- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ТЕОРИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Л.Н. ТОЛСТОГО
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Гордеев К.С., Жидков А.А., Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А.
PDF файл статьиУДК 37.0 Гордеев Кирилл Сергеевич студент магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: lushina98@mail.ru Жидков Алексей Андреевич, студент магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Ермолаева Екатерина Львовна, студентка магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Илюшина Елена Сергеевна, студентка магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Федосеева Любовь Алексеевна студент магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ТЕОРИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Л.Н. ТОЛСТОГО Аннотация: Лев Николаевич Толстой известен не только своим писательским мастерством, но и как выдающийся педагог – гуманист, противостоящий системе школьного обучения, которая функционировала в середине 19 века, и, по мнению писателя, подавляла личность учащегося. В мировоззрении писателя сочетались реализм и идеализм, а также критика, существовавшего уклада общественной жизни. Поэтому обоснованные утверждения Л, Н. Толстого о развитии жизни общества, обучении и воспитании детей могут составить интерес и в настоящее время. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 1 Ключевые слова: семейное воспитание, школьная система обучения, свободное воспитание, развитие личности ребёнка. Gordeev Kirill Sergeevich master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Zhidkov Alexey Andreevich, master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Ermolaeva Ekaterina Lvovna, master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Ilyushina Elena Sergeevna, master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Fedoseeva Lyubov Alekseevna master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod THE CONSCIOUS AND THE UNCONSCIOUS IN L.N. TOLSTOY'S THEORY OF FAMILY UPBRINGING Abstract: Leo Tolstoy is known not only for his literary prowess, but also as an outstanding humanist educator, who opposed the system of school education, which functioned in the middle of the 19th century, and, in the opinion of the writer, suppressed the personality of the student. The world view of the writer combined realism and idealism, as well as criticism of the existing order of social life. Therefore, Tolstoy's substantiated statements about the development of society, education and upbringing of children may be of interest at the present time. Key words: family upbringing, school system of education, free upbringing, development of child personality. Л. Н. Толстой старался раскрыть закономерности образовательно- воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Он 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru считал, что школа должна заниматься образованием и религиозным воспитанием учащихся. Развитие воспринимал как открытие природных качеств ребёнка, которые педагог без особого воздействия и подавления помогает развить [1]. По его мнению, родители должны осуществлять развитие ребёнка со всех сторон, воспитывать его, прививая уважение к труду. Воспитывать следует так, чтобы развитие ребенка происходило равномерно во всех направлениях, а не в каком- то одном. При рождении человек представляет собой эталон невинности, добра, правды и красоты. Родители ошибочно могут считать развитие как главную цель, не принимать или исправлять данную природой красоту ребёнка, таким образом отдаляя его от исчезающего первообраза. Необходимо предоставлять как можно больше свободы ребёнку и меньше воспитывать его. В процессе воспитания и обучения ребёнок в конечном счёте приблизится к идеалу гармонии, красоты и добра, который воспитатель для него наметил. В условиях того времен в Российской империи данный метод свободного воспитания служил альтернативой семейному и школьному авторитаризму [2]. Писатель твердо верил, что взрослый может оказать воздействие на сердце ребёнка только с помощью собственного заразительного примера. Воспитанник замечает и перенимает разные проявления в поведении родителей, как хорошие, так и плохие. Дурной или хороший пример взрослых окажет больше влияния, чем нравоучения и указания. Иными словами, можно сказать дети – это зеркальное отражение родителей. Поэтому большое место в воспитании детей занимает исправление и совершенствование поведения родителей. Л.Н. Толстой разработал теорию воспитания через сознательное и бессознательное внушение. Сознательное осуществляется посредством влияния усилий общества и окружения, к нему относится обучение танцам, песням, молитвам и музыке. Бессознательное внушение представляет собой все то, чему дети подражают независимо от нашего желания, в частности жизни родителей и их поведению. Часто взрослые желают, чтобы дети делали то, что говорят родители и не делали, того, что делают родители. Для успешного воспитания Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 3 детей, взрослым следует начинать с собственного воспитания души, которое писатель делал путём уединения и чтения молитв. К средствам воспитания, Толстой причислял, критицизм, а также общение взрослых, в течение которого они обмениваются опытом искоренения своих недостатков и методами самосовершенствования [3]. Одним из лучших способов формирования положительных качеств Толстой считал бескорыстную помощь нуждающимся людям, сближение с недоброжелателями. Таким образом, Л.Н. Толстой, являясь педагогом и гуманистом, внес большой вклад в педагогику, положения которой способствовали развитию активной и творческой личности ребёнка. Он создал самобытную педагогическую систему, построенную на собственных религиозно- философских идеях. Писатель был одним из первых педагогических деятелей, который придал важное значение примеру родителей в семейном воспитании и собственному самовоспитанию взрослых. Список литературы: 1. Михащенко А.Л. Семейная педагогика: Антология педагогической мысли. Учеб. пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2011. 99 с. 2. Педагогические воззрения Л.Н. Толстого [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://tolstoyschool.com/pedagogicheskaja-dejatelnost- tolstogo/pedagogicheskie-vozzrenija.html (дата обращения: 29.11.2020 г.). 3. Гусев Н.Н. Педагогические высказывания Л. Н. Толстого. М.: Работник просвещения, 1928. 542 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 4