- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Илюшина Е.С., Гордеев К.С., Жидков А.А., Ермолаева Е.Л., Федосеева Л.А.
PDF файл статьиУДК 37.04 Илюшина Елена Сергеевна, студентка магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: lushina98@mail.ru Гордеев Кирилл Сергеевич студент магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Жидков Алексей Андреевич, студент магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Ермолаева Екатерина Львовна, студентка магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Федосеева Любовь Алексеевна студент магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Аннотация: Неотъемлемой частью педагогического взаимодействия является «воздействие». Многими термин «воздействие» воспринимается как приём, которым пользуется субъект управления с целью манипулирования. В связи с гуманизацией процесса обучения, это определение оставалось в стороне долгое время. Однако современному педагогу не обойтись без применения воздействия, но оно должно соответствовать педагогическим требованиям и осуществляться с помощью определенных форм и приёмов, о которых пойдет речь в статье. Ключевые слова: формы педагогического воздействия, межличностное взаимодействие, воспитание, убеждение, возрастная педагогика. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 1 Ilyushina Elena Sergeevna, master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Gordeev Kirill Sergeevich master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Zhidkov Alexey Andreevich, master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Ermolaeva Ekaterina Lvovna, master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Fedoseeva Lyubov Alekseevna master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod PEDAGOGICAL IMPACT TECHNOLOGY Abstract: An integral part of pedagogical interaction is "influence". Many people perceive the term "influence" as a technique used by a control subject to manipulate. Due to the humanization of the learning process, this definition was left aside for a long time. However, a modern educator can not do without the use of influence, but it must meet pedagogical requirements and be carried out with certain forms and techniques, which will be discussed in this article. Key words: forms of pedagogical influence, interpersonal interaction, education, persuasion, age pedagogy. Научные деятели В.Ю. Питюков и Н.Е. Щуркова считают, что педагогическое воздействие предназначено для перемещения обучающегося на позицию субъекта [1]. Педагогическое воздействие должно предоставлять воспитаннику возможность самостоятельно и осознанно выбирать, становясь субъектом своей жизни. Воздействие не может быть направлено на Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 2 манипулирование ребенком, на коррекцию его действий и на подавление его «неразумной» воли [2]. Воздействие не носит авторитарный характер, если соблюдаются моральные, нравственные и духовные нормы. Педагогическое воздействие не должно исключать самостоятельные и личностные качества обучающихся. С этой целью педагог должен владеть инструментами, помогающие при взаимодействии воздействовать на обучающегося, и способствовать его развитию. [1]. Педагогическое воздействие – деятельность педагога, направленная на позитивные изменения психологических характеристик воспитанника. Применяя воздействие, педагог преодолевает защиту и барьеры учащегося с целью изменения его характеристик психики и модели поведения [2]. От умений педагога организовать воздействие и применить профессиональные знания зависит результат воздействия, которым должно служить межличностное взаимодействие. Щуркова Н.Е. считает, что эффективным подходом при педагогическом воздействии является «нежное прикосновение к душе ребенка», которое способствует духовному развитию, и устраняет прямолинейное вмешательство во внутренний мир учащегося. С этой целью в воспитании применяются формы речевого воздействия, воспитательная работа, обращение к эмоциям и разуму воспитанника [1]. Прямое педагогическое воздействие может принимать две основные формы: регулирование и коррекция образовательного процесса, основанием для которых служит контроль. Регулирование отвечает за поддержание существования системы в определенном режиме. Под коррекцией понимается процесс внесения изменений в элементы и стадии развития системы, направленный на достижение поставленных задач [1]. Л.М. Митина, опираясь на возрастные особенности обучающихся, видит воздействие на уровне приёмов и моделей поведения. В начальной школе большое значение занимает регламентация поведения учащихся. Педагог включается в жизнедеятельность воспитанников, посредством монологического авторитета, тем самым осуществляя воздействие. Педагог служит образцом поведения, а общение строится в основном на прямых указаниях, косвенных Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 3 субъективных (совет) и объективных (нормы, правила) требований, которые реализуются путем внушения с разъяснением, убеждением, просьбой. В младшем возрасте учащиеся легко вступают во взаимодействие с учителем, идентифицируя себя с педагогом. Их мотивацией выступает долг перед учителем, стремление подражать и угождать [1]. В более зрелом возрасте для учащихся характерен другой уровень самосознания, который психологи условно принимают за «чувство взрослости». У подростков формируется стремление быть взрослым и новое мировоззрение, изменяющее отношению к себе и окружающим. У подрастающей личности представление о себе теперь не подстраивается под мнение взрослых. Взаимоотношения, основанные на подчинении, теряют свою эффективность, поэтому педагогу следует применять другие приёмы воздействия, такие как информирование и стимулирование [1]. Ориентиром в поведении воспитанника теперь выступает не взрослый, а сверстник [3]. Педагогу не следует занимать доминирующую позицию во взаимоотношениях с подростком, лучше стать равным в общении, выступая в роли мудрого товарища или друга [1]. Следует сказать об основном приёме воздействия – убеждении, которое возможно только, если педагог доказателен в своём воздействии, а воспитанник достаточно критично относится к этому [1]. Убеждение представляет собой психологическое воздействие, адресованное сознанию и воле воспитанника. Это логически аргументированное воздействие человека, которое принимается критически и выполняется сознательно [4]. Важным для подростка становится самоутверждение среди окружающих, с помощью протеста и неподчинения он пытается выйти на один уровень со взрослыми. Когда у учащихся развивается саморегуляция, прямая регламентация теряет вес, поэтому её дальнейшее применение педагогом может привести к тому, что у подростка создастся психологическая защита, в виде смыслового барьера [1]. В более старшем возрасте противоречия подростка смягчаются, отношения с окружающими стабилизируются, достигается понимание в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 4 общении. Общение педагога и обучающегося по форме и содержанию становится диалогичным. Старшеклассникам характерно осознание жизненной позиции, присутствие нетерпимости к нравоучениям, поэтому лучше сочетать информирование и инструктирование, которые не являются требованием [1]. Старшеклассники поддаются педагогическим санкциям, если последние не противоречат их внутренним установкам, не оскорбляют и не унижают достоинство воспитанника [3]. Таким образом, незаметное педагогическое воздействие обеспечивается при признании ценностно-смысловых позиций в процессе обучения. Умелое обращение педагога своим эмоциональным состоянием, знаниями, умениями и навыками приводит к тому, что обучение не только отвечает требованиям гуманитарной стратегии, а также обеспечивает решение педагогических целей и задач [1]. Список литературы: 1. Борытко Н.М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 59 с. 2. Волков Б.С. Психология педагогического общения [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://studme.org/83542/psihologiya/psihologiya_pedagogicheskogo_vozdeystviya (дата обращения: 23.12.2020 г.). 3. Педагогическое воздействие – элемент компонента деятельности [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://teoria.ru/glava-9- pedagogicheskoe-vozdejstvie/p-6-pedagogicheskoe-vozdejstvie-element- komponenta-deyatelnosti (дата обращения: 23.12.2020 г.). 4. Виды педагогического воздействия [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://student-servis.ru/spravochnik/vidy-pedagogicheskogo- vozdejstviya/ (дата обращения: 23.12.2020 г.). 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru