- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ КОНЦЕПЦИЯМИ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ИЕРАРХИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Железова И.И.
PDF файл статьиУДК 37.034 Железова Ирина Ивановна студентка 3 курса магистратуры исторический факультет кафедра философии и теологии Псковский государственный университет Россия, г. Псков e-mail: konfetti_reni@mail.ru РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ КОНЦЕПЦИЯМИ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ИЕРАРХИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ Аннотация: В статье рассматривается вопрос, как релятивизм в образовании создает почву для подмены понятий в воспитании личности. Противоречивость подходов, обусловленная антропологическим критерием. Социальная адаптация человека - цель секуляризированной педагогики. Смешение в индивидуальном сознании критериев добра и зла. Ключевые слова: мораль и нравственность, понятия добра и зла, православная антропология, духовно-нравственное воспитание. Zhelezova Irina Ivanovna 3rd year master student history department Department of Philosophy and Theology Pskov State University Russia, Pskov DIFFERENCE BETWEEN THE CONCEPTS OF ALL-ROUND DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY AND ITS HIERARCHICAL STRUCTURE IN THE ORGANIZATION OF EDUCATION Abstract: The article examines the question of how relativism in education creates the basis for the substitution of concepts in the education of the individual. Inconsistency of approaches due to anthropological criteria. Human social adaptation is the goal of secularized pedagogy. Confusion in the individual consciousness of the criteria for good and evil. Key words: morality and ethics, concepts of good and evil, Orthodox anthropology, spiritual and moral education. Релятивизм - философское учение, отрицающее возможность объективного познания действительности вследствие якобы полной относительности всех наших знаний. Из этого определения вытекает, что нет 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru единой истины, одинаковой для всех людей, а есть множество истин, удобных для одних, но неприемлемых для других. Этот принцип был сформулирован в античные времена и выражался фразой «Человек есть мера всех вещей», то есть истина и ложь относительны, и определяются самим человеком. В настоящее время, релятивизм, заменивший собой воинствующий атеизм, утверждает, что объективно нравственные законы не существуют, так как нет такого морального суждения, которое было бы истинным или ложным для всех. Согласно этому подходу, каждый человек волен придерживаться тех понятий, которые он предпочитает. На смену общепринятым принципам морали и нравственности, приходит та самая толерантность и терпимость к любым безнравственным проявлениям, которые отличают современное западное общество. Где стирается грань между добром и злом и даже оправдывается зло, исходя из мнения, что все условно и относительно. Лукавство подобного подхода состоит в том, что, релятивизм не отрицает Бога для тех, кто в Него верит. Не признает Бога, как Личность, определяющую меру всего, а допускает Его существование всего лишь как идею. Ведь если Бог – объективная реальность и абсолютная Истина, то с Ним надо считаться и выстраивать соответствующую нравственную систему, что противоречит принципам релятивизма. Релятивизм в образовании создает почву для подмены понятий в воспитании личности. Детям прививается мнимая свобода вместо стройной системы духовно-нравственных понятий, основанных на вере. Сторонники данной теории не признают наличие в мире абсолютного нравственного идеала, извращают православное толкование нравственных категорий и педагогических понятий. Это разногласие всегда будет существовать между сторонниками релятивистской и православной парадигмами, ведь в православии нет равенства между добром и злом, правдой и ложью, свободой и вседозволенностью. В свою очередь сторонники этого направления не могут допустить краха релятивизма и секуляризованной педагогики, что приводит к искажению основных нравственных категорий в современных светской педагогике и психологии. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru Сторонниками концепции всестороннего развития личности являются представители секуляризованных научно-педагогических кругов. В их исследованиях под «духовностью» понимается определенная «внутренняя мораль», культурность, интеллигентность, и т.д. Нравственное же трактуется не иначе как «внешняя мораль», которая прививается целенаправленным педагогическим воздействием. В свою очередь представители православной педагогической традиции считают, что «духовность» есть прилагательное к слову «Дух», а нравственность является проявлением этой духовности. Противоречивость подходов обусловливается антропологическим критерием. Как рассматривается «объект воспитательного воздействия», то есть концепция понятий «человек» и «личность». В секуляризованной психологии человек имеет двучастное строение: тело (организм) и личность (человек как носитель сознания). Наличие «духовной» части не предполагается. В этой парадигме душа определяется как свойство высокоорганизованной материи и заменяется словом «психика». Логика в невозможности признания в человеке души при отрицании ее Создателя. Акцент делается на самодостаточность человека в его «безбожном» существовании. В связи с этим в секуляризованной системе духовное воспитание концентрируется на душевном или эстетическом. Не удовлетворенные запросы духа приводят к расстройству психических сил, физическому или моральному саморазрушению личности, нравственной деградации. Православная традиция рассматривает человека не только, как образ Божий, созданный по Его образу и подобию, но и видит в нем иерархически восходящие части: тела, души и духа. Душа выше тела, и она «одушевляет» тело; дух выше тела и души, и он «одухотворяет» тело и душу. Конечная цель земной жизни человека достижение идеала Богоподобия. Это может быть достигнуто при помощи Божией на пути духовного воспитания и духовного возрастания. Таким образом цель образования понимается как приближение человека к Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 3 Своему образу и подобию, а воспитание – как «питание» души, забота о ее духовном возрастании к Богу и вместе с Богом. Таким образом антропологические представления определяют направление, содержание, средства и возможности педагогического подхода к воспитанию. Парадокс заключается в том, что современная концепция воспитания определяется как формирование свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства, признается уникальность человеческой личности и необходимость ее всестороннего развития. С другой стороны, человек признается биосоциальным существом, путем эволюции происшедшим от обезьяны. Цель секуляризированной педагогики сводится к социальной адаптации человека, привитие навыков соблюдения юридических законов, гарантирующих реализацию любых прав и свобод при соблюдении аналогичных условий всеми участниками процесса. Всестороннее воспитание личности не предусматривает иерархичности (дух-душа-тело) и четких (абсолютных) критериев личного нравственного выбора (добро-зло). А это приводит к смешению в индивидуальном сознании критериев добра и зла, делает их относительными, поэтому в зависимости от текущих потребностей они меняются местами. Даже зная о порочности своего выбора, человек оправдывает его различными весьма важными, с его точки зрения, причинами. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 4