяет прокурору тщательно провести проверку, он вправе потребовать у работников органа необходимые ему документы. Внезапность проведения проверки позволяет прокурору установить нарушения, присутствовавшие до проведения проверки. Ознакомившись с документами прокурор будет иметь представления о нарушении исполнения того или иного закона. Органы прокуратуры вправе проверять законы, на которые им поступает жалоба от граждан. В научной литературе это называют проверкой исполнения ныне действующих законов. Данное полномочие имеет комплексный характер. Проведение проверки обязывает прокурора иметь полномочия для осуществления надзора за исполнением законов. Проверка исполнения законов является важной задачей органов прокуратуры. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru Проверка организаций проводится по особым требованиям прописанные в законе. Благодаря, этим требованиям прокуроры проводят надзор за исполнением законов в различных областях общественных отношений. Благодаря изъятию документов на месте позволяет прокурору в кротчайшие сроки провести анализ этих документов. Г.П. Химичевой утверждал: «что закон не определяет перечень документов, материалов и сведений, которые может затребовать прокурор при применении данного полномочия, а тем более их содержание. Пределы прокурорских требований в этом случае также определяются относимостью требуемой информации к правонарушению. Прокурор должен истребовать только те документы и сведения, которые позволяют установить и доказать факт совершенного правонарушения». Право истребовать необходимые документы позволяют прокурорам проводить надзор за исполнением законов. Данным полномочием прокурор вправе распоряжаться самостоятельно. В обоих случаях прокурор ведет проверку по документам. Иные признаки ведут в себе определенные отличия. При осуществлении прокурорского надзора прокуроры несут ответственность за исполнения законов, соблюдения правопорядка в стране. Полномочия прокуроров подразделяют на две группы: 1. Направленные на своевременное выявление и устранение нарушений в законе; 2. Устранение нарушений, и привлечение к ответственности. Именно поэтому полномочия прокуроров направлены на выявление нарушений. «Законодательство Российской Федерации прилагает всевозможные усилия для того чтобы, в правовой системе страны не существовал беспорядок. Н сегодняшний день ученые проводят колоссальные проверки в масштабах всей страны. Их деятельность направлена на создание органов, которые могли бы устранить пробелы в праве» [2]. К таким органам относятся Закон о прокуратуре, Приказ Генерального прокурора «Об организации прокурорского Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 6 надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». При этом жизнь не стоит на месте, общественные отношения динамично развиваются, и данных методов реагирования становится недостаточно. К сожалению, действующий закон о Прокуратуре устарел, несмотря на регулярные изменения, и внесения в него поправок не приносят в него должного закона, который мог бы беспрепятственно регулировать надзор за исполнением законов [3]. Законодательству Российской Федерации необходимо разработать новый закон, который будет основан на предыдущих законах. Новый закон должен основываться на вышестоящих законах Российской Федерации, иметь юридическое закрепление, охватывать все области правовой системы. Вновь принятый закон должен содержать федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов и международные договоры [4]. А надзор закрепить как на сегодняшний день на органы прокуратуры. Установить в новом законе, что все подзаконные акты должны проверяться прокурорами на соответствие вышестоящим законам. Данная норма решила проблемы о проверке подзаконных актах. Необходимо закрепить факт о том, что органы, в которых проводиться проверка могут подменить документы и материалы. На практике зафиксировано, что прокурору могут вынести нетипичные требования во время проведения проверки, поэтому необходимо урегулировать этот вопрос. Подобное поведение незаконно со стороны прокуроров, они обязаны предотвратить нарушение, а они в свою очередь сами нарушают закон. Необходимо разграничить прокурорский надзор на территориальной основе. Это позволило бы тщательно бы проводить проверки, нагрузка на органы прокуратуры в данном случае была бы меньше [5]. Возможно, в этом случае прокурорам бы не пришлось нарушать закон. Реализация этих и иных законодательных мер, несомненно, положительно сказалась бы на состоянии работы органов прокуратуры, что в 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru свою очередь способствовало бы укреплению законности и правопорядка в стране. Список литературы: 1. Вопросы теории управления в органах прокуратуры / отв. ред. проф. В.П. Рябцев. М.: Норма, 2017. 286 с. 2. Российский прокурорский надзор: Учебник для ВУЗов / под ред. А.Я. Сухарева. М.: Норма, 2018. 384 с. 3. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / под ред. А.А. Чувилева. М.: Юрист, 2019. 453 с. 4. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15 декабря 1998 г. № 90 «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 5. Басков В.И. Курс прокурорского надзора. Учебник. М.: Зерцало, 2018. 468 с. 6. Беркович Е.Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов. М.: Экспертное бюро М, 2018. 185 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 8