- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИНТЕГРАЦИЯ ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Бычков В.В., Хрисанова Е.Г.
PDF файл статьиУДК 378.046.4 Бычков Вячеслав Валерьевич начальник Центра дополнительного образования Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Россия, г. Чебоксары e-mail: sendimir@rambler.ru Хрисанова Елена Геннадьевна, доктор педагогических наук, профессор Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Россия, г. Чебоксары ИНТЕГРАЦИЯ ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ Аннотация: Интеграция высшего и дополнительного профессионального образования строится на основе осознанного получения студентами компетенций в дополнительном образовании с учетом потребностей рынка труда, требований конкретных работодателей, имеющихся вакансий. В условиях становления концепции «образование через всю жизнь» это становится одним из условий конкурентоспособности выпускников вузов на современном динамичном рынке труда. Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, компетенции, интеграция. Bychkov Viacheslav Valerievich Head of the Additional Professional Education Center Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary Khrisanova E.G., doctor of pedagogical sciences, professor Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary INTEGRATION OF HIGHER AND ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION AS A FACTOR OF FORMING THE READINESS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS FOR PROFESSIONAL MOBILITY 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru Abstract: Integration of higher and additional professional education is based on the students’ conscious acquisition of competencies by means of additional education, taking into account the needs of the labor market, requirements of particular employers, and available vacancies. In the context of formation of the «life- long education» concept, this becomes one of the conditions for university graduates’ competitiveness on the modern dynamic labor market. Key words: additional professional education, competencies, integration. Введение. В современном мире особую значимость имеет подготовка педагогических кадров для региональных систем дошкольного, школьного, дополнительного образования взрослых и детей, дополнительного профессионального образования. Студенты педагогических вузов, как будущие педагоги, должны уметь ориентироваться в постоянно меняющихся социально- экономических условиях и быть готовыми к профессиональной (прежде всего внутрипрофессиональной) и иной мобильности. Это возможно решить через участие студентов в дополнительном профессиональном образовании. Данное положение соответствует требованию качественного стартового образования в процессе непрерывного образования через всю жизнь. С другой стороны, проблема соответствия рынка образования рынку труда, в том числе в отдельно взятых муниципалитетах, также решается через получение студентами дополнительного профессионального образования, через адаптацию их профессиональных компетенций к конкретным требованиям работодателей. Материал и методы исследования. Изучение вопроса получения студентами дополнительных компетенций основывается, прежде всего, на материалах вузовской системы дополнительного образования (информация по формам федеральной статистической отчетности, текущая информация об обучении студентов, архивные материалы), анкетирования и опросов студентов. Анализ данных материалов позволяет систематизировать стратегии студентов в получении дополнительного образования, выстроить систему мер по ее адаптации с учетом запросов рынка труда. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru Результаты исследований и их обсуждение. Одним из основных факторов профессиональной мобильности студентов является наличие профессиональных и универсальных компетенций для нового вида деятельности. Для студентов актуальным является готовность к внутрипрофессиональной мобильности. Основным источником дополнительных компетенций для студентов выступает, прежде всего, система дополнительного профессионального образования, как элемент непрерывного образования. В вузе реализуются 65 дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки, 70 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, из них 57 программ – с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – ЭО, ДОТ), 3 программы профессионального обучения и 18 общеобразовательных общеразвивающих программ. В основном, программы дополнительного образования имеют педагогическую направленность. В целом в вузе наблюдается центрированность системы дополнительного образования на запросы слушателей, в том числе студентов. Максимально учитываются их пожелания по получению дополнительных профессиональных программ. В целях расширения возможностей трудоустройства, приобретения студентами дополнительных компетенций как профессиональных (hard skills), так и универсальных (soft skills), в Университете принимаются системные меры по привлечению студентов в систему дополнительного образования с учетом требований рынка труда. Ежегодно организуются встречи руководителей программ дополнительного образования со студентами (ежегодный охват около 50% студентов), на которых студенты получают информацию о рынке труда, требованиях работодателей к сформированности компетенций, имеющихся возможностях по формированию компетенций в соответствии с требованиями работодателей в системе дополнительного образования. Важным стимулом по формированию у студентов дополнительных компетенций, улучшению трудоустройства выпускников является меры материальной поддержки при прохождении программ дополнительного 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru образования. Основной мерой является оказание материальной помощи студентам в размере 30% от стоимости обучения по одной дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки и одной программе профессионального обучения. Информирование студентов также осуществляется через специально созданные на сайте дополнительного образования разделы, посвященные обучению студентов в системе дополнительного образования. Ежегодно, программами дополнительного образования и профессионального обучения охвачены около 35% студентов очной формы обучения, в том числе программами профессиональной переподготовки – 12- 16% студентов. В 2020-2021 учебном году в Университете по очной форме обучаются 2759 студентов, из них 446 чел. (или 16%) проходят обучение по программам профессиональной переподготовки. Можно условно выделить два направления (стратегии) получения студентами дополнительных компетенций в системе дополнительного профессионального образования. Первое направление связано с получением компетенций по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки, смежной с основной программой высшего образования, по которой обучается студент. Такую стратегию выбрали 94 студента (или 24% от общего числа студентов, охваченных программами профессиональной переподготовки). В основном, это студенты факультета иностранных языков (как будущие педагоги, так и переводчики), получающие знание 3 или 4 иностранного языка (китайского, английского, немецкого, испанского, французского). Наиболее популярным дополнительным языком среди студентов факультета иностранных языков является китайский. Будущие воспитатели детских садов получают компетенции в сфере логопедического или специального дефектологического образования; учителя 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru биологии и географии – квалификацию учителя химии; учителя чувашского языка – квалификацию учителя русского языка и т.п. Второе направление связано с получением дополнительных компетенций по программе профессиональной переподготовки, несмежной с основной программой высшего образования, по которой обучается студент. Данная стратегия в настоящее время более многочисленна среди студентов очной формы обучения. В рамках данного направления в отдельную категорию можно выделить студентов, обучающихся по программам профессиональной переподготовки по иностранным языкам (263 чел. или 59,0% от числа студентов очной формы обучения, охваченных программами профессиональной переподготовки). Популярно среди студентов получение дополнительных углубленных знаний в области психологии (49 чел., или 11% от числа студентов очной формы обучения, охваченных программами профессиональной переподготовки). При этом студенты воспринимают знание иностранного языка и психологии как компетенцию, необходимую всем в современных условиях и в ходе встреч с руководителями программ высказывают мнение, что знание иностранных языков и психологии является дополнительными компетенциями к их будущей профессии. В рамках второго направления также выделяются факультеты, на которых реализация основных образовательных программ высшего образования осуществляется по направлениям подготовки как педагогической, так и непедагогической укрупненных групп направлений подготовки и специальностей. В данном случае студенты-педагоги обучаются по программе профессиональной переподготовки непедагогического сферы (будущие математики – работе в области компьютерной графики и Web-дизайна, будущие учителя технологии – организации перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса) и наоборот. К данной схеме можно также отнести студентов факультета иностранных языков, где будущие переводчики получают компетенции педагога, обучаясь на укороченных курсах профессиональной Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 5 переподготовки на учителя иностранного языка, при этом рассматривая полученную дополнительную квалификацию как дополнительную возможность для постоянного трудоустройства или занятий репетиторством со школьниками или взрослыми. Заключение. Выбор дополнительных компетенций не означает ухода из профессии. Студенты получают возможность углубить, конкретизировать знания в будущей профессии и дополнить ее новыми компетенциями. В целом, в настоящее время в вузе сложилась система дополнительного образования, которая позволяет студентам получить необходимые им на рынке труда компетенции. При этом необходимо продолжить работу по оказанию помощи студентам в выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов с учетом имеющихся требований к будущей работе (конкретных работодателей, профессиональных стандартов, требований имеющихся вакансий и др.), прежде всего, на старших курсах. Также представляется целесообразным расширение измерения уровня сформированности компетенций студентов. Список литературы: 1. Амирова Л.В. Формирование профессиональной мобильности студентов в процессе интеграции основного и дополнительного профессионального образования // Современные педагогические и информационные технологии в образовании и медицине: сборник научных статей / под ред. Г.П. Котельникова. Самара, изд. «Инсома-пресс», 2015. С. 19- 23. 2. Лисова О.М., Сычева О.В., Веселова М.В., Дополнительное профессиональное образование и повышение квалификации для студентов в Ставропольском ГАУ//Вестник АПК Ставрополья. 2016. № 1 (21). С. 149-152. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 6