- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Борисова Д.А.
PDF файл статьиУДК 740 Борисова Д.А. студентка магистратуры направление психология образования Удмуртский государственный университет Россия, г. Ижевск e-mail: koroleva-diana@rambler.ru ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация: В статье раскрывается понятие и особенности развития социально-эмоциональных навыков детей младшего школьного возраста, охарактеризованы возможности внеурочной деятельности для развития социально-эмоциональных навыков, представлена программа развития социально-эмоциональных навыков у младших школьников. Ключевые слова: социально-эмоциональные навыки, уровень развития социально-эмоциональных навыков. Borisova D.A. master student direction of educational psychology Udmurt State University Russia, Izhevsk FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF SOCIO-EMOTIONAL SKILLS OF YOUNGER SCHOOLS IN OUT-OF-LESSON ACTIVITIES Abstract: The article reveals the concept and features of the development of social and emotional skills in primary school children, describes the possibilities of extracurricular activities for the development of social and emotional skills, presents a program for the development of social and emotional skills in primary school children. Key words: social-emotional skills, level of development of social-emotional skills. В последнее время достаточно большое внимание уделяется важности развития социально-эмоциональных навыков у детей. Образовательные стандарты основной и начальной школы в России предполагают формирование у учащихся, наравне с предметными образовательными результатами, метапредметных и личностных образовательных результатов. Именно к Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 1 личностным образовательным результатам относятся социально- эмоциональные навыки. Социально-эмоциональные навыки – это «навыки, которые позволяют людям распознавать свои эмоции и управлять ими, успешно справляться с конфликтами, понимать и проявлять сочувствие к другим, устанавливать и поддерживать позитивные отношения, следовать этике, вносить конструктивный вклад в их референтные сообщества, а также ставить и достигать цели» [3,4]. Исследователи выделяют пять основных навыков, способствующих адаптивному социальному и эмоциональному поведению человека: – самосознание, то есть, способность человека осознавать свои эмоции, сильные и слабые стороны; – самоуправление, то есть, способность контролировать эмоции и поведение по мере необходимости в разных ситуациях; – социальное сознание, то есть, способность воспринимать чужую точку зрения и чувствовать сопереживание; – навыки общения, то есть, способность эффективно слушать, четко выражать свои мысли, сотрудничать с другими и предлагать помощь в случае необходимости; – ответственное принятие решений, то есть, способность делать правильный и конструктивный выбор в различных условиях [2]. Основной функцией образования является социальная адаптация личности. Это включает в себя поощрение интеграции в общество через социализацию, посредством которой каждый субъект, в результате взаимодействия с другими, развивает различные способы ощущения, мышления и действия, которые необходимы для надлежащего участия в жизни общества. Социальные и эмоциональные навыки помогают детям и подросткам сформировать и поддерживать позитивные отношения в школе и за ее пределами, вести себя так, чтобы хорошо ладить с другими и хорошо учиться. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 2 Эти навыки важны для нашей способности реагировать на всё, что происходит в жизни, и помогают нам быть более устойчивыми и добиваться успеха во всех сферах нашей деятельности, будь то личная жизнь, учеба, работа или спорт. Содержание и развитие социально-эмоциональных навыков младших школьников, таким образом, содействует развитию всех сфер личности: –познавательной (выражающейся в стремлении познавать себя и окружающий мир чувствами, а не только разумом); –эмоциональной (посредством творческих сил, личного положительного отношения к миру); –практической (посредством оказания помощи, проявления заботы и доброты). Одним из важнейших условий для развития социально-эмоциональных навыков является образовательная среда, поскольку эти навыки необходимо начинать развивать в раннем возрасте. К педагогическим факторам, которые способствуют развитию социально- эмоциональных навыков младших школьников можно отнести такие, как: – эмоциональность учителя; – атмосфера эмоционального комфорта; – эмоциональное общение в образовательной среде; – партнерские взаимоотношения и взаимодействие, – сотрудничество школьников (преимущественно в парных, групповых формах работы); – деятельность, приносящая успех, радость, положительные эмоции; – активные, подвижные формы организации учебной и воспитательной деятельности, которые вызывают положительные эмоции, переживания (игры, викторины, конкурсы, утренние встречи, квесты, тренинги, проектная деятельность); – эмоциональность содержания изучаемого; 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru – наглядность, которая возбуждает чувства, эмоции (персонажи мультфильмов, фильмов, сказок, которые вызывают яркие образы); – мультимедийные средства; – комплекс упражнений, заданий, которые помогают выявлять, понимать, контролировать собственные эмоции и эмоции других [3]. Важная роль в развитии социально-эмоциональных навыков отводится внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность – это важная составная часть осуществляемого в учебных заведениях образовательного процесса. Благодаря ее осуществлению, оказывается возможной практическая реализация устанавливаемых на федеральном уровне требований. Проводимые внеурочные занятия должны затрагивать всех учеников. Учащиеся в любом случае должны почувствовать собственную востребованность и уникальность. Главные задачи осуществления внеурочной работы состоят в первую очередь в следующем [1, с. 74]: – наращивание социального опыта учащихся; – формирование и последующее развитие нравственного и творческого потенциала личности; – удовлетворение потребности в профессиональном и творческом самоопределении школьников; – воспитание в школьниках волевых качеств, содействие в формировании у них активной жизненной позиции, приобщение их к ведению ЗОЖ. – раскрытие и поддержка талантов школьников; – выделение наиболее талантливых детей и их развитие; – содействие укреплению здоровья учащихся, поддержание в них высокого уровня работоспособности в течение длительного времени; – приобщение школьников к общечеловеческим и социокультурным ценностям; – организация интересного и насыщенного досуга учащихся. С целью изучения особенностей развития социально-эмоциональных навыков младших школьников во внеурочной деятельности было проведено Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 4 экспериментальное исследования на базе МБОУ №76 «Школа Безопасности». В исследовании принимали участие младшие школьники 2 класса в количестве 56 человек, которые были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную. Методами исследования являются: Тест эмпатии для детей и подростков Брайант, Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции». Данные методики выбраны с учетом основного определения социально- эмоциональных навыков. Социально- эмоциональные навыки – это навыки, которые позволяют людям распознавать свои эмоции и управлять ими, успешно справляться с конфликтами, понимать и проявлять сочувствие к другим, устанавливать и поддерживать позитивные отношения, следовать этике, вносить конструктивный вклад в их референтные сообщества, а также ставить и достигать цели. Полученные результаты по определению уровня эмпатийности младших школьников в КГ и ЭГ на констатирующем этапе по методике Тест эмпатии для детей и подростков Брайант представлены в таблице 1. Таблица № 1 – Показатели уровня эмпатийности младших школьников в КГ и ЭГ на констатирующем этапе № Количество Уровни эмпатийности Кол-во Кол-во баллов человек, (%) человек, (%) ЭГ КГ 1 19 – 22 очень высокий уровень эмпатийности 0(0%) 0 (0%) 2 16 – 18 высокий уровень эмпатийность 4 (14%) 1 (4%) нормальный уровень эмпатийности 13 (43%) 10 (38%) 3 12 – 15 13 (43%) 15 (58%) 4 6–11 низкий уровень эмпатийности 5 5 баллов и менее очень низкий уровень эмпатийности 0 (0%) 0 (0%) Как видно из таблицы 1, большинство детей, как в контрольной, так и в экспериментальной группе находятся на среднем и низком уровне эмпатийности. Высокий уровень эмпатийности наблюдается у 4(14%) учеников в контрольной группе и у 1(4%) в экспериментальной группе. На среднем уровне находятся 13(43%) детей в контрольной группе и 10 (38%) детей в экспериментальной. Низкий уровень эмпатийности наблюдается у 13 (43%) Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 5 младших школьников в контрольной группе и у 15 (58%) в экспериментальной. На втором этапе констатирующего эксперимента, был определен общий уровень саморегуляции у младших школьников по методике Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» (таблица 2). Таблица № 2 Показатели общего уровня волевой саморегуляции у младших школьников на констатирующем этапе Количество Уровень общей волевой саморегуляции Кол-во Кол-во человек, (%) баллов человек, (%) в ЭГ в КГ Больше 12 высокий 24 (80%) 18 (69%) Меньше12 низкий 6 (20%) 8 (31%) Как видно из таблицы 2, в контрольной группе 24(80%) ребенка имеют высокий уровень общей саморегуляции, 6 (20%) детей находятся на низком уровне, в экспериментальной группе ситуация несколько отличается: так у 18 (69%) детей младшего школьного возраста наблюдается высокий уровень общей волевой саморегуляции, а у 8 (31%) - низкий. Как видим из полученных результатов, у младших школьников в экспериментальной группе, наблюдается низкий уровень развития социально- эмоциональных навыков, на основании чего была разработана программа развития социально-эмоциональных навыков детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Программа включала в себя 12 занятий 1 занятие «Идентификация эмоций по фотографиям и рисункам» 2 занятие «Понимание причин эмоций» 3 занятие «Приятные и неприятные эмоции» 4 занятие «Понимание силы эмоций» 5 занятие «Сравнение собственных предпочтений и предпочтений другого человека «Мы похожи, мы отличаемся»» 6 занятие «Рассогласование понимания ситуаций (юмор, ирония)» 7 занятие «Понимание недоразумений и бестактности» 8 занятие «Эмпатия» 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 9 занятие «Эмоциональная регуляция» 10 занятие «Коммуникативная компетентность» 11 занятие «Социальная компетентность» 12 занятие «Рефлексия» Для работы с детьми были выбраны следующие методы: наблюдение, беседа, проблемные ситуации и вопросы, демонстрация, игровые упражнения и задания и др. После внедренной программы было проведено повторное исследование. Полученные результаты представлены в таблицах 3 и 4. Таблица № 3 – Показатели уровня эмпатийности младших школьников в КГ и ЭГ на контрольном этапе № Количест Уровни Кол-во человек, (%) КГ Кол-во человек, (%) ЭГ во эмпатийности Констатирующи Констатирующи Контрольны Контрольны баллов й этап й этап й этап й этап 1 19 – 22 очень высокий 0(0%) 0 (0%) 0 (0%) 0 (0%) уровень эмпатийности 8 (30%) 4 (14%) 4 (13%) 1 (4%) 2 16 – 18 высокий уровень эмпатийность 13 (43%) 16 (33%) 10 (38%) 9 (35%) 3 12 – 15 нормальный уровень эмпатийности 4 6–11 низкий уровень 13 (43%) 10 (54%) 15 (58%) 9 (35%) эмпатийности 0 (0%) 5 5 баллов 0 (0%) 0 (0%) 0 (0%) очень низкий уровень и менее эмпатийности Полученные результаты, свидетельствуют о том, что на данном этапе в контрольной группе (КГ) и экспериментальной группе (ЭК) были получены следующие результаты по шкале эмпатийности: – высокая эмпатийность (16-18 баллов) – 4 человека (13%) в КГ, 8 человек (30%) в ЭГ; – нормальная эмпатийность (12-15 баллов)- 16 человек (33%) в КГ, 9 человек (35%) В ЭГ; – низкая эмпатийность (6-11 баллов)- 10 человек (54%) в КГ, 9 человек (35%) в ЭГ. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 7 Сравнивая показатели уровня эмпатийности на контрольном и констатирующем этапах повторная диагностика показала - уровень эмпатийности в экспериментальной группе (ЭГ) стал выше, чем был до проведения программы. Таблица № 4 – Показатели общего уровня волевой саморегуляции у младших школьников на контрольном этапе Количество Уровень общей Кол-во человек, Кол-во человек, баллов волевой (%) в ЭГ (%) в КГ саморегуляции Констати Контрольны Констатир Контрольн рующий ый этап ующий й этап этап этап Больше 12 высокий 24 (80%) 23 (77%) 18 (69%) 21 (81%) Меньше12 низкий 6 (20%) 7 (23%) 8 (31%) 5(19%) Полученные результаты свидетельствуют о том, что высокий уровень по шкале общий уровень волевой саморегуляции (больше 12) имеют 23 человека (77%) в КГ, 21 человек (81%) в ЭГ. Низкий уровень по шкале (меньше 12) имеют 7 человек (23%) в КГ, 5 человек (19%) в ЭГ. Сравнивая полученные показатели уровня общей саморегуляции видим, что в экспериментальной группе (ЭГ) количество человек с высоким уровнем стало больше на контрольном этапе по сравнению с констатирующим. Таким образом, итоги реализации данной программа позволяют говорить о повышении уровня развития социально-эмоциональных навыков младших школьников. Список литературы: 1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург: Питер, 2018. 400 с. 2. Иваненко М.А. Педагогическое сопровождение социального развития ребенка в период детства: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 23 с. 3. Изотова Е.И, Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 283 с. 8 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 4. Калинина Е.А. Развитие социального опыта во внеурочной деятельности младших школьников // Наука и социум: сб. тр. науч. конф. - Новосибирск: СИПСПСР, 2017. С. 73-77. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 9