- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Дворник Я.Ю.
PDF файл статьиУДК 342.9 Дворник Яна Юрьевна студентка 3 курса магистратуры, юридический факультет Сибирский институт управления – РАНХиГС, Россия, г. Новосибирск e-mail: dvornick.yana@yandex.ru Научный руководитель: Данилов И.Б., кандидат юридических наук, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Сибирский институт управления – РАНХиГС, Россия, г. Новосибирск ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Аннотация: Обеспечение безопасности дорожного движения в России остается актуальной проблемой, несмотря на ряд государственных решений в этой сфере. В этой статье приводится аргументация данного подхода и его востребованность в российской практике как одного из аспектов комплексного решения проблемы обеспечения безопасности дорожного движения. Ключевые слова: безопасность дорожного движения, административная ответственность, опасное вождение, административный штраф, дифференцированный подход, участники дорожного движения. Dwornik Yana Yurjewna 3rd year master student, faculty of law Siberian Institute of Management-branch of RANERA, Russia, Novosibirsk Scientific adviser: Danilow I.B. Candidate of legal sciences, associate professor Head of the Department of Theory and History of State and Law Siberian Institute of Management-branch of RANERA, Russia, Novosibirsk PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY IN THE SPHERE OF ROAD TRAFFIS Abstract: Ensuring road safety in Russia remains an urgent problem, despite a number of government decisions in this area. The article provides convincing 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru arguments for this approach and its relevance in Russian practice as one of the aspects of a comprehensive solution to the problem of ensuring road safety. Keywords: road safety, administrative responsibility, dangerous driving, administrative fine, differentiated approach, road users. Безопасность дорожного движения в России и ее обеспечение является острой проблемой, несмотря на то что государством постоянно принимаются решения по усилению мер контроля и ужесточению ответственности в данной сфере. Слепое ужесточение ответственности, в пользу увеличения штрафных санкций за данный вид административных правонарушений зачастую не решает данной проблемы. В зарубежных странах уже давно используется избирательный (дифференцированный) подход, основанный на размере суммы штрафа напрямую зависящей от дохода правонарушителя. Данный подход является очень востребованным В данной статье приведены убедительные аргументы дифференцированного подхода и его необходимость в решении проблемы безопасности дорожного движения за счет ориентирования на правомерное поведение участников дорожного движения. Обусловлено это тем, что участник дорожного движения, осознавая последствия нарушений Правил дорожного движения в виде административной ответственности для него стремится не допускать нарушений и вести себя в рамках установленных правил, что должно в результате привести к увеличению степени ответственности [1, с. 33]. За последние несколько лет в России повышаются размеры штрафов, к ответственности привлекается все больше участников дорожного движения. Значительно увеличилось число правонарушений, выявленных средствами фото-видео фиксации работающих автоматически. В 2016 г. в КоАП РФ вводится новый состав нарушения – опасное вождение, в стадии разработки находятся законопроекты, направленные на ужесточение ответственности, например, введение как меры наказания за систематическое нарушение ПДД (более трех раз) лишение права управления транспортным средством. Как неоднократно было различными Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 2 исследователями, большинство законодательных инициатив данного характера хотя и основаны на рациональных и верных принципах, но при их практическом применении выявляется большое количество недоработок, юридических пробелов, спорных моментов, которые в комплексе практически сводят на нет весь достигаемый нововведениями результат. В итоге ужесточение ответственности в сфере дорожного движения не приводит к прогнозируемым результатам как то- снижение аварийности и смертности на дорогах. Главная цель административного наказания –превенция нарушений не может быть достигнута достигается по разным причинам, в связи с чем можно предположить, что решение проблемы в сфере безопасности дорожного движения кроется отнюдь не в ужесточении мер, а в их дифференциации. Меры дифференциации есть четкое разделение ответственности правонарушителя, в результате которого законодателем, в зависимости от степени общественной опасности правонарушителя, его личности определены и различные правовые последствия. В РФ дифференцированный подход к избранию мер ответственности применен в мерах уголовной ответственности, его наличие в малой доле прослеживается и в административной практике. Индивидуальный (дифференцированный) подход при назначении мер административной ответственности позволяют реализовать принципы соразмерности и справедливости в ходе его применения, повысить эффективность применяемых мер, так как существующие наказания не обеспечивают требуемого эффекта на участников дорожного движения. Основным видом наказания за нарушения в сфере дорожного движения является штраф. Он весьма распространен и за рубежом, и в России. Административный штраф как наказание за правонарушения в сфере дорожного движения закреплен в 70 из существующих 79 составов правонарушений 12 главы КоАП РФ. Полагается, что при назначении суммы штрафа в сфере дорожного движения необходимо руководствоваться требованиями закона об индивидуализации наказания, основной составляющей при этом является необходимость установления материального положения нарушителя, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 3 установление которого, в большей степени повышает эффективность административного штрафа в отношении финансово состоятельных нарушителей, для которых оплата штрафов рассчитанных на средний доход нарушителя не составляет труда, тогда как для нарушителя находящегося в тяжелом финансовом положении оплата штрафа может стать неразрешимой задачей и он автоматически попадает в категорию неплательщиков что влечет новую административную ответственность и увеличение суммы штрафа [2, с. 79]. Дифференциация штрафов в зависимости от задекларированной суммы дохода физического лица, призвана заставить обеспеченных нарушителей платить за нарушения гораздо больше, чем водителей среднего достатка, и будет намного более эффективнее бездумного увеличения сумм штрафов, меры которая существует на сегодняшний день. Также необходимо понимать, что обеспечение безопасности дорожного движения это - непрерывный комплексный процесс, так как помимо законодательных в него входит и ряд других мер, которые необходимо реализовывать вдумчиво, при условии их дополнения друг другом. Разрозненные же и хаотичные действия органов власти не окажут должного воздействия на повышение безопасности дорожного движения [3, с. 73]. Cписок литературы: 1. Головко В.В., Бекетов О.И., Майоров В.И. Обеспечение безопасности дорожного движения в государственной системе профилактики правонарушений // Наука и практика. 2016. № 3 (68). С. 33–39. 2. Майоров В.И., Бекетов О.И. О нормативно-правовом определении понятия опасного вождения в контексте законодательства об административных правонарушениях // Вестник Омской юридической академии. 2017. Т. 14. № 1. С. 77–82. 3. Майоров В.И., Дымберов А.Д., Молчанов П.В. Правовые проблемы применения специальных технических средств автоматической фото- Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 4 видеофиксации нарушений правил дорожного движения // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 3 (37). С. 69–77. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 5