- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Илюшина Е.С., Гордеев К.С., Жидков А.А., Ермолаева Е.Л., Федосеева Л.А.
PDF файл статьиУДК 371.59 Илюшина Елена Сергеевна, студентка магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: lushina98@mail.ru Гордеев Кирилл Сергеевич студент магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Жидков Алексей Андреевич, студент магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Ермолаева Екатерина Львовна, студентка магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Федосеева Любовь Алексеевна студент магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Аннотация: В настоящее время внимание государства акцентировано на проблеме развития личности. Общество предъявляет более высокие требования к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Развитие института детского самоуправления способствует созданию условий для самореализации учащихся, что обуславливает актуальность данной проблемы. Авторы статьи раскрывают понятие детского самоуправления, а также характеризуют его сущность. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 1 Ключевые слова: детское самоуправление, самостоятельная деятельность учащихся, образовательный процесс, управление образовательной организацией. Ilyushina Elena Sergeevna, master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Gordeev Kirill Sergeevich master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Zhidkov Alexey Andreevich, master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Ermolaeva Ekaterina Lvovna, master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Fedoseeva Lyubov Alekseevna master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod THE CONCEPT AND NATURE OF CHILD SELF-GOVERNMENT Abstract: At present the attention of the state is focused on the problem of personal development. Society imposes higher requirements for such human qualities as independence, initiative, the ability to self-development, self-improvement, self- actualization. The development of the institute of children's self-government contributes to the creation of conditions for self-actualization of students, which determines the relevance of this problem. The authors of the article reveal the concept of children's self-government, as well as characterize its essence. Keywords: children's self-administration, independent activity of students, educational process, management of the educational organisation. Многогранность понятия детского самоуправления как психолого- педагогического явления становится причиной и источником многочисленных, 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru крайне часто разноаспектных толкований и определений. Детское самоуправление, как понятие, вошло в педагогическую терминологию сравнительно недавно и понимание сущности этого явления явно не однозначно. Согласно педагогическому словарю детское самоуправление представляет собой форму организации жизнедеятельности ученического коллектива, которая обеспечивает развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения социально значимых целей и задач [4, с. 254]. Исследователь В.М. Коротов определяет детское самоуправление в качестве метода организации коллектива учащихся [4]. Л.И. Новикова считает, что детское самоуправление представляет собой разумно осуществляемая самими учащимися деятельность, которая включает в себя постановку цели, планирование, способы реализации плана, организацию учёта и контроля [7]. В.Т. Кабуш делает вывод о том, что детское самоуправление является проявлением самостоятельности, которая выражается в инициативе учащихся, принятии решений и их самореализации в интересах своего коллектива [3]. Н.К. Крупская отмечает, что детское самоуправление представляет собой форму реализации учащимися права на участие в управлении образовательной организацией, что предполагает их непосредственное участие в решении вопросов при организации образовательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией школы [6, с. 736]. Д.А. Растегаева Д. А. и Ю.В. Сорокопуд определяют детское самоуправление в качестве составной части образовательного процесса, которая развивается на основе социальных, правовых и этических принципов. Отношения педагогов и учащихся в процессе реализации развития института детского самоуправления строятся на основе принятых как педагогом, так и учащимися определенных правил, управленческих отношений, создания обстановки взаимной ответственности и взаимного доверия [8]. В.В. Круглов считает, что детское самоуправление представляет собой процесс, в рамках которого значимая часть дел коллектива школы организуется учащимися, а не иными субъектами образовательного процесса, когда они Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 3 решают появляющиеся вопросы и раздают поручения; когда у них есть возможность повлиять на дальнейший путь развития коллектива школы [5]. В.К. Григорова, Н.И. Дудкина, Е.Н. Зыкова определяют детское самоуправление в качестве современной формы работы с учащимися, которая позволяет им отстаивать свои права и приобретать навыки делового общения. Дети имеют возможность попробовать себя в различных социальных ролях – руководителей и подчиненных. У них вырабатываются необходимые коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества, умение подчиняться коллективной воле и в то же время соотносить личные интересы с общественными. Кроме того, детское самоуправление помогает педагогу в работе, так как некоторые вопросы учащиеся решают самостоятельно [2]. Д.В. Верин-Галицкий считает, что детское самоуправление – это непосредственно модель, определённое желание, исходящее от учащихся. К детскому самоуправлению как к модели, по мнению исследователя, можно только стремиться, на него можно ориентироваться, его можно желать, но едва ли возможно построить в силу множества фактических причин [1]. Социально-психологический аспект самоуправления рассматривается в связи с исследованием понятия коллектива. Раскрывая его сущность, психологи указывают на то, что детское самоуправление является как условием образования коллектива, так и его результатом. При рассмотрении критерия сформированности коллектива следует отметить, что процесс развития детского самоуправления является составной частью такого важного показателя, как организационное единство. P.X. Шакуров считает, что процесс развития детского самоуправления представляет собой одну из социально- психологических функций управления [9]. Таким образом, можно рассматривать детское самоуправление в качестве междисциплинарного и многоаспектного понятия. Детское самоуправление является сложным по природе, комплексным общественным явлением, которое распространяется на разнообразные процессы в различных сферах жизнедеятельности социума. Его принципиальным признаком является Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 4 смысловой акцент на самостоятельность, инициативность и независимость личности учащегося. Список литературы: 1. Верин-Галицкий Д.В. О детском самоуправлении в школах // Народное образование. 2011. № 1. С. 241-244. 2. Григорова В.К., Дудкина Н.И., Зыкова Е.Н. Детское самоуправление в учреждении дополнительного образования // Вестник ПГУ им. Шолом- Алейхема. 2016. № 2 (23). С. 100-106. 3. Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: теория и практика. Мн.: Белорусский фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы - детям», 1999. 187 с. 4. Коротов В.М. Самоуправление школьников. М.: Просвещение, 1981. 208 с. 5. Круглов В.В. Детское самоуправление в современных условиях // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. №1 (36). С. 125-130. 6. Крупская Н.К. Детское самоуправление в школе. Пед. соч.: в 10 т. Т. 8. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1959. 688 с. 7. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе // Педагогика и психология. 1988. № 7. С. 79. 8. Растегаева Д.А., Сорокопуд Ю.В. Школьное самоуправление в системе государственно-общественного управления образовательным учреждением // МНКО. 2014. № 6 (49). 9. Шакуров Р.Х. Социальнопсихологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Педагогика, 2012. 207 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 5