- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СОЗДАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ЛЫЖАМ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Отченков М.А.
PDF файл статьиУДК 378.147.227 Отченков Максим Александрович студент 3 курса магистратуры, институт физической культуры и спорта Удмуртский государственный университет, Россия, г. Ижевск e-mail: pffkksi@mail.ru Научный руководитель: Мельников Ю.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивной тренировки и спортивных дисциплин Удмуртский государственный университет, Россия, г. Ижевск СОЗДАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ЛЫЖАМ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Аннотация: В статье рассматривается технология создания мультимедийной обучающей программы по лыжам для учащихся образовательных учреждений на основе использования современных информационных технологий. Ключевые слова: информационные технологии, физическая культура, учащиеся, лыжная подготовка, мультимедиа, учебный процесс, банк вопросов, контроль знаний. Otchenkov Maksim Aleksandrovich 3rd year master student, Institute of physical culture and sports Udmurt State University, Russia, Izhevsk Scientific adviser: Melnikov Yu.A., candidate of pedagogic sciences, аssociate professor, department of theory and methods of sports training and sports disciplines Udmurt State University, Russia, Izhevsk CREATING A MULTIMEDIA SKI TRAINING PROGRAM FOR STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 1 Abstract: The article discusses the technology of creating a multimedia training program on skiing for students of educational institutions based on the use of modern information technologies. Key words: information technologies, physical culture, students, ski training, multimedia, educational process, question Bank, knowledge control. На современном этапе в сфере образования происходит информатизация образовательного процесса. Как утверждает И.В. Роберт, необходимостью является разработка средств новых информационных технологий и использование их в образовательном процессе [5]. Ряд ученых в своих работах отмечают преимущество использования информационных технологий в сфере физической культуры и спорта [2, 3, 5], но применение средств цифровых информационных технологий не должно полностью заменять методику обучения и самого преподавателя, а должны наоборот дополнять его арсенал возможностей. Одним из массовых видов физической активности в нашей стране являются лыжи и лыжный спорт. Лыжная подготовка – обязательный минимум занятий на лыжах в образовательных учреждениях. На уроках физической культуры в связи с загруженностью учебного процесса за короткий период времени учащимся необходимо овладеть двигательными навыками и умениями передвижения на лыжах. На уроках по лыжной подготовке крайне редко можно увидеть использование учебников в качестве теоретической основы преподавания, чаще всего используется наглядный пример преподавателя. Преподаватель показывает движения, учащиеся запоминают и пробуют повторить его. Увидеть, принять и обработать информацию проще, чем прочитать материал в учебнике, поэтому использование мультимедийной обучающей программы по лыжной подготовке может быть эффективней на данном этапе. Программа дополнит арсенал средств и методов обучения, улучшит восприимчивость информации, внесет разнообразие в учебный процесс, поможет ученикам чувствовать себя увереннее в новых начинаниях и создаст Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 2 благоприятные условия для дальнейшего практического обучения с использованием лыжного инвентаря. Поэтому разработка и создание мультимедийной обучающей программы по лыжам для учащихся образовательных учреждений стала приоритетной целью исследования. На подготовительном этапе шла подготовка чернового варианта текста электронного пособия, разрабатывалась структура и сценарий аудио- и видео сюжетов, рисунков и иллюстраций. Основной этап был посвящен подготовке компьютерной библиотеке текстовых, графических, аудио- и видеофайлов, компановке электронного пособия. С помощью информационных технологий производилась обработка графического материала в программных продуктах CorelDraw2019. Для создания аудио файлов использовалась звукозапись. Обработка полученных фонограмм осуществлялась с помощью программного продукта Nero WaveEditor. Монтаж и обработка видео материала осуществлялась в программном продукте Corel VideoStudioX10. Компоновка мультимедийной обучающей программы была произведена с помощью, разработанной в Удмуртском государственном университете в среде программирования Delphi программной оболочки. Тестовые задания были разработаны с помощью программной оболочки [1]. На завершающем этапе проводилась подготовка руководства для пользователя, проверка созданного материала и запись программы на жесткий носитель информации. Исследование проводилось в два этапа с сентября 2019 года по ноябрь 2020 года. В нем приняло участие 30 учащихся МБОУ «Девятовской ООШ» Сарапульского района Удмуртской республики. Они были поделены на две группы контрольную и экспериментальную. Проведен педагогический Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 3 эксперимент. Контрольная группа занималась по общепринятой методике, а экспериментальная с применением мультимедийной обучающей программы. До использования мультимедийной обучающей программы и после было проведено анкетирование, с помощью которого выяснили отношение учащихся к лыжной подготовке и урокам физической культуры в целом. По окончании педагогического эксперимента был проведен контроль теоретических знаний и практических умений учащихся, полученных в процессе занятий лыжной подготовкой. Контроль теоретических знаний осуществлялся помощью функции контроля знаний доступной в мультимедийной обучающей программе. С помощью математико-статистической обработки полученных данных провели расчет достоверности различий независимых результатов по шкале порядка по Х-критерию Ван-дер-Вардена [4]. Результаты достоверны при Р < 0,05. Это свидетельствует об эффективности теоретического обучения учащихся с помощью использования мультимедийной обучающей программы на уроках по лыжной подготовке. Проверку практических навыков и умений «выполнил» и «не выполнил» оценивали тренеры-преподаватели ДЮСШ г.Сарапула и Сарапульского района. Коэффициент конкордации (W=0.7). К контрольным упражнениям были отнесены два вида лыжных ходов, выполнение поворота, преодоление подъема, спуска в стойке, торможение. При проверке достоверности различий, полученных результатов с помощью φ- критерия Фишера[6] выяснили, что различия в полученных результатах не достоверны. В ходе педагогического эксперимента была разработана и опробована мультимедийная обучающая программа по лыжам для учащихся образовательных учреждений, которая оказала положительное влияние на отношение учащихся к лыжной подготовке и дисциплине физическая культура в целом. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 4 Однако при проверке практических навыков и умений результаты оказались не достоверные. Возможно, на это повлияли условия и материальная база образовательного учреждения, а также хорошая базовая лыжная подготовка учащихся, заложенная преподавателем в начальной школе. Список литературы: 1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Учебная книга. М: Центр тестирования, 2002. 240 с. 2. Петров П.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 288 с. 3. Петров П.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте: учебное пособие. Саратов: Вузовское образование, 2020. 377 c. 4. Петров П.К. Математико-статистическая обработка и графическое представление результатов педагогических исследований с использованием информационных технологий: учебное пособие. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. 176 с. 5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: ИИО РАО. 2010. 140 с. 6. Автоматический расчет углового преобразования Фишера. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.psychol- ok.ru/statistics/fisher/ (дата обращения: 15.12.2020 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 5