- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Алсуфьев Г.А.
PDF файл статьиУДК 371.72 Алсуфьев Георгий Александрович cтудент Череповецкий государственный университет Россия, г. Череповец e-mail: gaalsufev@chsu.ru Научный руководитель: Артеменков Алексей Александрович кандидат биологических наук, доцент Череповецкий государственный университет Россия, г. Череповец РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Аннотация: В статье рассматривается проблема развития координационных способностей детей с умственной отсталостью. Автором проводится эмпирическое исследование, подкрепляющее все теоретические положения указанной тему. Ключевые слова: умственная отсталость, координация, способности, дети, школа, развитие, упражнение, учащийся. Alsufiev Georgy Alexandrovich student Cherepovets State University Russia, Cherepovets Scientific adviser: Artemenkov Alexey Alexandrovich candidate of biological sciences, associate professor Cherepovets State University Russia, Cherepovets DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION Abstract: The article examines the problem of the development of the coordination abilities of children with mental retardation. The author conducts an empirical study that supports all the theoretical provisions of this topic. Key words: mental retardation, coordination, abilities, children, school, development, exercise, student. Умственная отсталость – это врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, характеризующаяся неполным развитием психики, что в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 1 свою очередь проявляется в виде нарушения интеллекта. Достаточно часто умственная отсталость связана с патологией головного мозга, что в последствии приводит к социальной дезадаптации среди таких людей [2], [3]. Ввиду того, что координационные упражнения для детей являются высокоэмоциональными, то их с удовольствием выполняют все учащиеся. Однако они будут полезны только при условии последовательного и целенаправленного выполнения, многократного и вариативного повторения. Координационные упражнения используют не только на уроках физической культуры. Многие из них подходят для внеклассных и внешкольных занятий, тренировок юных спортсменов, в качестве индивидуальных домашних заданий. Важно научить правильно использовать эти упражнения [1]. Для изучения специфики развития координационных способностей детей 8-12 лет, нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняло участие 10 учащихся. Первая половина детей (5 человек) составили экспериментальную группу, а вторая половина – контрольная. Для выявления координационных способностей, нами были проведены следующие диагностические упражнения: метание мяча в цель с 6метров, челночный бег, прыжки в длину, стойка на одной ноге, прыжки со скакалкой, прыжки на разметку, сгибание туловища из лежа на спине (кол-во раз за 30 с), бег на 30 метров, метание теннисного мяча, перешагивание палки, упор-присев- лежа, 6-минутный бег. В экспериментальной группе среднее значение на указанным показателем составило 2,6 м., 11.46 сек., 107 см., 16 сек., 19,4 раз, 5,2 см., 7.6 см., 7,9 раз, 10.8 сек., 15.04 сек., 732 м. В контрольной группе аналогичные средние значения представлены следующими результатами 2,8 м., 11,59 сек., 109 см., 51.2 сек., 23,4 раз, 6,6 см., 8,2 см., 8,33 раз, 11,6 сек, 15,4 сек., 708 м. Проведенные нами исследования выявили не только низкий уровень развития координационных способностей, но также были отмечены определенные особенности выполнения тестовых упражнений. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru Так при проведении теста «челночный бег 3Х10м» у 8 испытуемых проявлялась неспособность стартовать сразу после сигнала, путанность в движениях (не добежали или перебежали обозначенные линии), что говорит нам о низком уровне координационных способностей в циклических локомоциях. При выполнении теста «метание теннисного мяча на точность» у 7 испытуемых наблюдались нарушения в технике – напряженная рука, движения которой были скованны, имелись неточности прицела, что явилось причиной разной высоты траектории полета мяча и не попаданием в цель. Проведенные нами исследованиями показывают, что качество координационных способностей учащихся с недостатками интеллектуального развития отличаются от нормы. В наибольшей мере эти отличия проявляются в тех КС, которые сопряжены с интеллектуальной деятельностью (например, пространственная ориентация, координационные движения на точность и дифференцировку усилий). В процессе формирования координационных способностей у детей с умственной отсталостью, станет возможным в той или иной мере устранять отклонения в двигательной системе ребёнка, а также воспитывать личностные качества. Список литературы: 1. Теория и методика подвижных игр: учебно-методическое пособие / сост. Е.А. Смирнова. Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2016. 155 с. 2. Токарская Л.В. Особенности преподавания физической культуры детям и подросткам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2015. 188 с. 3. Федорова Н.А. Физическая культура. Подвижные игры: справочник. М.: Экзамен, 2016. 78 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 3