- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА В РОССИИ И США
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Яковлев В.А.
PDF файл статьиУДК 338.47 Яковлев Вячеслав Александрович студент 2 курса магистратуры, Институт транспорта, Тюменский индустриальный университет, Россия, г. Тюмень e-mail: jakovlev.vya4eslaw@yandex.ru СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА В РОССИИ И США Аннотация: В данной статье рассматриваются подходы к применению и тенденции развития геоинформационных систем в России и США. Географические информационные системы (ГИС) - это успешно развивающаяся информационная технология, эффективно применяющаяся во многих отраслях, в том числе и на транспорте. При этом у транспортных ГИС есть одна важная особенность - самый широкий круг пользователей, которым нужна транспортная информация. Ключевые слова: геоинформационные системы, планирование, оптимизация, транспортная инфраструктура, перевозки Yakovlev Vyacheslav Aleksandrovich 2nd year master student, Institute of transport Tyumen Industrial University, Russia, Tyumen COMPARATIVE ANALYSIS OF THE USE AND DEVELOPMENT TRENDS OF GEOINFORMATION SYSTEMS IN THE FIELD OF TRANSPORT IN RUSSIA AND THE UNITED STATES Abstract: This article discusses approaches to the application and trends in the development of geoinformation systems in Russia and the United States. Geographic information systems (GIS) is a successfully developing information technology that is effectively used in many industries, including transport. At the same time, transport GIS has one important feature - the widest range of users who need transport information. Key words: geoinformation systems, planning, optimization, transport infrastructure, transportation. Современное экономическая ситуация предприятий транспортного комплекса, показала, что эффективная деятельность и развитие рынка перевозок Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 1 невозможны без модернизации производства и внедрения новых технологий в данной отрасли, преимущественно, в области организации движения, управлении парком транспортных средств, повышении качества обслуживания, реализации комплексной системы безопасности и т.д. Географические информационные системы становятся ценным инструментом в управлении наземным и воздушным сегментами авиатранспорта, в железнодорожной транспортной инфраструктуре, в решении комплексных задач для территориально распределенных автотранспортных систем, для развития морского и речного судоходства [1]. Области применения ГИС в транспортной сфере в РФ: 1) Планирование и оптимизация маршрута следования 2) Оценка и планирование пропускной способности Возможность реализации различных ГИС функций позволяет проводить анализ пассажиропотоков, принимая во внимание множество аспектов жизнедеятельности населенного пункта [2]. Широкое распространение ГИС получили в логистике. Системы управления транспортом имеют аналог, который раньше называли АСУ транспорта. [3]. Геоинформационные системы обладают всеми свойствами АСУ [4] и могут быть использованы как управленческий ресурс, как системы управления транспортными объектами и как системы многоцелевого управления [5]. Возможные потребители геоинформационных систем в этой отрасли: логистические и транспортные компании, осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки; торговые и производственные фирмы, распространяющие свою продукцию, поставщики товаров и услуг, сырья и материалов и др. Однако стоит отметить, что в России закрепилась практика использования геоинформационных технологий в большей степени на автомобильном транспорте [6]. Области применения ГИС в транспортной сфере в США Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 2 Тенденции развития геоинформационных технологий на транспорте в США: 1) Обновление инфраструктуры и управление активами. Сохранение и обновление транспортных систем при минимизации ожидаемого увеличения инвестиций. 2) Операции и заторы. Поддержание текущих или достижение новых уровней производительности без существенного физического расширения транспортных путей. 3) Окружающая среда. Сокращение прямого и косвенного экологического влияния и создание устойчивой транспортной системы, несмотря на растущее население и растущий спрос на поездки. 4) Безопасность. Сокращение количества транспортных аварий без большого снижения эффективности и оперативности работы транспортных систем. 5) Безопасность. Предотвращение нерационального использования транспортных систем и уменьшение риска нарушения правил дорожного движения, не ограничивая серьезно мобильность и не нарушая индивидуальные права. 6) Планирование и программирование. Задача состоит в том, чтобы позволить планировщикам эффективно использовать быстро растущий объем геопространственных данных и информационных технологий для более эффективного решения важнейших транспортных проблем. 7) Наука. Проблемы, стоящие перед транспортными системами огромны и требуют новых методов мышления и анализа для их решения. Основной тенденцией развития ГИС-технологий является их трансформация и приспособление к динамичным процессам, изменениям и развивающимся транспортным системам [7]. В США существует два взаимодополняющих подхода к исследованиям и прикладным разработкам в области геоинформационных систем в сфере транспорта. Один из них заключается в расширении уже существующих 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru функций ГИС или разработке новых функций для удовлетворения различных потребностей в области транспортных исследований и прикладных программ. Другими словами, мы ищем то, что ГИС не может сделать, и находим пути расширения текущих возможностей ГИС для удовлетворения транспортных потребностей. Другой подход заключается в использовании существующих функций ГИС для разработки приложений ГИС, которые могут улучшить текущую практику планирования, эксплуатации и управления транспортом. Простым примером может служить замена линейных мер расстояния сетевыми мерами расстояния в транспортном анализе, поскольку ГИС может легко вычислять сетевые расстояния. Другим примером может служить использование функций пространственного анализа в ГИС для изучения пространственных моделей транспортных данных, таких как транспортные потоки и дорожно- транспортные происшествия. Эти два подхода дополняют друг друга, поскольку они могут способствовать развитию как ГИС, так и транспортных областей [7]. Широкое распространение геоинформационных технологий в транспортном производстве получил не только автомобильный транспорт, но и воздушный, железнодорожный и речной. В заключение стоит сказать, что в России практика использования геоинформационных систем в сфере транспорта особое развитие получила в автомобильном транспорте, а именно в целях планирования и оптимизации маршрутов следования и логистики. В свою очередь, в США применение таких технологий в транспорте является более комплексным и охватывает больший спектр исследуемых характеристик. Развитие транспортной инфраструктуры является одной из наиболее актуальных проблем, которую можно решить при помощи ГИС, поэтому данная тенденция прослеживается как в России, так и в США. Список литературы: 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 1. Применение ГИС-технологий в системе управления транспортным предприятием [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.radixtools.ru/publish-gis-transport (дата обращения: 12.12.2020 г.). 2. Щербин С.В. ГИС: географический подход к решению транспортной проблемы, 2016. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://lib.tssonline.ru/articles2/focus/gis-geograficheskiy-podhod-k-resheniyu- transportnoy-problemy (дата обращения: 12.12.2020 г.). 3. Tsvetkov V. Ya. Information Management of Mobile Object // European Journal of Economic Studies. 2012. Vol.(1). №1. Pр. 4044. 4. Монахов С.В., Савиных В.П., Цветков В.Я. Методология анализа и проектирования сложных информационных систем. М.: Просвещение, 2005. 264 с. 5. V. Ya. Tsvetkov Multipurpose Management // European Journal of Economic Studies. 2012. Vol.(2). № 2. Рр.140-143. 6. Кужелев П.Д., Цветков В.Я. Применение ГИС на железнодорожном транспорте // Успехи современного естествознания. 2009. № 4. С. 43-44. 7. Schrank D and Lomax T. Urban mobility report. College Station. TX: Texas Transportation Institute, The Texas A&M University, 2009. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 5