- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОБЛЕМЫ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Холин Н.В.
PDF файл статьиУДК 2964 Холин Николай Викторович студент магистратуры Московский университет им. С.Ю. Витте, Россия, г. Москва e-mail: holin11061977@rambler.ru Научный руководитель: Бушуева Наталья Владимировна кандидат экономических наук, доцент Московский университет им. С.Ю. Витте, Россия, г. Москва ПРОБЛЕМЫ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ Аннотация: Цель представленной работы – анализ проблемных аспектов в сфере образовательных услуг России. Методология исследования – индукция, аналитический метод, наблюдение. Ключевые слова: образование, образовательные услуги, инфраструктура образования, проблемы образования. Kholin Nikolai Viktorovich master student Moscow University named after S.Yu. Witte, Russia, Moscow Scientific adviser: Bushueva Natalia Vladimirovna candidate of economic sciences, associate professor Moscow University named after S.Yu. Witte, Russia, Moscow PROBLEMS OF THE SPHERE OF EDUCATIONAL SERVICES IN RUSSIA Abstract: The purpose of this paper is to analyze the problematic aspects in the field of educational services in Russia. Research methodology-induction, analytical method, observation. Key words: education, educational services, educational infrastructure, problems of education. Образованию в нашей стране долгое время уделялось повышенное внимание, результатом которого стала престижность и почетность его получения. Как справедливо отмечает, Б.М. Фролов «советское образование Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 1 считалось одним из лучших в мире» [4]. Однако в постсоветское время при переходе к рынку образование, как и другие социальные сферы было сильно «подорвано». Была разрушена инфраструктура, в частности, дошкольных учреждений, которую удалось восстановить только в последние несколько лет. Низкий уровень оплаты труда в сфере образования в 90-е годы отразился на престижности педагогической профессии, сформировался кадровый дефицит. Поэтому не смотря на предпринимаемые усилия государства по росту оплаты труда и престижа профессии количество молодых специалистов в образовании невелико, средний возраст сотрудников составляет 43 года. Так, согласно данным Росстата, возрастная категория от 20 до 29 лет, которую относят к молодым специалистам составляет 15,7% из общей численности работников образования 6782 тыс. человек [3]. Настораживающей тенденцией является «старение» работников образования. Так, доля работников в пенсионном возрасте составляет треть всех работников образования, учитывая выход на пенсию педагогических работников в среднем в 50 лет (выработан педагогический стаж). Представленная структура численности работников образования в России согласуется с общественным мнением, что труд педагога непривлекателен для молодых специалистов. Эксперты считают, что низкая мотивация педагогов связана с независимостью педагога перед результатами образования и дискредитацией профессии в средствах массовой информации [2]. Свое мнение он подкрепляет результатами исследования о причинах, влияющих на низкий уровень мотивации педагогов: тяжелые условия труда, рутинность, давление контролирующих органов, невысокая заработная плата и материальное обеспечение. В настоящее время активно обсуждается вопрос о сокращении бюрократической нагрузки на школьных учителей. В частности, Совет Федерации запустил интернет-опрос, посвященный теме сокращения. Опрос проводится среди педагогических работников начального общего, основного общего и среднего общего образования, чтобы узнать мнение педагогического Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 2 сообщества относительно проблемы высокой бюрократической нагрузки на учителей и мер, необходимых для снижения уровня этой нагрузки. Педагогам до 31 мая 2019 года предлагается назвать излишние документы, не относящиеся напрямую к образовательному процессу, или ответить на вопрос: «Считаете ли вы, что электронный дневник и журнал в российской школе является оправданным инструментом взаимодействия в связке «школа – ученик- родитель»?». Непосредственно на мотивы, возникающие в процессе деятельности педагога влияние оказывают процессы модернизации системы образования в России, протекающие в настоящее время, а также социально-экономические изменения в обществе, обусловленные технологическим прогрессом. Эти факторы требуют от педагогов непрерывного совершенствования свои знаний, умений и навыков (непрерывное образование на протяжении всей жизни). Все это необходимо для обеспечения конкурентоспособности педагогического работника на рынке труда и решения одной из приоритетных задач страны – повышение качества образования. Система школьного образования модернизируется с учетом современных технологических тенденций в рамках нового национального проекта «Образование», рассчитанного на период с 01.01.2019 по 31.12.2024, руководство которым осуществляет министр просвещения РФ. Проект включает такие блоки как: Современная школа, Успех каждого ребенка, Поддержка семей, имеющих детей, Цифровая образовательная среда, Учитель будущего, Молодые профессионалы, Новые возможности для каждого. Вместе с этим совершенствуются образовательные стандарты, в частности это касается ФГОС. Нельзя не согласиться с мнением, что «массовый интерес к частным школам и репетиторству говорит о тяжелом кризисе государственной системы (общего среднего) образования» [4]. В частности, отставание уровня естественно-научной грамотности населения России от средних показателей по странам ОЭСР наглядно отражает «провалы» в преподавании естественнонаучных дисциплин в средней школе (отсутствие необходимого Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 3 лабораторного оборудования, неумение учителей проводить опыты и т.д.). Создаваемые с 2016 г. детские технопарки «Кванториум» для дополнительного образования школьников (51 единица в 34 регионах на начало 2018 г.), конечно, в какой-то мере улучшают ситуацию, но представляются недостаточным для ее радикального изменения. Сфера образования является приоритетной для государства, её развитие осуществляется в рамках национальных проектов. Для сферы характерны проблемы, которые требуют внимания государства и профессионального сообщества. Дальнейшее развитие сферы услуг и решение проблем позволит повысить качество российского образования и его престижность на мировом уровне. Список литературы: 1. Положихина М. А. Система образования в России с точки зрения формирования человеческого капитала // Экономические и социальные проблемы России ЭСПР. 2018. № 2. С. 8-36. 2. Скударёва Г. Н. Профессиональная мотивация педагога: научная теория и инновационная социально-педагогическая практика // Вестник Костромского государственного университета. (Педагогика. Психология. Социокинетика). 2014. № 1. С. 28-32. 3. Труд и занятость в России. 2019: Стат.сборник. М.: Росстат, 2019. 135 с. 4. Фролов Б.М. Государственный контроль и надзор в сфере образования в Российской Федерации: федеральный и региональный аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2017. 274 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 4