- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Сметанкина Т.В.
PDF файл статьиУДК 37.035.6 Сметанкина Татьяна Викторовна студентка 4 курса филологический факультет Филиал Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, Россия, г. Новозыбков e-mail: v1ttanya@yandex.ru ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЛАВЯНСКОЙ ПРОГРАММЫ Аннотация: Актуальность исследования обусловлена тем, что одним из приоритетных направлений воспитательной работы в современном обществе должно быть патриотическое воспитание, основной целью которого является поликультурное пространство славянской программы. Ключевые слова: Патриотическое воспитание, современная молодежь, поликультурное пространство славянской программы. Smetankina Tatiyana Viktorovna 4th year student the faculty of Philology Branch Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky, Russia, Novozybkov PROBLEMS OF PATRIOTIC EDUCATION OF MODERN YOUTH IN THE MULTICULTURAL SPACE OF THE SLAVIC PROGRAM Abstract: The relevance of the research is due to the fact that one of the priority areas of educational work in modern society should be Patriotic education, the main goal of which is the multicultural space of the Slavic program. Key words: Patriotic education, modern youth, multicultural space of the Slavic program. Патриотизм является сложным социально-психологическим явлением, развитие которого зависит от внутренних и внешних обуславливающих факторов: поликультурного образовательного пространства, условий воспитания в семье, ситуации развития личности, характера межэтнического взаимодействия. Определено, что важными факторами формирования патриотических чувств и позиций современной молодежи являются Интернет, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 1 СМИ и личное взаимодействие с авторитетными личностями в поликультурном пространстве [6, с. 6- 19]. В настоящее время патриотическое воспитание является частью социально-нравственного воспитания. Социальным заказом общества на воспитание патриотизма сформулирована в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 года. Основной целью Программы является «дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан, начиная с системы дошкольного образования» Новая система образования в нашей стране ориентирована на воспитание гражданина и патриота, которая является одной из ключевых задач российского образования [7, с. 54- 65]. В современных условиях, когда в жизни общества происходят глубокие изменения, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением является патриотическое воспитание [5]. Сегодня мы живем в стране, где сохраняются ее традиции, и исторические корни. Мы движемся вперед и смотрим в будущее. Все новое — это хорошо забытое старое, как говорят наши отцы и деды. Возможно кто-то, особенно молодежь, сейчас скажут, что советскую эпоху надо забыть, все это в прошлом. Но с этим можно поспорить, т.е. без прошлого нет будущего. Россия была, есть и будет сильным государством, но только по традициям сегодняшнего дня и прошлых лет [4, с. 24- 33]. Не зря сегодня предпринимаются попытки переписать историю России, ее прошлое, тем самым ослабив патриотизм и веру в государство. Говоря о патриотическом воспитании, и о том, как воспитывать граждан, необходимо учитывать следующее, что нельзя брать из прошлого все. В России воспитание патриотизма у детей является «красной нитью» с момента возникновения педагогики. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru В нашей стране учителя, мыслители, философы к середине XVIII века выработали несколько подходов к пониманию основ, гражданского воспитания, целью одного из которых была идея государственности и патриотизма. Был идеал гражданина – это свободная личность, имеющая такие качества, как мужество, бодрость духа, способность и умение преодолевать жизненные трудности, готовность к вооружённой защите Родины, достоинства и чести , это является главным качеством личности гражданина патриота. Патриотизм – источник силы каждого народа, «любовь к Отечеству, гордость нации» должны с детства наполнять сердца людей – считают декабристы Чувства национального самосознания человека, его любви к Родине составляют нравственную основу личности гражданина. Нравственное воспитание, основанное на чувстве народности, являющемся источником исторической жизни государства. Впервые заговорил о воспитании любви к родной стране, языку Я.А. Каменский, и он теоретически обосновал эту проблему. Чувство любви к Родине он считал основой образования [1, с. 26]. В XX веке произошло резкое разделение на две точки зрения: теорию космополитизма и теорию популизма. Представители первой теории считали, что России необходимо повернуться к Западу, принять его идеи и активно распространять их. Представители второй теории, наоборот говорили, что Россия - уникальная, самобытная страна, которая должна идти своим путем [2, с. 34-47]. В соответствии с методическими разработка указанных педагогов основными качественными характеристиками патриотизма являются: - постоянное чувство связи с Родиной, с жизнью и трудом людей, живущих на родной земле; - любовь к Отечеству, государству, выраженная в конкретных делах, действиях, поступках; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 3 - развитое чувство гордости за свое Отечество, за свой народ, за символы государства; - моральная ответственность каждого человека за судьбу Родины, её народа, за свое нынешнее состояние, за свое будущее; - развитое чувство гражданского, профессионального и воинского долга по выполнению своих конституционных обязанностей, ответственность за результаты своей работы; - желание, стремление и умение защищать Родину, отстаивать ее интересы, обеспечивать безопасность во всех сферах жизни Отечества; - всесторонняя деятельность всех структур государства, каждого гражданина для процветания Родины, ее народа, повышения его международного авторитета; - необходимость хранить ценности, положительные традиции, идеалы государства, народа, профессии; - внутренняя готовность и конкретные мероприятия по сохранению и приумножению славы Отечества, проявление чести и совести гражданина и военнослужащего Вооруженных Сил России гордость за свою страну; - целенаправленная и активная работа по сохранению русской культуры, и национальных ценностей всех народов, проживающих в России, в области литературы, музыки, театра и других искусств; - достойное проявление своих возможностей и способностей как гражданина России в области физкультуры и спорта, в достижении мировых результатов на Олимпийских играх, на чемпионатах мира и континента [3, с. 32- 34]. В XXI веке особенно остро стоят вопросы воспитания патриотического самосознания детей и молодёжи. К сожалению, в последние десятилетие всему мировому сообществу, в том числе, и России, предложен деидеологизированный стандарт, как универсальная модель государственного и индивидуального устройства, суть которого заключается в превосходстве материальных интересов и прагматических ценностей над нравственными интересами. Воспитательный Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 4 резерв семьи и российской национальной культуры в сфере образования резко снижается. Традиции методы воспитания подменяются на так называемые «более современные» западные образцы. Безразличие, равнодушие, цинизм необоснованная агрессивность, пренебрежение гражданским долгом и служение Родине получили широкое распространение в общественном сознании. Патриотизм – в широком смысле означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Программа по поликультурному воспитанию, разработанная в конце 90-х гг. ХХ в., предусматривает: 1) введение информации о национальных меньшинствах в учебные пособия; 2) создание пособий и учебных программ для учащихся из этнических и расовых меньшинств; 3) учет в учебных программах предложений по воспитанию осознания этнической принадлежности; 4) специальные занятия по ознакомлению с культурами меньшинств. Идеи поликультурного воспитания не получают сколько-нибудь масштабного выхода в практику. Педагогические проекты, которые имеют в виду эти идеи, отодвигаются на задний план. Фактически отсутствуют систематические педагогические усилия, направленные на сохранение культуры малых этносов, особенно общин иммигрантов. Перспективы поликультурного воспитания рассматриваются достаточно сдержанно. Власти предпочитают ограничиваться декларациями, за которыми следуют малозначимые практические меры. В настоящее время в России многим ученым, политикам, педагогам становится ясно, что без патриотического воспитания невозможно воспитать человека, который любил бы свою Родину, учился и работал во благо, был гражданином достойным своего Отечества. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru B современной России понятие «патриот» включает в себя следующие качества: человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и подвиги во имя своей Родины. Исходя из вышеизложенного, можно сделать некоторые выводы. 1. Патриотизм является сложным явлением, развитие которого зависит от внутренних и внешних обуславливающих факторов: условий воспитания в семье, ситуации развития личности, поликультурного образовательного пространства, характера межэтнического взаимодействия. 2. Важными факторами формирования патриотических чувств и позиций молодежи являются Интернет, СМИ и личное взаимодействие с авторитетными личностями в поликультурном пространстве. 3. Важными ресурсами формирования патриотизма являются: - наличие у становящейся личности образца патриотического поведения в его личном пространстве среди авторитетных для нее людей наряду с известными, публичными людьми. Список литературы: 1 Рябикина З.И. Перспективы исследований личности с теоретико- методологических позиций психологии субъекта // Человек. Сообщество. Управление. 2019. № 3 С. 6–19. 2 Синякова М.Г. Современное поликультурное образовательное пространство России // Известия Российской академии образования, № 1 (25), 2018. С. 54–65. 3 Ростовская Т. К., Соколовская С.А. Роль принципа поликультурности в управлении процессом патриотического воспитания молодежи // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2017. № 3. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-printsipa-polikulturnosti-v-upravlenii- protsessom-patrioticheskogo-vospitaniya-molodezhi (дата обращения: 26.11.2020 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 6 4 . Ковалева С.В., Степанищенко О.В. Формирование феномена патриотизма в структуре сознания современной молодежи // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2017. № 3 (44). С. 24–33 5 . Адаева Н.В. Патриотическое воспитание студентов техникума средствами народной педагогики: автореф. канд. пед. наук. Тверь, 2017. 26 с. 6 . Кимберг А.Н., Улько Е.В. Феномен ситуации в пространствах человеческого бытия: проблемы теории и методологии исследования // Человек. Сообщество. Управление. 2018. №2 С. 34–47. 7 . Ключенко А.Н. Формирование гражданственности и патриотизма в процессе социального развития личности// Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 6. С. 32–34. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 7