- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Илюшина Е.С., Гордеев К.С., Жидков А.А., Ермолаева Е.Л., Федосеева Л.А.
PDF файл статьиУДК 371.59 Илюшина Елена Сергеевна, студентка магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: lushina98@mail.ru Гордеев Кирилл Сергеевич студент магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Жидков Алексей Андреевич, студент магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Ермолаева Екатерина Львовна, студентка магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Федосеева Любовь Алексеевна студент магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация: Развитие института детского самоуправления в школе представляет собой одну из важнейших и актуальных задач, так как это непосредственно содействует развитию личности учащихся, их самостоятельности и инициативности. Авторы статьи проанализировали значение института детского самоуправления в современной школе, а также охарактеризовали роль субъектов образовательного процесса, которые привносят свой вклад в организацию и развитие института детского самоуправления. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 1 Ключевые слова: детское самоуправление, управление образовательной организацией, субъекты образовательного процесса, педагогическая система. Ilyushina Elena Sergeevna, master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Gordeev Kirill Sergeevich master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Zhidkov Alexey Andreevich, master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Ermolaeva Ekaterina Lvovna, master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Fedoseeva Lyubov Alekseevna master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod PEDAGOGICAL SYSTEM OF ORGANIZING CHILDREN'S SELF- GOVERNMENT IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION Abstract: The development of the Children's Self-Government Institute at school is one of the most important and urgent tasks, as it directly contributes to the development of students' personality, independence and initiative. The authors of the article analysed the importance of the Children's Self-Government Institute in a modern school and described the role of subjects of the educational process who contribute to the organisation and development of the Children's Self-Government Institute. Keywords: children's self-government, management of the educational organisation, subjects of the educational process, pedagogical system. Педагогическая практика последних лет показывает потребность в самоорганизации учеников в школе и их совместной деятельности с иными Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 2 субъектами образовательного процесса для самоутверждения, участия в социальной жизни, воспитания тех черт личности, которые нельзя развить только через процесс обучения. Модернизация современной системы образования поднимает вопрос о самоуправлении учеников на качественно новом уровне, в рамках которого они становятся активными участниками, субъектами процесса демократических отношений в ученическом коллективе, где созданы условия для формирования знаний и умений управлять собой и собственной деятельностью в рамках обучения и воспитания. На процесс самореализации ученика оказывают влияние множество факторов, среди которых важнейшими являются семья, образовательная организация, детские сообщества. Являясь институтами социализации, они составляют разнообразное поле для выбора учениками содержательного аспекта деятельности, а значит, и для собственной самореализации. Большое значение для самореализации учеников имеет осознание собственной активной включённости в организацию жизни в образовательном учреждении, чему способствует процесс организации института детского самоуправления. Основное предназначение института детского самоуправления состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей учеников, которые направлены прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательной организации [1, 4]. Развитие института детского самоуправления в образовательной организации в большей степени зависит от директора, а также непосредственно от его заместителей. Их заинтересованность, уважительное отношение к органам детского самоуправления, понимание важности их многообразия, навыки поиска компромисных решений, материальная и моральная поддержка педагогов, учащихся и родителей, которые активно включены в данный процесс - всё это является значимым условием создания в образовательной организации эффективной системы самоуправления, где реальную роль играют все участники образовательного процесса [2]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 3 В свою очередь, директор общеобразовательной организации отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность детского самоуправления. В его обязанности также входит деятельности по регулированию и созданию правовой базы, которая обеспечивает функционирование института детского самоуправления. Заместитель директора принимает непосредственное участие в разработке концепции и программы развития детского самоуправления, а также занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива учащихся. Необходимо, чтобы заместитель директора сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Педагог-организатор занимается различными вопросами практического характера, поддерживая органы детского самоуправления, как на уровне образовательной организации, так и на уровне первичных ученических коллективов. В непосредственным функционал педагога-организатора входит координирование деятельности молодежных общественных объединений, их взаимодействие с органами детского самоуправления. Классный руководитель, который имеет прекрасную возможность изучить интересы учеников, найти поддержки каждого ученика по отдельности, разрешить те проблемы, возникающие в ученическом коллективе, призван внести собственный вклад в создание условий для развития института детского самоуправления. Педагог-психолог также играет важную роль в развитии института детского самоуправления. Благодаря его профессиональным умениям и навыкам, у него появляется возможность помочь выявить как организаторские, так и лидерские способности учеников. Также педагог-психолог оказывает активную психологическую поддержку участников детского самоуправления; проводит консультации классных руководителей, педагогов и администрации по различного рода вопросам. Педагог-предметник также может внести свой вклад в развитие детского самоуправления, консультируя учеников по профилю своего предмета, к примеру, во время подготовки очередного школьного мероприятия, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 4 проводимого силами органов детского самоуправления. При желании он может привнести образовательные элементы, которые содержательно связанны с детским самоуправлением, в проведение конкретных учебных занятий. Помимо вышеперечисленного, педагог-предметник имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление образовательного учреждения в качестве рядового участника [3]. Таким образом, педагогическая система организации детского самоуправления в образовательной организации включает в себя множетство субъектов, которые тем или иным образом содействуют организации детского самоуправления. Каждый из перечисленных субъектов вносит свой вклад в развитие данного института. 1. Андриевская Л.А. Модель ученического самоуправления в структуре государственно-общественного управления общеобразовательной организацией: результаты студенческого проекта // Молодой ученый. 2016. № 18 (122). С. 415-419. 2. Грибанов Д.И. Совершенствование школьного самоуправления в условиях общеобразовательного учреждения. М., 2010. 328 с. 3. Захаров В.А. Проблемы развития детского самоуправления в России: анализ практик работы с детским самоуправлением // Молодой ученый. 2019. № 23 (261). С. 358-362. 4. Приходько Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления: книга для учителя. М.: Просвещение, 2008. 190 с. Список литературы: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 5