- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Тухватулина Е.Е.
PDF файл статьиУДК 344.414 Тухватулина Елена Евгеньевна студентка Челябинский государственный университет Россия, г. Челябинск e-mail: elena.rensk@mail.ru ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации работы с обращениями граждан в органах прокуратуры. Автор анализирует основные полномочия прокурора и акты прокурорского реагирования. Ключевые слова: прокурорский надзор, обращения граждан, акты прокурорского реагирования, полномочия прокурора. Tukhvatulina Elena Evgenievna student Chelyabinsk State University Russia, Chelyabinsk ORGANIZATION OF WORK WITH APPEALS OF CITIZENS IN THE PROSECUTOR'S OFFICE Abstract: The article discusses the issues of organizing work with citizens' appeals in the prosecution authorities. The author analyzes the main powers of the prosecutor and the acts of the prosecutor's response. Key words: prosecutor's supervision, citizens' appeals, acts of prosecutor's response, the powers of the prosecutor. Рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений граждан, юридических и должностных лиц признается основной задачей и главной функцией деятельности органов прокуратуры в Российской Федерации [1]. Тенденций рассмотрения заявлений подобного типа органами прокуратуры постоянно увеличивается, не смотря на сокращение полномочий прокуроров надзора в данной сфере. Данная статистика значительно увеличивается в последние годы. Как считают эксперты причиной является то, что граждане хотят увеличить значимость гражданских институтов. Граждане, обращаясь в органы Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 1 прокуратуры, увеличивают значимость данному органу [2]. Но, к сожалению, данная статистика утверждает о нарушении законодательства при работы государственных органов, и должностных лиц. Прокуратура считается "бюро жалоб простого человека", органом, который не находится под влиянием других государственных институтов и органов местного самоуправления при обеспечении единой законности, верховенства закона, защиты прав и свобод гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства [3]. Прокуратура на сегодняшний день считается единственным органов в Российской Федерации, которая вправе оказать квалифицированную бесплатную юридическую помощь гражданам и действительно противодействовать нарушениям закона, заявителям от органов власти и хозяйствующих субъектов, восстановить нарушенные права заявителей и особенно тех, которые в силу тех или иных причин не могут сделать это самостоятельно. В значительной мере, органы прокуратуры имеют значительные полномочия при рассмотрении обращений и заявлений граждан. Никто не вправе вмешиваться в деятельность прокуратуры, и давать им указания для проведения надзорной проверки. При рассмотрении и разрешении обращений и заявлений прокуроры и следователи устанавливают правонарушение и правонарушителей, что тем самым позволяет установить, в каких органах государственной власти и какими должностными лицами допущены правонарушения [4]. Позволяет установить законность в данной структуре. На основании предоставленной им информации органы прокуратуры вправе проводить надзорные проверки в органах зафиксированного правонарушения 5[]. Информацией, которой владеют органы прокуратуры являются сведениями для проведения надзорной проверки. Данная информация позволяет улучшить работу органов прокуратуры, увеличивает ответственность должностных лиц при решений своих должностных обязанностей. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 2 Однако, существует необходимость получить информацию, которая содержится в обращениях граждан. Главная задача органов прокуратуры считается проверка исполнения законов иными органами и должностными лицами. В случае выявления нарушения порядка принятия, сроков рассмотрения и разрешения обращений органами прокуратуры устанавливаются способы по устранению данных нарушений. Виновных лиц привлекают к ответственности, в связи с этим восстанавливают права граждан. Можно сделать вывод, о том, что органы прокуратуры считаются одним из государственных органов, которые вправе устранять нарушения правопорядка в обществе, проводить надзор за деятельностью органов, в отношении которых поступила достоверная информация о нарушении законодательства. Рассмотрение заявлений, жалоб, обращений проходят как на уровне субъектов, так и на региональном уровне Российской Федерации. Для проведения эффективной работы по устранению нарушений законных интересов граждан и их прав, законодательство Российской Федерации издает большое количество нормативных актов по регулированию данной деятельности. Одной из важных задач деятельности органов прокуратуры считается рассмотрение заявлений, обращений, жалоб [6]. Особый порядок регистрации и учета жалоб граждан закреплен в инструкции по делопроизводству в органах прокуратуры Российской Федерации. Деятельность работников прокуратуры в данной сфере основывается на Законе «О прокуратуре Российской Федерации». Приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 31.01.2012 №2 «О порядке рассмотрения обращений граждан и юридических лиц в органах прокуратуры Российской Федерации, и утверждении Инструкцию о порядке личного приема граждан и представителей юридических лиц». Рассмотрим следующие понятия: 1. Обращение - индивидуальные или коллективные заявление, предложение, жалоба, изложенные в устной, письменной или электронной 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru форме, подлежащие рассмотрению в органах прокуратуры в порядке уголовного, гражданского, хозяйственного производства, производства по делам об административных правонарушениях и в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц; 2. Заявление - ходатайство о содействии в реализации прав, свобод и законных интересов заявителя, не связанное с их нарушением; 3. Предложение - рекомендация по улучшению деятельности органов прокуратуры, совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни; 4. Жалоба - требование о восстановлении прав, свобод и законных интересов заявителя, нарушенных действиями организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей; 5. Заявитель - гражданин или юридическое лицо, подавшее обращение. В соответствие ст.173 УПК РБ: «Решение по заявлению или сообщению должно быть принято в срок не позднее 3-х суток, а при необходимости не позднее 10-суток, срок может быть продлен прокурором по ходатайству органа дознания или следователя до 1 месяца. Прокурор в пределах своей компетенции обязан всесторонне и полно рассмотреть обращение, принять необходимые меры для его объективного разрешения и уведомить граждан о результатах. «Если жалоба неподведомственна прокурору, он должен передать её по подведомственности в течение 5 дней. Запрещается передавать жалобы граждан должностным лицам тех органов, учреждений, организаций и предприятий, решения, действия или бездействие которых обжалуются [7]. Решение по существу обращения или отказ от его рассмотрения должны быть письменно мотивированы». Обращение должно быть рассмотрено не позднее 1 месяца со дня его поступления, а не требующее дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом. При необходимости проведения специальной проверки, запроса дополнительных материалов прокурор, которому поступило обращение, может продлить указанный срок, но Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 4 не более чем на 2 месяца, одновременно уведомив об этом заявителя. Решение, принятое по обращению, может быть обжаловано вышестоящему прокурору». Прокурор принявший обращение обязан [8]: 1. Принять меры для устранения нарушенных прав и законных интересов граждан; 2. определить вид ответственности, по которой будет отвечать правонарушитель. Обращение, заявления, жалоба считается разрешенной в случае, если прокурор устранил правонарушение и уведомил об этом заявителя. При изучении документооборота прокурорского реагирования, установлены следующие понятия: 1. Представление - акт прокурорского надзора, который содержит требования по устранению нарушений по правам граждан; 2. Протест - акт прокурорского надзора, содержаний резкие противоречия сотрудников прокуратуры по действующему законодательству: 3. Постановление - акт прокурорского надзора, который содержит характерные черты в деятельности прокурора при возбуждении уголовного дела, и иных актов; 4. Предписание - акт прокурорского надзора, который наносит явный вред, органам государственной деятельности при нарушении прав граждан; 5. Официальное предупреждение - акт прокурорского надзора, который предупреждает органы государственной власти и должностных лиц о недопустимом нарушении конституционных прав граждан, которое в дальнейшем повлечет за собой негативное последствие. Решение вопросов правового и организационного обеспечения деятельности органов прокуратуры по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан, юридических и других лиц показало, что в настоящее время создана основательная юридическая база и приняты дополнительные меры организационного характера по реализации Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 5 конституционного права граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В свою очередь в развитие этих положений Генеральным прокурором РФ издан ряд организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность прокуроров по организации и осуществлению рассмотрения обращений. В них определен общий и детализирован специальный порядок рассмотрения и разрешения обращений, проведено разграничение компетенции прокуроров, конкретизированы организационные полномочия должностных лиц органов прокуратуры по работе с обращениями и поставлена задача обеспечения объективного и окончательного их разрешения [9]. «Существенное значение в решении этой задачи отводится правильной организации работы с обращениями, знанию и умению каждого прокурора- руководителя упорядочивать деятельность своих подчиненных, рационально распределять обязанности, планировать и организовывать эффективное взаимодействие, осуществлять контроль и проверку исполнения, обеспечивать надлежащий учет и отчетность» [10]. Анализ организационных условий и практики их реализации в органах прокуратуры означает, с одной стороны, о важности обеспечения эффективности проведения процедуры регистрации обращений, и с другой – установить правопорядок в деятельности органов власти в Российской Федерации [11]. При решении вопросов связанных с деятельностью органов прокуратуры по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан, юридических и других лиц, в настоящее время создана основательная юридическая база и приняты вспомогательные меры организационного характера по реализации конституционного права граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления [12]. Так же для развития данных положений Генеральным прокурором РФ издан ряд организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность прокуроров по организации и осуществлению рассмотрения обращений. Именно в них определен общий и особый порядок рассмотрения и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 6 разрешения обращений, установлено разграничение компетенции прокуроров, конкретизированы организационные полномочия должностных лиц органов прокуратуры по работе с обращениями и поставлена задача обеспечения объективного и окончательного их разрешения. Важное значение в решении этой задачи уделяется правильной организации работы с заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан, знанию и умению каждого прокурора-руководителя организовывать деятельность своих подчиненных, правильно распределять обязанности, планировать и организовывать эффективное взаимодействие, проводить контроль и проверку исполнения, устанавливать надлежащий учет и своевременный отчетность. Список литературы: 1. Вопросы теории управления в органах прокуратуры / отв. ред. проф. В.П. Рябцев. М.: Норма, 2017. 198 с. 2. Мельников Н. Участие прокурора в суде – важное условие соблюдения конституционных прав граждан // Законность. 2019. № 8. С. 23-25. 3. Обращения граждан: организация и порядок рассмотрения: Сб. норм. актов / сост. М.А. Миронов, В.Н. Крылов. М.: Юрид. лит., 2017. 429 с. 4. Органы прокуратуры РФ и США / под ред. Б.В.Коробейникова. М.: Юристъ, 2016. 345 с. 5. Прокурорский надзор: Курс лекций и практикум / под ред. Ю.Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2019. 542 с. 6. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / под ред. А.А. Чувилева. М.: Юрист, 2018. 453 с. 7. Розенфельд В.Г. Прокурорский надзор за исполнением законов о предпринимательской деятельности и защите прав потребителей. Воронеж: Изд- во Воронеж. ун-та, 2016. 230 с. 8. Российский прокурорский надзор: Учебник для ВУЗов / под ред. А.Я. Сухарева. М.: Норма, 2019. 479 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 7 9. Чурилов А.В. Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора: Учеб. пособие. М. ИПК РК Генер. прокуратуры РФ, 2019. 90 с. 10. Якубович Н.А. Участники уголовного процесса и прокурорский надзор за обеспечением органами расследования их прав и законных интересов. М., 2019. 115 с. 11. Басков В.И. Курс прокурорского надзора. Учебник. М.: Зерцало, 2018. 468 с. 12. Беркович Е.Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов. М.: Экспертное бюро М, 2018. 185 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 8