- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Беляева А.А., Смирнова Е.А.
PDF файл статьиУДК 37.012.85 Беляева Алина Алексеевна студентка Государственный социально – гуманитарный университет, Россия, г. Коломна e-mail: elizarowa.alin@yandex.ru Смирнова Елена Алексеевна кандидат педагогических наук, доцент, Государственный социально – гуманитарный университет, Россия, г. Коломна РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ Аннотация: Данная статья посвящена творческому развитию обучающихся на уроках технологии в средней школе. Сегодня большинство педагогов понимают, что главная цель обучения – воспитание ребенка как творческую личность. В основном, отсутствие творческих задатков приводит к сложностям в старших классах, при решении многих задач, требующих творческого подхода. По нашему мнению, творческая деятельность должна стоять наряду с такими объектами усвоения материала, как ЗУН (знания, умения, навыки), поэтому, считаем, что закладывать творческие способности необходимо уже с начальной школы. Детей нужно приобщать к исследовательскому, проектно-конструкторскому, изобретательскому и иным способам для формирования креативного мышления и становления познавательного внимания. Ключевые слова: творческая деятельность, творчество, средняя школа, урок, технология, обучающий труд, профессиональная деятельность. Belyaeva Alina Alexeevna student State Social and Humanitarian University, Russia, Kolomna Smirnova Elena Alexeevna candidate of pedagogical sciences, associate professor State Social and Humanitarian University, Russia, Kolomna DEVELOPMENT OF CREATIVE SKILLS IN HIGH SCHOOL STUDENTS IN TECHNOLOGY LESSONS 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru Abstract: This article is devoted to the creative development of students in high school technology classes. Today, most teachers understand that the main goal of education is to raise a child as a creative person. Basically, the lack of creative inclinations leads to difficulties in high school, when solving many problems that require a creative approach. In our opinion, creative activity should stand along with such objects of learning material as ZUN (knowledge, skills), so we believe that it is necessary to lay down creative abilities from primary school. Children should be introduced to research, design, inventive and other ways to form creative thinking and develop cognitive attention. Key words: creative activity, creation, high school, lesson, technology, educational work, professional activity. «Целью системы образования является не только усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и всестороннее развитие личности, обретение духовно–нравственного опыта и социальной компетентности. В связи с переходом отечественной системы образования на ФГОС второго поколения усилилась потребность в совершенствовании методов и приёмов работы, которые позволят развить в учащихся индивидуальность самостоятельность мышления, способность к решению сложных жизненных задач нестандартными методами» [1]. Специалистами по психологии и преподавателями рассматривается, внутренняя надобность в творческой работе как беспристрастная закономерность становления личности. В процессе социально финансовых преобразований появляются трудности, для заключения которых необходимы свежие расклады. Увеличилась надобность общества в людях, не только лишь имеющих глубочайшие познания, но и способных творчески годиться к заключению трудных задач. В школах, в одном ряду с классическим обучением, начали внедряться свежие педагогические технологии творческой ориентации. Неувязка становления возможностей не нова для психолого–педагогических изучений, но до сих времен животрепещуща. И. Я. Сухомлинский пришел к выводу что, «обучение творчеству – это становление возможностей выдвигать догадки и соотносить их с критериями 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru задачи, воплотить в жизнь поэтапное или же итоговое испытание несколькими методами, а еще становление возможностей перенесения познаний и поступков в неординарную историю или же сотворения свежего метода действий» [2]. Сейчас школу и родителей беспокоит вопрос о развитии возможностей учащихся. Во–первых, всякий малыш развивается по мере освоения минувшего навыка населения земли за счет приобщения к прогрессивной культуре. В базе сего процесса лежит учебная работа, которая ориентирована на овладение ребенком познаниями и умениями, важными для жизни в обществе. Во–вторых, малыш в процессе становления самостоятельно реализует собственные способности, а помогает в этом творческая работа. По сравнению с учебной, творческая работа не нацелена на освоение уже популярных познаний. Она содействует проявлению у студентов самостоятельности, самореализации, воплощению его личных мыслей, которые ориентированы на создание чего-то более нового. Есть популярное соображение о том, собственно, что креативный потенциал человека не имеет возможность быть развит, вполне вероятно только его высвобождение. Впрочем навык изучения кое-каким нюансам и методикам творческого поведения и самовыражения, моделирования креативных поступков и возможностей во всевозможных сферах работы показывает немаловажный подъем характеристик творческого мышления, а еще возникновение и усиление таких свойств личности, как свобода, открытость новому опыту, аффектация к задачам, высочайшая надобность в творчестве. Специалистами по психологии был выделен ряд критериев, стимулирующих и содействующих развитию креативного мышления: 1. Ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых; 2. Создание, разработка способов и стратегий, предметов и инструментов для дальнейшей деятельности; 3. Стимулирование ответственности и независимости; 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 4. Акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, эмоциях, обобщениях. Развивать творческое мышление – означает создавать и улучшать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление и обобщение, систематизацию, планирование, абстрагирование, и владеть такими чертами мышления, как критичность, глубина, эластичность, широта, стремительность, вариативность, а еще развивать фантазию и владеть познаниями различного содержания. «Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста», пишет М. Н. Скаткин [3]. «Оригинальность детского творчества заключается в том, что в его итоге не формируется какой–либо общественно–значимый продукт, но сам процесс творчества и его итог имеют смысл для личного становления ребёнка и считаются фундаментом его удачной жизнедеятельности в будущем» [1]. Развитие творческих способностей учащихся осуществляется, опираясь на принципы: 1) Принцип развития мотивации к творческой деятельности (рис. 1). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 4 Рис. 1. Структура проектной деятельности. 2) Принцип развития умений самообразования и самовоспитания. Самообразование – приобретение познаний методом самостоятельных занятий за пределами учебных заведений и без поддержки обучающего лица. Самовоспитание – ответственная работа субъекта, нацеленная на, вполне вероятно, большую совершенную реализацию себя как личности, перемена собственной личности в согласовании с понятно осознанными целями, эталонами, личными смыслами По мере увеличения степени осознанности, самовоспитание становится все больше значимой силой саморазвития личности. Важными компонентами самовоспитания считаются самоанализ личного становления, самоотчет и самоконтроль. 3) Принцип приоритета творческой деятельности. Данный принцип является главным. Нужно подчинять проектируемые подсистемы, процессы, ситуации реальным потребностям, заинтересованностям и вероятностям собственных воспитанников. Не стоит навязывать учащимся свои планы и проекты, умейте отступить, поменять их на другие. Агрессивно и отчетливо нет необходимости проектировать, лучше оставить возможность для импровизации ученикам и себе. При проектировании преподавателю рекомендуется поставить себя на место учащегося и мысленно экспериментировать его поведение, ощущения, образующиеся под воздействием образовываемой для него системы, процесса или ситуации. 4) Принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся. Подразумевает личностно – равноправные позиции учителя и учащихся. Формы сотрудничества между ними развиваются от наибольшей помощи педагога в организации работы ученикам к постепенному нарастанию их личной энергичности. 5) Принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru Проектную деятельность целесообразно осуществлять в три этапа: 1. Замысел. 2. Реализация. 3. Продукт. На предварительном этапе появляется мысль, ставятся цели и задачи, разрабатывается план работы, ориентируются методы ее выполнения, подбирается необходимая литература. Второй – исполнительский период. Тут исполняется вся работа по заранее разработанному плану. На последнем этапе проходит защита проекта и его демонстрация. Самым важным в методе проектов является то, что в итоге сочетания персональной и общей массовый работы ученики получают не только лишь свежие познания, но и делают учебный продукт – вещественным итогом собственного труда, итогом творчества. Проектная деятельность на уроках технологии – это один из методов применения НФТМ – ТРИЗ. Собственно что же это НФТМ – ТРИЗ? НФТМ – непрерывное формирование творческого мышления. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Цель представленной системы НФТМ – ТРИЗ: составление творческой личности учеников. А творческая личность – это лицо, владеющее системным мышлением, способное улаживать креативные задачи всякого значения творчества. В основе ТРИЗ педагогики лежат: 1. Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения); 2. Методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления); 3. Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 6 Сначало ТРИЗ, применялась лишь только для решения инженерно – технических задач, но давным – давно уже трансформировалась в универсальную технологию анализа и решения задач во всевозможных областях людской работы. Предмет «Технология» – это творческий предмет, который дает большие возможности для воспитания творческой, многоплановой личности. Для становления креативного потенциала учеников средствами предмета в школе созданы все условия: хорошая материально – техническая база, большое количество наглядных средств, творчество учителя. В процессе креативного отношения к труду вырабатываются такие ценные свойства, как напористость, любознательность, целеустремленность, предприимчивость, самостоятельность, умение подбирать лучший способ и метод выполнения работы, т. е. те свойства, без которых не обходится творчество. На уроках с внедрением ТРИЗ познания, умения и способности не транслируются от учителя к ребятам, а складываются в итоге самостоятельной работы с информацией. Решению креативных задач ребят надобно «дрессировать». Нужно познакомить детей с инструментарием ТРИЗ: возражение, системный оператор, совершенный итог, ресурсы, приемы, методы решения и т. д. Лучше устроить это на факультативах. В случаях, когда нет такой возможности, можно акцентировать внимание на некоторых задачах прямо на уроках. Серьезной помехой креативного мышления часто является критика или боязливость критики выдвигаемых мыслей. В целях уничтожения данной помехи южноамериканский специалист по психологии А. Осборн придумал способ мозгового штурма («брейнсторминг»), получивший широкую популярность. Сущность его состоит, прежде всего, в запрете критики. Выдвигаются всевозможные идеи, в том числе самые невероятные, которые явно можно считать ошибочными, шуточными, ведь даже они могут стимулировать появление более реальных и ценных. Осборн говорил: «Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно». [4] Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 7 Определим цели данной методики при работе с детьми: ● обучить ребят генерировать идеи. При этом не нужно настоятельно просить от детей, чтобы любая их мысль была верной и здравой. ● обучить ребят смело высказывать свои идеи «на людях». ● Обучить ребят фантазировать. ● Обучить ребят выговариваться по одному, выслушивать других детей не мешая им, почитать чужое мнение. ● Поддержать несмелого ученика, похвалив его идею, даже в том числе если она не дотягивает до идеала. ● Оценить совместную активность детей. Мозговой штурм включает три обязательных этапа: 1. «Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале сего шага проблема должна быть внятно сформулирована. Происходит отбор членов мозгового штурма, определение основного и распределение прочих ролей участников в зависимости от установленной проблемы и выбранного способа проведения штурма». 2. «Генерация идей. Ведущий этап, от которого во многом зависит триумф всего мозгового штурма. Поэтому очень важно блюсти правила для этого этапа: ● Главное – количество идей, не делайте никаких ограничений; ● Полный запрет на критику и любую оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой; ● Необычные идеи приветствуются; ● Комбинируйте и улучшайте любые идеи». 3. «Группировка, отбор и оценка идей. Данный этап разрешает отметить более ценные идеи и предоставить бесповоротный итог мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а напротив, приветствуется. Способы анализа и оценки идей могут быть разнообразными. Успех данного этапа впрямую находится в зависимости от Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 8 того, насколько «одинаково» члены штурма знают аспекты отбора и оценки идей». «Возможно применить различные трансформации предоставленной технологии: «свободное плавание», «атака вслепую», «наглядный штурм». Данная функциональная конфигурация работы помогает развивать креативную манеру мышления у ребят. Поиск ответов вызывает у детей большущий познавательный интерес и лестные впечатления. Использовать эту технологию возможно при работе как с талантливыми ребятами, так и элементарно на уроках, дабы устроить их более увлекательными оживленными, познавательными» [1, 5]. Таким образом, можно сделать вывод, что в базе креативных возможностей лежат совместные интеллектуальные возможности. Не всякий раз возвышенная степень умственных возможностей подразумевает отлично развитые креативные возможности. Вследствие этого, ученики с невысоким уровнем изучения имеют все шансы проявить себя, увеличить собственную самооценку. Методология творчества дает и педагогу, и ученику интеллектуальные инструменты для формирования творческого системного мышления, учит смотреть на мир и вселенную системно и управлять процессом мышления. Кроме того, подача знаний должна быть такой, чтобы обеспечить их осмысление учащимися. Список литературы: 1. Федеральный закон РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897–ФЗ. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1982. 270 с. 3. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Кн. для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1980. 144 с. 9 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 4. Зиновкина М.М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ- ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 4. С. 261–265. 5. Педагогика креативности. Прикладной курс научного творчества: учебное пособие / В.В. Утёмов, М.М. Зиновкина, П.М. Горев. Киров: Межрегиональный ЦИТО, 2013. 211 с. 6. Новиков Н.Н. Творческое развитие учащихся на уроках технологии // Молодой ученый. 2015. № 7 (87). С. 838-840. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 10