- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ВЛИЯНИЕ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Сафонов М.В.
PDF файл статьиУДК 159.9 Сафонов Михаил Викторович студент 2 курса заочная форма обучения, факультет «Физической культуры и безопасности жизнедеятельности» Воронежский государственный педагогический университет, Россия, г. Воронеж e-mail: linasafonova1996@mail.ru ВЛИЯНИЕ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Аннотация: Данная статья посвящена типам темпераментов школьников и их влияние на учебную деятельность. Многие ученые в своих работах прослеживают связь типов темпераментов и обучение. Учащиеся с одним видом более успешно усваивают школьную программу, другие же наоборот находятся в менее удачном положении. Следовательно, необходима индивидуализация процесса обучения, которая основывается на типах темпераментов. Ключевые слова: темперамент, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, учебная деятельность, школьная успеваемость. Safonov Mikhail Viktorovich 2nd year student correspondence education, Faculty of "Physical Culture and Life Safety" Voronezh State Pedagogical University, Russia, Voronezh INFLUENCE OF TYPES OF TEMPERAMENT ON LEARNING ACTIVITIES Abstract: This article is devoted to the types of temperaments of schoolchildren and their influence on educational activities. Many scientists in their works trace the relationship between temperament types and learning. Students with one type are more successful in learning the school curriculum, while others, on the contrary, are in a less successful position. Therefore, it is necessary to individualize the learning process, which is based on the types of temperaments. Key words: temperament, sanguine, choleric, phlegmatic, melancholic, educational activity, school performance. Успешное обучение школьников зависит от множества факторов. Одним из них является природная особенность – темперамент. Темперамент является 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru базовой характеристикой в описании психологической отличительной черты человека. Б. М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их—с другой» [3, с. 156]. Ученые всего мира уже давно пришли к заключению, что темперамент оказывает влияние на процесс усвоения ребенком новых знаний. Темперамент проявляется в очень раннем возрасте. Процесс наиболее активного познания окружающего мира, как отмечают ученые, длится приблизительно до восьми лет. А темперамент, которым они обладают, оказывает существенное влияние на успешность обучения. Еще с древних времен было принято различать четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Эти основные типы темперамента прежде всего различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Рассмотрим их характеристики и влияние на учебную деятельность подробнее. Сангвиник (нервная система 1 типа) - человек, легко приспосабливающийся к изменениям условий жизни. В высшей степени подвижен, общителен, часто меняет привязанности. Имеет широкий круг знакомств. При большом интересе к делу продуктивен, энергичен; в противном случае вял, скучен, неинтересен. Характеризуется высокой сопротивляемостью к различным трудностям. У сангвиников нужно воспитывать настойчивость, целеустремленность, усидчивость. Холерик (нервная система 2 типа) - человек, нервная система которого характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Отличается энергичность при недостатке выдержки и самообладания. Вспыльчив, несдержан, нетерпелив. Увлекаясь чем-то, полностью истощает свои силы и теряет интерес к начатому делу. Плохо приспособлен к деятельности, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 2 требующей спокойного темпа, плавных движений. У учащихся с этим видом темперамента нужно постоянно, настойчиво требовать спокойных, рассудительных ответов и рассуждений, сдерживать свои эмоции в любых ситуациях. Флегматик (нервная система 3 типа) - человек, хорошо сопротивляющийся сильным и продолжительным раздражителям. Характеризуется уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Спокоен, терпелив, выдержан. В мимике и интонациях - невыразителен и однообразен. Сохраняет спокойствие даже при серьезных неприятностях, но способен, иногда, давать волю чувствам. Внимание учителя должны привлекать учащиеся - флегматики, которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания - они спокойны, никому не мешают. У флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности. Меланхолик (нервная система 4 типа) - человек, плохо сопротивляющийся воздействия сильных стимулов. Часто заторможен и пассивен. Отличается слабой выносливостью, тревожностью. Теряется в новой обстановке, среди новых людей. На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся еще более затормаживают их, снижают работоспособность. Проблема школьной неуспеваемости настолько сложна и многоаспектна, что для ее всестороннего рассмотрения требуется целостный синтетический подход, интегрирующий знания из различных областей психологической науки – общей психологии, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики [1, c. 4]. По мнению учёных: психофизиологов (В.В. Белоус, Е. Дзятковской, психологов А. Сиротюк, Т. Смирновой и других) обучение без учёта психофизиологических особенностей детей способствует возникновению стресса, тормозит развитие ребёнка и влияет на его успеваемость. Если ученики Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 3 различаются типами темперамента, а значит темпами работы, реакцией на раздражители, характером интеллектуальной деятельности и т. д., то значит, сам процесс обучения и усвоение учебного материала данными детьми также будет отличаться. Следовательно, можно предположить, что носители некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению. Другие же, напротив. Вот почему немаловажно принимать во внимание особенности темперамента учащихся при организации учебного процесса. Главной задачей педагога является раскрытие индивидуальности учащихся, помочь ей развиться, сформироваться, проявиться. По этой причине, изучение особенностей темперамента школьников является важной проблемой. Таким образом, индивидуализация, основанная на учете типов темперамента в процессе обучения, способствует повышению активности и уровню развития интеллектуальных способностей школьников, оказывает положительное влияние на школьную успеваемость. Список литературы: 1. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2009. 368 с. 2. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. М.: АН СССР. Т. 3. Кн. 2 / ред. Э.Ш. Айрапетянц, 1951. 439 с. 3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 736 с. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru