- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУБЪЕКТОВ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Платицына Н.А.
PDF файл статьиУДК 347.471 Платицына Наталья Алексеевна студентка Тамбовский государственный технический университет Россия, г. Тамбов e-mail: natalyaberkutova2009@yandex.ru Научный руководитель: Шепелёв Артур Николаевич кандидат юридических наук, доцент, Тамбовский государственный технический университет Россия, г. Тамбов ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУБЪЕКТОВ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ Аннотация: В статье рассматриваются понятие и виды субъектов корпоративных отношений в российском праве. Автором анализируется содержание гражданского законодательства, приводится дефиниция субъектов корпоративных отношений. Ключевые слова: гражданское законодательство, корпоративные отношения, субъекты корпоративных отношений. Platitsyna Natalia Alekseevna student Tambov State Technical University Russia, Tambov Scientific adviser: Shepelev Artur Nikolaevich candidate of legal sciences, associate professor, Tambov State Technical University Russia, Tambov DEFINITION OF SUBJECTS OF CORPORATE RELATIONS IN RUSSIAN LAW Abstract: The article examines the concept and types of subjects of corporate relations in Russian law. The author analyzes the content of civil legislation, provides a definition of the subjects of corporate relations. Key words: civil legislation, corporate relations, subjects of corporate relations. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru Эволюция корпоративных отношений находит свое отражение в изменении экономического положения и ролей субъектов этих отношений. Основными субъектами корпоративных отношений при зарождении корпоративной формы хозяйствования были индивиды и групп лиц, к концу XIX века актуализировались отношения на уровне фирм и предприятий, в 30-е годы XX века государство стало важным участником корпоративных отношений, с 60-70-х годов повышается значение отношений между корпорациями и общественными организациями [1]. В ходе развития корпоративных отношений происходит упорядочение связей, согласование интересов субъектов корпоративных отношений. Субъектами корпоративных отношений выступают индивиды и группы лиц, предприятия и фирмы, общественные организации, государство. В зависимости от субъекта можно выделить различные интересы участников корпоративных отношений. На уровне индивидов и групп формируются внутрикорпоративные отношения, обусловленные интересами участвующих в деятельности корпорации сторон. Отдельные индивиды или группы лиц могут выступать в качестве собственников (акционеров), управляющих или работников корпорации. В качестве независимых видов отношений следует выделить отношения между собственниками корпорации, отношения собственников и управляющих; управляющих и работников корпорации. Отношения между собственниками корпорации представляют собой социально-экономические отношения по поводу распределения корпоративной собственности. Интересы собственников связаны с определением доли корпоративного капитала и степени участия в управлении корпорацией. Данный вид отношений широко исследуется в рамках институциональных и менеджериальных теорий. Отношения собственников и управляющих основаны на разделении в корпоративной форме организации хозяйства функции собственности и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 2 управления. Интересы собственников заключаются в получении максимального индивидуального дохода за счет получения дивидендов от прибыли, таким образом, опосредованно в максимизации прибыли корпорации. Интересы управляющих обычно также заключаются в максимизации личных доходов, что может привести к оппортунистическому поведению (занижение прибыли корпорации за счет выплаты премий, появление не целевых расходов на содержание управленческого аппарата), однако, с другой стороны, управляющие заинтересованы в сохранении собственной должности и, тем самым, в устойчивости развития корпорации, в росте стоимости активов компании и снижении рисков. Несовпадение интересов собственников и менеджеров выражается в корпоративных конфликтах и поиске эффективной модели корпоративного управления. Отношения управляющих и работников корпорации обусловлены организацией производственного процесса и относятся к организационно- экономическим отношениям. Интересами управляющих в данном случае является повышение производительности труда, наращивание человеческого капитала (выражающееся в привлечении высококвалифицированных специалистов или создании внутрикорпоративной системы обучения), формирование определенной корпоративной культуры, задающей институциональные рамки внутрикорпоративных отношений. На уровне фирмы (предприятия) корпоративные отношения представляют собой организационно-экономические отношения, обусловленные отношениями специализации, кооперации и интеграции производственной и хозяйственной деятельности. При этом уровень взаимозависимости субьектов может быть различна: в жестких формах интеграционных объединений (холдинги, синдикаты, конгломераты) предприятия могут полностью терять независимость во всех (производственной, финансовой, коммерческой и др.) сферах деятельности. При более мягких и гибких формах кооперации и интеграции (ассоциации, союзы, франчайзинговые, сетевые корпорации) субъекты корпоративных отношений Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 3 частично сохраняют независимость хозяйственной деятельности. На данном уровне участниками корпоративных отношений могут являться партнеры, поставщики или покупатели корпорации, которые полностью сохраняют хозяйственную независимость, однако могут экономически или финансово зависеть от деятельности корпорации. Основными интересами субъектов корпоративных отношений в данном случае будут являться достижение производственной и других видов синергии от интеграционного взаимодействия, повышение устойчивости во внешней среде, создание монопольного положения, максимизация прибыли. Специфически характером обладают корпоративные отношения на уровне общественных организаций. Участниками данных отношений будут выступать с одной стороны сама корпорация как хозяйствующий субъект, с другой – общественные организации, заинтересованные во взаимодействии с корпорацией: профсоюзы, благотворительные фонды, ассоциации. Интересами общественных организаций во взаимодействии с корпорацией являются участие в распределении прибыли корпорации, создание определенных условий труда для работников и т.д.; корпорация может преследовать интересы повышения лояльности сотрудников, улучшение имиджа, бренда и стоимости нематериальных активов (goodwill), в связи с че в современной экономической литературе популярны темы корпоративной социальной ответственности и корпоративного гражданства. Н.Г. Фроловский выделяет в российском праве две группы субъектов корпоративных правоотношений: собственно корпорации и организации корпоративного типа, как например, хозяйственные товарищества. С целью отнесения указанных данных двух групп юридических лиц к одному виду Н.Г. Фроловский предлагает использовать такое определении «корпоративная организация», которая будет применяться его ко все организация, что основаны на участии (членстве). Данная точка зрения расширяет сферу применения корпоративного права, не ограничивая ее только акционерными обществами, а также позволяет отнести к предпринимательским корпоративны организация Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 4 холдинги, финансово-промышленные группы, а также другие предпринимательские объединения, которые не обладают статусом юридического лица [2]. Вопрос о возможности участия в корпоративных правоотношениях третьих лиц, не являющихся обществом, участниками и членами органов управления, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Представляется, что на этот вопрос следует дать утвердительный ответ. В качестве примеров можно привести отношения с регистратором, с аффилированными лицами акционера, с приобретателями крупных пакетов акций в раках гл. XI.1 Закона об АО, с приобретателями долей участия в обществах с ограниченной ответственностью и акций в закрытых акционерных обществах третьими лицами с учетом правового регулирования механизма преимущественного права приобретения акций. В корпоративных правоотношениях могут участвовать лица, выбывшие из состава акционеров, но имеющие право на получение дивиденда, поскольку они включены в список лиц, имеющих право на его получение (п. 5 ст. 42 Закона об АО), а также лица, которые произвели отчуждение акций уже после включения в список лиц, имеющих право на участие в обще собрании акционеров, и обязанные выдать доверенность на голосование на обще собрании приобретателю акций или голосовать по его указанию (п. 2 ст. 57 Закона об АО). К настоящему времени корпорации прочно стали частью российской хозяйственно-экономической, социальной и правовой реальности, широкое употребление в юридической науке и практике получили производные от «корпорации» понятия – «корпоративные отношения», «корпоративные связи», «корпоративные норы», «корпоративные организации», «корпоративные споры», «корпоративная стратегия», «корпоративное право» и даже «корпоративная коррупция» и «корпоративное мошенничество». 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru Субъектами корпоративных правоотношений, непосредственно связанных с участие в корпоративной организации и управление ею, являются корпоративная организация и ее участники. В результате последних реформ гражданского законодательства корпоративная терминология получила массированную легализацию. Так, корпоративные отношения определены в ГК РФ в качестве предмета регулирования гражданского законодательства (п. 1 ст. 2 ГК РФ) [3]. Согласно с положениями ч. 2 п. 3 ст. 48 ГК РФ корпоративная организация – это юридическое лицо, по отношению к которым их участники имеют корпоративные права. В положениях статьи 65.1 ГК РФ уточняется, что корпорация (корпоративные юридические лица) – это юридические лица, учредители (участники) обладающие правами участия (членства) в них и формируют их высший орган согласно с нормами управления в корпорации, что устанавливаются положениями пункта 1 статьи 65.3. Таким образом статья 65.1 ГК РФ кроме определения корпоративного юридического лица (корпорации) дает легальную классификацию юридических лиц на унитарные и корпоративные. В соответствии с положениями гражданского законодательства к корпоративным юридическим лицам относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, которые внесены в государственный реестр казачьих обществ в РФ, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации. Список литературы: 1. Максимова К.В. Субъекты корпоративных отношений: теоретический аспект // Развитие экономики и менеджмента в современном мире Сборник научных 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2014. С. 20- 22. 2. Фроловский Н.Г. Управление предпринимательскими корпорациями в Российской Федерации (правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2004. 27 с. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 7