- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА «ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Железова И.И.
PDF файл статьиУДК 37.034 Железова Ирина Ивановна студентка 3 курса магистратуры исторический факультет кафедра философии и теологии Псковский государственный университет Россия, г. Псков e-mail: konfetti_reni@mail.ru СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА «ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Аннотация: В статье рассматривается вопрос, касающийся профессиональных компетенций педагога «православной культуры». Анализируется понятие профессиональной компетенции педагога. Определяется значение коммуникативной компетенции педагога. Рассматривается важность конфессионального самоопределения педагога «православной культуры». Ключевые слова: профессиональные компетенции педагога, предмет «православная культура», самообразование, традиции и культура. Zhelezova Irina Ivanovna 3rd year master student history department Department of Philosophy and Theology Pskov State University Russia, Pskov STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF THE TEACHER OF "ORTHODOX CULTURE" Abstract: The article deals with the issue of professional competence of the teacher of "Orthodox culture". The concept of a teacher's professional competence is analyzed. The value of the teacher's communicative competence is determined. The importance of the confessional self-determination of the teacher of "Orthodox culture" is considered. Keyword: professional competence of the teacher, the subject "Orthodox culture», self-education, traditions and culture. Для учителя «православной культуры» так же, как и педагогов иной направленности, важное значение имеет его профессиональная компетентность - единство его теоретической и практической готовности к осуществлению 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru педагогической деятельности. В педагогической литературе выделяются ключевые, общепедагогические, предметные, личностные и иные профессиональные компетенции. Особое значение для учителя «православной культуры» имеет его личное отношение к содержанию и процессу обучения. Важно отметить, что компетентность – это не только результат обучения, но и саморазвитие, личностный рост, самоогранизация и самоанализ профессионального и жизненного опыта. Иными словами, именно личность педагога является основополагающим фактором, влияющим на обучение и духовно-нравственное воспитание школьников. В связи с отсутствием условий для получения соответствующей специализации в педагогическом ВУЗе, педагогами «православной культуры» становятся учителя-предметники. Специализацию учителя «православной культуры» они приобретают на курсах повышения квалификации в последипломный период. Соответственно, профессиональными компетенциями они уже обладают. Для педагога «православной культуры» большое значение имеет развитие навыков самообразования. Эти навыки востребованы для приобретения профессиональной компетенции и личностного духовно-нравственного возрастания, без которых невозможно адекватное преподавание «православной культуры» и воспитание учащихся на основе ее традиций и ценностей. Духовный возраст учителя напрямую влияет на его восприятие сущностных основ православия и православной культуры. Самообразование как вид познавательной деятельности данной категории педагогических работников нуждается в педагогическом сопровождении и помощи в составлении индивидуального образовательного маршрута. Общепедагогические компетенции предполагают умение адаптироваться к меняющимся условиям жизни и работы, адекватно оценивать возникающие ситуации и свои возможности, принимать решения и нести за них ответственность, развивать навыки самообразования и повышать квалификацию. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 2 Общепредметные компетенции предполагают овладение такими педагогическими технологиями, которые способствуют развитию умения получать новую информацию в своей предметной области для ее преобразования в содержание обучения и самообразования, а также культуры коммуникаций с другими и умения передавать им образовательно-воспитательную информацию. Для учителя «православной культуры» коммуникативная компетенция имеет свою специфику. В процессе педагогической деятельности ему приходиться иметь дело не только с родителями учащихся, но и с представителями Русской Православной Церкви. Общекультурные компетенции имеют особое значение для учителей «православной культуры» и воспитателей, так как они включают познание и опыт деятельности в области национальной и мировой культуры, духовно- нравственной сфере личности, общества, народа, основы семейных, социальных и общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно- досуговой сфере. Именно общекультурные компетенции для этой категории педагогических работников являются базовыми для дальнейшего становления и развития их профессиональной компетентности в области «православной культуры» и духовно-нравственного воспитания на основе ее традиций и ценностей. Ключевые компетенции имеют особое значение в структуре их профессиональной компетентности, то есть способности осуществлять учебно- воспитательную деятельность по преподаванию «православной культуры» и заниматься духовно-нравственным воспитанием на основе ее ценностей и традиций. Ключевые компетенции дают «ключ» к пониманию предметных компетенций, определяют его общее содержание и играют системно- практическую роль, так как помогают выстроить образовательный процесс в определенной иерархической последовательности. Их перечень не является единым, так как отражает совокупность мировоззренческих взглядов участников образовательного процесса на характер и содержание образования. Ценностно- смысловой аспект ключевых компетенций как подсистема целостной системы профессиональной подготовки специалиста находится в сфере мировоззрения, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 3 которое отражает совокупность устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем, его жизненные принципы и программы поведения. Оно отвечает на «вечные вопросы» о смысле и ценностях жизни и является формой самосознания. В мировоззрении отражается сущность индивида, которая проявляется в его мыслях и действиях. Как было сказано выше, ценностно-смысловой аспект ключевых компетенций, находится в сфере мировоззрения. Проявлением мировоззрения выступает поступок, а выбор способа поведения определяется убеждением, особо устойчивой психологической установкой человека. Важнейшими компонентами мировоззрения являются не только знания (о мире и о себе) и чувства (эмоциональное отношение к миру), но ценности, которые определяют убеждения и принципы, а в конечном счете действия и поступки, то есть практический уровень реализации мировоззрения. В ситуации реального жизненного выбора под влиянием различных эмоций человек может совершить нравственный поступок, противоречащий его убеждению. Последующее осознание этой ситуации может привести к «угрызению совести», сожалению, а человека, укорененного в православной традиции – покаянию. Формирование ценностно-смыслового аспекта ключевых компетенций учителя и воспитателя «православной культуры» имеет особое значение, так как «должно обеспечить: готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению». С другой стороны, личностный подход предполагает помощь педагога ребенку в осознании себя личностью, сопричастной ценностям православной культуры, но для этого учитель должен не только владеть личностно- ориентированными технологиями, но и, прежде всего, сам быть личностью, осознающей и реализующей свой православный аксиологический выбор. Поэтому для формирования ключевых компетенций вопрос об отношении учителя «православной культуры» к самому предмету является крайне актуальным. С одной стороны, человек, даже нейтрально относящейся к Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 4 православию, не сможет раскрыть детям мотивацию мировоззренческого выбора его святых предков, всю красоту и богатство художественных образов. С другой стороны, свобода выбора личной веры провозглашается и охраняется законом. Интеграция «православной культуры» в учебно-образовательное пространство современной школы – это не обращение в веру, а возвращение в культуру на уровне сопричастности традиции народа. Условием единства внешней и внутренней культуры является самоопределение человека – творца этой культуры, иерархия его ценностей, которая, в свою очередь, определяется выбором нравственного идеала, опираясь на который, человек формирует свое мировоззрение. В свою очередь педагог своими поступками, суждениями, убежденностью в истине, может помочь ребенку сформировать свою систему ценностей. Поэтому преподаватель «православной культуры» в идеале должен любить и знать то, о чем он говорит детям. Очевидно, что прежде, чем педагог станет заниматься формированием и развитием определенных компетенций учащихся, он сам должен овладеть набором ключевых, прежде всего, ценностно-смысловых компетенций, которые позволят организовать образовательный процесс. Поэтому конфессиональное самоопределение педагога «православной культуры», является фактором его профессионализма. В перспективном идеальном варианте учитель православной культуры призван стать носителем этой культуры, только тогда он сможет адекватно свидетельствовать о ее сущности и ценностях. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 5