- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Луценко Ю.А.
PDF файл статьиУДК 376 Луценко Юлия Александровна, студентка 5 курса, учитель начальных классов, Ставропольский государственный педагогический институт Россия, г. Ставрополь e-mail: lutsenko.yuliya23@yandex.ru Научный руководитель: Колпачева Ольга Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий, Ставропольский государственный педагогический институт Россия, г. Ставрополь ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ Аннотация: Статья посвящена обзору методов педагогической работы с детьми из неполных семей. Рассматриваемая тема чрезвычайно злободневна, так как начало XXI века ознаменовалось такими отрицательными явлениями, как разрушение института семьи, причиной которого в значительной степени является изменение социально-экономических условий в обществе. Идеология потребления, навязываемая современному человеку через СМИ, рекламу, социальные сети, заменила традиционные морально-нравственные ориентиры, которые провозглашали семью созидательной ячейкой общества, а родственные связи – основой передачи духовных ценностей от поколения к поколению. Растущее число неполных семей поставило перед обществом и системой образования задачу адаптации детей, растущих в таких семьях, к условиям жизни в обществе. Огромная роль в этой работе отводится классному руководителю, который, привлекая социального педагога и школьного психолога, должен воздействовать не только на ребенка, но и на взрослых членов семьи, помогая семейному коллективу решать задачи воспитания маленького человека. Деятельность учителя, особенно учителя начальных классов, призвана обеспечить с самых первых шагов ребенка в школьном коллективе сотрудничество семьи и школы на основе взаимопонимания и общей цели. Ключевые слова: семья, неполная семья, учитель, классный руководитель, метод убеждения, метод наблюдения, метод беседы. Lutsenko Yulia Aleksandrovna, 5th year student, primary school teacher, Stavropol state pedagogical Institute, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 1 Russia, Stavropol Scientific supervisor: Olga Kolpacheva, doctor of pedagogical sciences, professor of the department of general pedagogy and educational technologies, Stavropol state pedagogical Institute, Russia, Stavropol FEATURES OF THE PRIMARY SCHOOL TEACHER'S WORK WITH CHILDREN FROM SINGLE-PARENT FAMILIES Abstract: The article is devoted to the review of methods of pedagogical work with children from single-parent families. The topic under consideration is extremely topical, since the beginning of the XXI century was marked by such negative phenomena as the destruction of the family institution, the cause of which is largely a change in socio-economic conditions in society. The ideology of consumption, imposed on modern man through the media, advertising, social networks, has replaced the traditional moral guidelines that proclaimed the family as a creative unit of society, and family ties – the basis for the transmission of spiritual values from generation to generation. The growing number of single-parent families has given society and the education system the task of adapting children growing up in such families to the conditions of life in society. A huge role in this work is assigned to the class teacher, who, involving a social teacher and a school psychologist, should influence not only the child, but also adult family members, helping the family team to solve the problems of raising a small person. The activities of teachers, especially primary school teachers, aims to provide the first steps of a child in a school team cooperation of family and school based on mutual understanding and common purpose. Key words: family, incomplete family, teacher, class teacher, persuasion method, observation method, conversation method. Одной из базовых ценностей человеческого общества является семья. По- разному определяется этот термин различными науками, однако все эти определения можно свести к одному всеобъемлющему: семья – это круг лиц, объединенных на основе правовых и родственных отношений [3]. Роль семьи чрезвычайно важна: именно в этой ячейке общества реализуется процесс передачи знаний и культурного опыта от поколения к поколению, в этой среде происходит формирование личности ребенка, расширение его кругозора, приобщение к нравственным ценностям и традициям Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 2 народа. Потенциал, заложенный в детстве, становится основой будущей жизни маленького человека. В семье он получает первый опыт взаимоотношений между людьми, учится любви и взаимопониманию на примере родителей. Этот пример чрезвычайно важен, так как показывает ребенку на практике те нравственные постулаты, о которых впоследствии будут говорить педагоги и воспитатели в образовательных учреждениях. К сожалению, реальность нашего времени – неполная семья, в которой воспитанием детей занимается только один из родителей. Возникновению такой семьи часто предшествуют трагические обстоятельства: смерть, развод, рождение ребенка вне брака, отказ отца или матери выполнять свои родительские обязанности [4]. Увеличение количества неполных семей – тревожный сигнал для общества. Дети, воспитывающиеся в такой семье, заведомо лишены возможности формирования многих важных навыков. Так, одинокие матери чрезмерно опекают своих сыновей, и мальчики часто перенимают женские особенности поведения, у них не формируются мужские черты характера, так как нет соответствующего примера. Может возникнуть и другая крайность: восприятие агрессии и жестокости как неотъемлемых черт настоящего мужчины. Отсутствие примера отца влияет на формирование у девочек идеала будущего мужа и в целом представления о семейных отношениях и ведении общего хозяйства. Можно сказать, что в неполных семьях не сформировывается культура семейных взаимоотношений, и потому гораздо больше причин для конфликтов и взаимного непонимания. Именно поэтому в системе образования все большее внимание уделяется психологическому и педагогическому сопровождению неполной семьи. Эта функция возложена на классного руководителя, социального педагога и школьного психолога. Беседы с родителями и детьми в таких семьях помогают классному руководителю лучше представить проблемы и потребности ребенка, создать необходимые условия для его успешной учебы и развития, вместе с социальным педагогом предотвратить конфликты и оказать помощь членам неполной семьи в разрешении трудных жизненных ситуаций [2]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 3 Начальная школа – важный этап в жизни ребенка. И для него, и для его родителей учитель – это непререкаемый авторитет как в учебе, так и в формировании личности. Именно поэтому обмен информацией между родителями и учителем должен быть эффективным и постоянным. Особенно это касается неполной семьи. Подход к взаимодействию с семьей должен быть педагогически выверенным, разносторонним, системным и связанным с учебным процессом. Только во взаимном дополняющем влиянии школы и семьи можно обеспечить успешные результаты обучения и воспитания младших школьников. Перечислим и охарактеризуем основные методы работы классного руководителя с детьми из неполных семей: Метод убеждения. Цель метода – добиться от ребенка желания самостоятельного поиска решения проблемы. Обладая знаниями правовых основ, педагог убеждает ученика в том, что его поступок может иметь пагубные последствия, и побуждает его к поиску исправления ситуации. Метод наблюдения. Цель метода – изучить детали поведения ребенка в различных условиях и обстановке, стиль его общения с ровесниками, взрослыми, родственниками, проявление отношения к труду. Эти наблюдения дают возможность изучить характер ребенка, понять, что его волнует, скорректировать формирование его личности. Метод беседы. Цель метода – непосредственное общение и воздействие словом на личность ребенка. Предшествовать беседе могут заполнение анкеты или опросника, заключение комиссии при его поступлении в школу. Кроме того, работая с неполными семьями, классный руководитель совместно с социальным педагогом и психологом использует и другие формы деятельности: консультации с педагогами и родителями, лекции для родителей и учащихся, патронаж семьи, анкетирование.[1] Приводя в первый класс своего ребенка, родители надеются на постоянную помощь классного руководителя, на его добрый совет, и поэтому доверяют ему во всем, откровенно рассказывают о проблемах в семье. Важно не потерять это 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru доверие - ведь от взаимопонимания между семьей и школой зависит дальнейшее обучение и воспитание ребенка. Доброжелательность, тактичность, открытость, желание добра своим воспитанникам – те черты, которые необходимы учителю для работы с семьей, особенно неполной. Ведь, в конечном счете, педагоги и родители делают общее дело – растят и воспитывают будущих граждан страны. Список литературы: 1. Методическая разработка «Работа классного руководителя с детьми из неполных семей» [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-rabota-klassnogo-rukovoditelya-s- detmi-iz-nepolnih-semey-2042609.html (дата обращения: 24.12.2020 г.). 2. Особенности организации воспитательной работы учителя начальных классов со школьниками из неполных семей [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/osobennosti-organizacii- vospitatelnoj-raboty-uchitelja-nachalnyh-klassov-so.html (дата обращения: 24.12.2020 г.). 3. Семья. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Семья (дата обращения: 24.12.2020 г.). 4. Неполная семья: определение, виды, причины возникновения. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://studopedia.ru/5_145539_nepolnaya-semya-opredelenie-vidi-prichini- vozniknoveniya.html (дата обращения: 24.12.2020 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 5