- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Нечухрай Т.А.
PDF файл статьиУДК 373.2 Нечухрай Таисия Александровна студентка 4 курса, кафедра педагогики и методики начального обучения, Технический институт, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Россия, г. Нерюнгри e-mail: taisia9625@gmail.com Научный руководитель: Мамедова Лариса Викторовна кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения, Технический институт, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Россия, г. Нерюнгри ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ Аннотация: К сожалению современный темп жизни не всегда позволяет родителям заниматься своими детьми, так как это положено, а иногда они просто не хотят тратить время на них, считая, что всему их должны научить сначала в детском саду, а затем и в школе. Это является неправильным решением так, как только работники ДОУ не могут дать должного воспитания ребенку. В современности для воспитания необходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса. Ключевые слова: образование, дошкольное образование, взаимодействие, родители, дошкольники. Nechukhrai Taisia Alexandrovna 4th year student, Department of Pedagogy and Methods of Primary learning, Technical Institute, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Russia, Neryungri Scientific advisor: Mamedova Larisa Viktorovna candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of pedagogy and methods of primary education, Technical Institute, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Russia, Neryungri 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru ORGANIZATION OF INTERACTION WITH PARENTS OF PRESCHOOLERS Abstract: Unfortunately, the modern pace of life does not always allow parents to take care of their children, as it should be, and sometimes they simply do not want to waste time with them, believing that they should be taught everything first in kindergarten and then at school. This is a wrong decision, since the workers of the preschool educational institution cannot give proper education to the child. In modern times, education requires the interaction of all participants in the educational process. Key words: education, preschool education, interaction, parents, preschoolers. В 21 веке, в воспитании ребенка очень важно задействовать все функции семьи, такие, как функция социального института, в который входит обучение ребенка тому социальному опыту, культуре страны, который накопило человечество, традициям ее народа, нравственным нормам. Но, к сожалению, все это невозможно без постоянного просвещения родителей, которое может осуществляться только при тесном взаимодействии с воспитателем, психологом и руководителем дошкольного образовательного учреждения. Положительное влияние на весь строй семейной жизни, педагогической культуры родителей служит основа педагогической деятельности в семье, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и достаточно быстро находить верные решения в нестандартных ситуациях [3]. Это все возможно, если мамы и папы по истине хотят участвовать в жизни ребенка, как в домашних условиях, так и в общественной жизни малыша, а не перекладывать все обязанности на дошкольные учреждения, а затем обвинять их в том, что они неправильно воспитали ребенка. Из всего вышесказанного можно вывести понятие «взаимодействие воспитателей и родителей», оно определяется, как педагогическое партнерство субъектов образования, главное направление которого направлено на выработку, реализацию и разработку одинаковых подходов в воспитании ребенка. В данный момент существуют новый закон «Об образовании в Российской Федерации». В котором говорится о том, что «перед детским дошкольным учреждением, стоит несколько задач, одной из которых является взаимодействие Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 2 с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Взаимодействие в свою очередь, является процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь [5]. По мимо закона «Об образовании в Российской Федерации», также был разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (долее ФГОС ДО), в который очень часто вносятся поправки и корректировки это делается для того, чтобы ФГОСТ ДО мог отвечать новым социальным запросам в отношении воспитания дошкольников. В ФГОСТ большое внимание уделяется работе с родителями. В нем говорится, что «работа с родителями должна иметь подход такого вида, при котором организация учебной, игровой, физической и других видов деятельности разрабатывается с учетом наличия у них общих качеств, всегда учитывать социальный статус, а также микроклимат в семье, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи» [4]. Исходя из этих двух документов можно сделать вывод, что одним из важнейших направлений работы детского сада в целом и, конечно же воспитателя в частности является взаимодействие с семьями воспитанников. Такое взаимодействие дошкольной образовательной системы и семьи основывается на одинаковых основаниях, которые в свою очередь осуществляются в воспитании единых функций, таких как воспитательная, контролирующая, информационная, и других. Только такое взаимодействие позволит правильно и всесторонне развить ребенка. Главными задачами, решаемыми в процессе работы с родителями, являются: 1. Увеличение уровня педагогической культуры родителей. 2. Изучение и применение на практике лучшего опыта семейного воспитания. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 3 3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. Существуют три направления взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников: 1. Анкетирование. 2. Мониторинг и педагогическое просвещение родителей. 3. Информирование и вовлечение в образовательный процесс. Существуют следующие этапы взаимодействия участников образовательного процесса: На первом этапе снова является изучение потребностей семей, что определяет всю дальнейшую деятельность коллектива. На втором этапе одним из важных аспектов этой деятельности является налаживания положительного взаимодействия с родителями, а также предоставление интересующей и актуальной для них информации об услугах детского сада. На третьем этапе создается основа взаимодействия, продумываются способы вовлечения родителей в жизнедеятельность группы, где находится их ребёнок, а также участие родителей в жизни самого ДОУ. Четвертый этап играет одну из больших ролей в этом процессе играет педагогическое просвещение родителей, которое организуется в разнообразных формах. Во время изучения как самих семей, так и их потребностей используются следующие виды методов: разного рода беседы с ребёнком, наблюдение за ним, анкетирование, а также беседа с родителями. В этот момент происходит учет дифференцированного подхода в работе с родителями с учётом специфики каждой семьи; Принципами такого подхода является: систематичность, целенаправленность, и плановость. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru Существуют две формы работы с родителями - традиционные и нетрадиционные. К традиционным относятся такие виды, как: родительские собрания, уголки для родителей, праздники, консультации. Традиционные формы сотрудничества с семьями, в современном мире, утрачивают свое значение из-за малой их эффективности и недостатка обратной связи. Это подтверждает и тот факт, что из-за отсутствия достаточного количества свободного времени, родители предпочитают находить необходимую информацию в иных источниках таких, как различные сайты в Интернете, Инстаграмм, СМИ, детские развивающие центры, книги, нежели в общении с педагогами ДОУ. И по этой причине, все чаще используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. К нетрадиционным формам работы относятся такие виды, как: дни открытых дверей, когда родители разных профессий приходят и рассказывают о своей работе, различные семейные конкурсы, выставки работ в которых так или иначе задействованы родители, различные сайты ДОУ, различные экскурсии, где на помощь воспитателям приходят родители, помощь в оформлении групп, благоустройство детского сада и его территории, различного рода спортивные соревнования. Что в дальнейшем помогает работникам ДОУ в изучении отношений в семье воспитанника. Изучение семьи воспитанника, в свою очередь, помогает педагогу ближе познакомиться с ним самим, понять стиль жизни не только семьи, её традиции, уклад, духовные ценности, воспитательные возможности, а также манеру воспитания, но и взаимоотношения ребенка с родителями. Подготовка сотрудничества родителей и работников ДОУ - это сложный процесс. При котором, требуется четко продумывать формы и методы работы, а также обеспечивать их соответствие поставленным задачам, учитывая особенности предполагаемых партнеров по взаимодействию. Это все необходимо для того, чтобы привлечь родителей к воспитательно- Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 5 образовательному процессу, пробудить их интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, подтолкнуть их участию в различных мероприятиях. Педагоги, как и психологи, которые проводили исследования по данному вопросу отмечают, что именно «партнерские взаимоотношения между родителями и детским садом рассматриваются отечественными педагогами как наиболее способствующие возникновению положительных результатов в развитии и воспитании дошкольников» [1]. В свою очередь «взаимодействие воспитателей, руководителей ДОУ, психологов ДОУ и родителей воспитанников - это организация многообразной совместной деятельности и общения» [2]. Чем же является «педагогическое взаимодействие» - это условие и способ функционирования системы образования, обеспечивающий такие виды связей и отношений ее элементов; как интерактивный компонент педагогического общения, в планировании общей деятельности, заключающийся в обмене действиями, результатом которого являются взаимоотношения, которые, в свою очередь, являются внутренней личностной основой взаимодействия, и зависят от отношений семьи и воспитателей, а также от положения взаимодействующих. Семья, как социальный институт - должна принимать непосредственное участие во всестороннем развитии ребенка, его продуктивных функций и так далее. Продуктивная функция детей тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца. Что невозможно без взаимодействия воспитателей с родителями и детьми. Список литературы: 1. Загик Л.В., Куликова Т.А., Маркова Т.А. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателей детских садов. М.: Просвещение, 2005. 144 с 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 2. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2015. № 1. С. 41-49 с 3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2015. 96 с 4. Федеральный государственный образовательный стандарт: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 / Российское дошкольное образование. Полный сборник нормативных документов. М.: Национальное образование, 2016. 696 с 5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 7