- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ АВТОНОМИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Усманова С.А.
PDF файл статьиУДК 342.2 Усманова Сайде Аблякимовна студентка 3 курса магистратура факультет менеджмента и инженерного бизнеса Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП) Россия, г. Казань e-mail: sayde777@yandex.ru НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ АВТОНОМИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ Аннотация: В статье рассматриваются проблемы совершенствования методов государственного регулирования и содействие инициативности этнических групп, решения практических задач повышения их эффективности на примере полуострова. Ключевые слова: национально-культурная автономия, содействие, коммуникация, структура, национальности. Usmanova Sayde Ablyakimovna 3rd year master student Faculty of Management and Engineering Business Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasova (IEUP) Russia, Kazan SOME ASPECTS OF STATE REGULATION OF THE ACTIVITIES OF THE NATIONAL CULTURAL AUTONOMIES IN THE REPUBLIC OF CRIMEA Abstract: The article examines the problems of improving the methods of state regulation and promoting the initiative of ethnic groups, solving practical problems of increasing their efficiency on the example of the peninsula. Key words: national and cultural autonomy, assistance, communication, structure, nationalities. В интересах стабилизации и укрепления транснациональной гармонии государственная национальная политика с вхождения полуострова в российское юридическое поле предусматривает сплочение усилий всех ступеней общественно-политических устройств и звеньев правительственной власти, укрепления, солидарности и паритету граждан разных национальностей и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 1 конфессий, залог обеспечения одинаковых условий всем гражданам и социальным группам объединенных по национальному признаку - материальных, юридических, управленческих с целью активизации их деятельности в различных сферах жизнидеятельности: социокультурной и общественно-политической жизни. На основании вышесказанного в новых субъектах Федерации созданы конституционно-юридические обоснования самобытной народной политики. Внутри утвержденной Конституции Республики Крым и Уставе г. Севастополя взяты отдельные положения федеральной Конституции 1993 г. В вводной части Конституции полуострова от одиннадцатого апреля 2014 г. обнародована главная цель сбережения многообразия и самобытности этно-культур, традиционно сложившихся в республике, гарантирующие равноправное формирование и взаимообогащения, ч. 2 ст. 13 упрочивает национальное равноправие, ст. 19 – предоставляет привилегию самостоятельно выражать неповторимую этническую принадлежность. Необходимо подчеркнуть, что в Конституции Республики Крым уделено языковой дипломатии, поэтому в ст. 10 подтверждается, что на полуострове государственными языками утверждены следующие: русский, украинский и крымско-татарский. Наряду с этим в ч. 3 ст. 10 указывается, что на полуострове провозглашен принцип многообразия субкультур и обеспечивается их равноправное совершенствование и взаимообогащение [6]. Так как Крым является маленькой моделью большой России по количеству проживающих на ее территории народов еще более актуальной темой становится государственное урегулирование работы объединений групп по национальному признаку после возвращения полуострова в структуру Российской Федерации в 2014 году и вступления в российское юридическое поле. Согласно сведениям по итогам переписи населения Крымского федерального округа предоставленным Крыминформ, становится видно, что в Крыму живут 175 национальностей. 68% (1,49 млн. ч.) населения составляют - русские. Второе место 15,7% (344,5 тыс. ч.) занимают украинцы. Крымские татары занимают третье по численности место - Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 2 10,6% (232,3 тыс. ч.). Остальное количество в республике составляют до 4% населения, из них самые крупные – это белорусы 1% (21,7 тыс. ч.) и армяне 0,5% (11 тыс. ч.). Евреи, греки, болгары, немцы, корейцы, азербайджанцы, поляки, узбеки, цыгане, грузины, чуваши, мордвы, молдаване и турки составляют от одной до пяти тысяч человек в Крыму. К оставшимся девяносто девяти процентам обитателей полуострова относятся двадцать девять народов, и менее одной тысячи человек составляют этнические группы: башкиры, удмурты, осетины, казахи, таджики, марийци и арабы. Два малочисленных народа караимы – 535 человек, и крымчаки - 228 человека [26]. По сведениям всекрымской регистрации крымчан в Крыму проживает два миллиона двести восемьдесят пять человек [7]. В данный момент в республике по данным с сайта Дома дружбы народов зарегистрировано тринадцать регионально национально-культурных автономий (далее НКА), среди них – азербайджанская, армянская, болгарская, греческая, еврейская, крымских караимов, крымских татар, корейцев, молдаван, немецкая, осетинская, татарская, эстонская. Также зарегистрировано десять социальных групп полуострова: белорусская, болгар Крыма имени братьев Стояновых, дагестанцев, украинцев, крымчаков, итальянцев [1]. Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым (далее Госкомнац РК) созданнный по указу Главы Республики Крым от 16.06.2014 № 51-У «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым». Госкомнац РК реализовывает свою работу основываясь на Положение, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.14 № 159. [7], и является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим и выполняющим государственную политику и функции в сфере этнических отношений. В Госкомнац РК создан отдел по вопросам межнациональных отношений и работе с НКА. Основными задачами отдела формирование исторически Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 3 сложившегося веками солидарности этнического многообразия народов полуострова; дискриминации на фоне религиозной почве и повышение уровня либеральности в социуме, а также предупреждение и сопротивление признакам ненависти; совокупность решения вопросов восстановления исторической справедливости, политического, социального, культурного и духовного возрождения репрессированных народов; формирование подходящих условий для поддержки и возрождения этнической, исторической и языковой самоидентичности народов проживающих на полуострове [3]. Госкомнац РК предоставляет денежную и организационную поддержка этническим группам в проведении мероприятий, включающим в себя - дни культуры и памятные даты народов Крыма. Торжества по большей части носят формат национальных праздников и дней культур народов Крыма, а также круглые столы, выставки, конкурсы, фестивали, конференции, оказывается систематическая и материальная поддержка на реализацию многих из них [3]. Глава Республики Крым С.В. Аксенов объявил четыре религиозных праздника нерабочими днями согласно постановлению о нерабочих и праздничных днях в Республике Крым– Пасха и Троица, Ораза байрам и Къурбан байрам [8]. Ежегодно социальным группам и этнообъединениям на реализацию замыслов ориентированных на поддержку межнационального единомыслия на полуострове в рамках осуществления Государственной программы Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России «Республика Крым – территория межнационального согласия» на 2018-2020 годы предоставляется грантовая поддержка в размере 2000000,00 руб. Для повышения эффективности взаимодействия органов региональной власти с национально-культурными объединениям в республике при Госкомнаце РК занимаются два подведомственных учреждения: 1) Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Дом дружбы народов»; 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 2) Государственное автономное учреждение Республики Крым «Медиацентр имени Исмаила Гаспринского» [2]. Одним из приоритетных направлений деятельности региональных государственных органов является формирование среды позитивного межнационального общения, например, через проведение национальных праздников и фольклорных фестивалей, мероприятий направленных на различные сферы деятельности народов Крыма. Однако в то же время существуют ряд проблемных вопросов: 1) муниципальные программы направленные на реализацию государственной межнациональной политики выражаются исключительно в поддержке народного творчества, что конечно не может в полной мере обеспечить выполнение всего спектра задач направленных на гармонизацию транснациональных отношений и предупреждение расизма; 2) крайне редко (практически никогда) в праздничных поздравлениях и обращениях размещаемых на объектах наружной рекламы и информации по заказу органов власти всех уровней посвященных значимым событиям в социальной жизни города и республики (календарным и государственным праздникам, памятным историческим датам) - не используются одновременно русский, украинский и крымскотатарский языки являющиеся государственными языками Республики Крым; 3) на территории полуострова неоднократно проявляются признаки ксенофобии которые выражаются в разгроме памятников, установке крестов и т.д. Последний яркий пример произошел 8 мая 2019 года, когда в селе Орловка (с. Мамашай) Нахимовского района Севастополя неизвестные личности разбили памятную доску, которая была установлена 5 мая 2019 года в память о полегших Второй мировой войне крымских татарах; 4) необходимо усилить государственную поддержку изучения украинского и крымскотатарского языков несмотря на то, что они признаны государственными [4]. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru Сегодня изучение родного языка для крымских татар в общеобразовательных школах сокращается либо предлагается факультативное изучение 7-8 уроком, что недопустимо. Проведение любой агитационной кампании среди родителей по изучению материнского языка лежит полностью на плечах общественников, а не государства. Необходимо составить и утвердить законопроект способный уладить проблему изучения родного-материнского языков, в частности, украинского и крымскотатарского, если речь идет о государственных путем создания дополнительного образования. Необходима финансовая поддержка республиканским этно-культурным группам для полноценного развития системы дополнительного образования в данной сфере, образовательным организациям в осуществлении языковых курсов. Таким образом, резюмируя вышесказанное, проанализировав тактику сотрудничества структур государственной власти с социальными группами и этнокультурными объединениями можно сформулировать следующим образом: государство выделяет ответственный орган – Госкомнац РК, проводящий вместе с отделами и подведомственными организациями призван решать поставленные задачи по реализации национального вопроса. Далее выделяется государственная денежная поддержка в рамках программ, оказывается помощь в организации различных мероприятий, привлекаются представители различных этно-культурных групп, что способствует не только интеграции представителей различных национальностей, но и способствует формированию добрососедских отношений, толерантного отношения к друг другу. Анализ показал, что между учреждениями государственной власти и этно-культурными и социальными организациями ведется конструктивный диалог, что способствует изменению общественного мнения и настроения, ведется мониторинг межнациональных отношений и осуществляется организационная и денежная поддержка этнических СМИ и мероприятий, что не только укрепляет межконфессиональный мир и согласие, но и в целом способствует положительному имиджа региона. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 6 Список литературы: 1. ГБУРК Дом дружбы народов [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://ddncrimea.ru/ (дата обращения: 25.05.2019) 2. Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://gkmn.rk.gov.ru/ru/index (дата обращения: 25.05.2019) 3. Доклад государственного комитета Республики Крым [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://crimea.gov.ru/textdoc/ru/7/act/1946pr.pdf (дата обращения: 11.05.2019) 4. Закон Республики Крым О функционировании государственных языков Республики Крым и иных языков в Республике Крым [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://crimea.gov.ru/textdoc/ru/7/project/2-351.pdf (дата обращения: 30.05.2019) 5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 6. Конституция Республики Крым (принята Государственным Советом Республики Крым 11.04.2014) // Крымские известия. 2014. 12 апр. № 68 (5479). 7. Перепись населения в Крымском федеральном округе (2014) [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://tass.ru/obschestvo/9085829 (дата обращения: 25.12.2019) 8. Указ Главы Республики Крым от 16.06.2014 № 51-У «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым». 16.06.2014. №51-У // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 7