- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ВЛИЯНИЕ КОРОНАВИРУСА НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Годлевский Н.К.
PDF файл статьиУДК 336.5 Годлевский Николай Казимирович, студент 3 курса, институт экономики и управления Северо-Кавказский Федеральный Университет, Россия, г. Ставрополь e-mail:godlevskiy1002@mail.ru Научный руководитель: Подколзина И.М. кандидат экономических наук, доцент. доцент кафедры экономической безопасности и аудита Северо-Кавказский Федеральный Университет, Россия, г. Ставрополь ВЛИЯНИЕ КОРОНАВИРУСА НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ Аннотация: В данной статье рассматривается проблема воздействия коронавирусной инфекции на экономику России и произошедшие в связи с этим изменения в бюджетной политике государства. Ключевые слова: экономика, коронавирус, бюджет, пандемия, дефицит. Godlevsky Nikolai Kazimirovich, 3rd year student, Institute of economics and management North Caucasus Federal University, Russia, Stavropol Scientific supervisor: Podkolzina I. M. candidate of economic sciences, associate professor, Associate Professor of the Department of Economic Security and Audit North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia THE IMPACT OF CORONAVIRUS ON THE RUSSIAN ECONOMY. FISCAL POLICY DURING THE PANDEMIC Abstract: This article deals with the problem of the impact of coronavirus infection on the Russian economy and the resulting changes in the state's budget policy. Key words: Economics, coronavirus, budget, pandemics, scarcity. Коронавирус – это опасное инфекционное заболевание, настигшее человечество в 21 веке. Оно стремительно распространяется по всему миру, оказывая негативное влияние не только на здоровье населения, но и на экономику большинства государств, в том числе и российскую. В сложившихся условиях возникает вопрос как должно поступить государство, чтобы поддержать экономику и само население. Именно поэтому в данной статье поднимается актуальная проблема последствий пандемии на экономику России и направления бюджетной политики по поддержке сфер жизнедеятельности государства. Существовавший в 2018-2019 годах профицит федерального бюджета вселил уверенность в продолжении данной тенденции в период 2020-2022 гг. Профицит бюджета наверняка превратится в его дефицит в связи с увеличившимися расходами государства. Такое состояние бюджета сохранится и на протяжении последующих нескольких лет. На этот и следующий годы Министерство экономического развития составило план, включающий в себя экономический рост на уровне более 2%. Планируемые темпы роста реальных располагаемых доходов населения должны были повыситься на 2,2-2,4%. Среднегодовой курс доллара рассчитывался в пределах 63,9 руб./ $1. А среднегодовая цена нефти Urals запланирована на уровне $ 57,7 за баррель. [1, с. 10] Однако, действительность не соответствует планам. Коронавирус оказал мощнейшее влияние практически на все сферы деятельности экономики. Одной из первых пострадала сфера туризма. Это было вызвано закрытием границы с Китаем и соответственно сокращением потока китайских туристов, что сказалось на величине доходов, полученных от авиаперелетов и сферы развлечений. Далее произошло сокращение экспорта сырьевых товаров в Китай как минеральных (70% от экспорта в Китай), так и несырьевых. Параллельно шло снижение величины импорта, что сказалось на обеспеченности производства необходимыми комплектующими и материалами, производимых ранее в Китае. Аналогично снизился спрос на российские природные ресурсы на мировых рынках в связи с торможением производственного процесса в странах- импортерах сырья. В условиях пандемии ущерб от недополученной прибыли в мировой экономике составил $2,7 трлн., Россия может недополучить около 4,35 трлн.руб. Аналитики Bloomberg Economics составил четыре сценария развития ситуации с коронавирусной инфекцией и в двух из них в России будет наблюдаться рецессия [2]. Правительство выделило девять отраслей, которые сильнее всего пострадали от ухудшения экономической ситуации и которые нуждаются в государственной поддержке. В такие отрасли вошли: авиаперевозки, аэропорты, автоперевозки; культура, организация досуга и развлечений; физкультурно- оздоровительная деятельность и спорт; деятельность туристических агентств; гостиничный бизнес; общественное питание; организации дополнительного образования, негосударственные образовательные учреждения; организация конференций и выставок; предоставление бытовых услуг населению. Борьба с последствиями влияния коронавируса на экономику требует значительных финансовых средств. Бюджетная политика в период пандемии направлена на поддержку экономики и населения. В этих целях государство значительно увеличило свои расходы на проведение социально-экономической политики. В период пандемии Правительство осуществило комплекс мероприятий для поддержки экономики. Предоставлена отсрочка по выплате бюджетных кредитов. Государство зарезервировало 171 миллиард рублей на их отсрочку и реструктуризацию, в том числе и на компенсацию потерь региональных бюджетов. Предоставлена отсрочка на 6 месяцев по налоговым платежам, кроме НДС, для отраслей, понесших потери от распространения коронавирусной инфекции. Введен мораторий на проверки бизнеса, кроме вопросов, имеющих риски для здоровья и жизни граждан. Поддержкой малого и среднего бизнеса стало предоставление шестимесячной отсрочки по уплате страховых взносов. Расширена программа льготного кредитования с нулевой ставкой для предпринимателей с целью оплаты труда сотрудников. Увеличен размер субсидируемых средств для предприятий малого и среднего бизнеса. Снижена ставка имущественных налогов для арендодателей при условии снижения арендных ставок для арендаторов. Отменены ограничения на поставки товаров, входящих в список предметов первой необходимости. Произведено автоматическое продление сроков действия лицензий, разрешений, истекающих с 1 марта по 31 декабря 2020. Открыт специальный электронный сервис для помощи работникам и работодателям онлайнинспекция.рф. [3]. Данные меры окажут существенную поддержку отраслям экономики и позволят предприятиям малого и среднего бизнеса выжить в сложившихся условиях. Стоит отметить, что оказываемые государством меры поддержки увеличивают его расходную часть, что приводит к дефициту бюджета. Директор института «Центр развития» Н. Акиндинова высказала мнение, что в будущем намечается консолидация бюджета и снижение его дефицита, но вернуться к сбалансированности бюджета удастся лишь в 2022 году [4]. Структура бюджета по сравнению с предыдущим планом претерпела значительные изменения. Это связано с заметным влиянием коронавирусной инфекции на доходную и расходную части бюджета. Перед Правительством нашей страны стоит трудная задача урегулирования последствий кризиса при помощи бюджетных механизмов. Бюджетные ресурсы существенно сократились, поэтому в сложившихся условиях ранее составленные планы нуждаются в корректировке. В 2020 году с учетом реализации программ поддержки экономики и населения расходная часть бюджета составит 22,6 трлн.руб., что значительно превышает сумум расходов в 18,2 трлн.руб. в 2019 году. Рост расходов вызовет дефицит в виде 4,4% ВВП. В следующем году запланированнно постепенное восстановление сбалансированности бюджета путем увеличения доходной части. Предположительно, доходы в 2021 году увеличатся до 18,8 трлн.руб. Правительство ожидает, что в среднесрочной перспективе доля нефтегазовых поступлений продолжит сокращаться. Основным источником увеличения доходов бюджета станут ненефтегазовые: повышение акцизов на табак, от НДФЛ на проценты по вкладам. Следствием борьбы с пандемией явилось возникновение дополнительных в сфере здравоохранения. В 2020 году по сравнению с предыдущим периодом федеральные расходы на здравоохранение возрасли с 700 млрд.руб. 1,2 трлн.руб. Это вызвало увеличение расходов консолидированного бюджета на сферу медицины с 3,8 трлн. до 4,4 трлн.руб., запланированно в следующем периоде сохранить расходную часть на уровне текущего года. Таким образом, можно сказать, что пандемия нанесла существенный ущерб национальной экономике, что значительно повлияло на проводимую государством бюджетную политику. Новые реалии потребовали от Правительства решительных действий в виде увеличения расходной части федерального бюджета в целях поддержки экономики и населения. Именно поэтому в ближайшие годы перед экономикой стоит задача возвращения к сбалансированности бюджета. Список литературы: 1. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. 2. Болезнь ценой в триллионы рублей: во сколько России обойдется коронавирус [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/394551-bolezn-cenoy-525-trln-ПJЫey-vo- skolko-rossii-oboydetsya-koronavirus (дата обращения 16.12.2020 г.) 3. Официальный сайт Стопкоронавирус.рф [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://xn--80aesfpebagmfblc0a.xn--p1ai/ (дата обращения 15.12.2020 г.) 4. Коронавирусная корректировка бюджета. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.kommersant.ru/doc/4501292 (дата обращения 16.12.2020 г.)