- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ, ПРЕДЛАГАЕМАЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКОЙ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Железова И.И.
PDF файл статьиУДК 37.034 Железова Ирина Ивановна студентка 3 курса магистратуры исторический факультет кафедра философии и теологии Псковский государственный университет Россия, г. Псков e-mail: konfetti_reni@mail.ru КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ, ПРЕДЛАГАЕМАЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКОЙ Аннотация: В статье рассматриваются проблемы слома традиционной для России дуальной системы ценностей. Возникновение в результате двух переворотов медиальной системы ценностей. Задачи, стоящие пред современной педагогической наукой по созданию оптимальной системы ценностей. Перечислены авторы различных теорий о ценностях. Ключевые слова: православное мировоззрение, дуальная система ценностей, медиальная система ценностей, псевдоценности, абсолютные ценности. Zhelezova Irina Ivanovna 3rd year master student history department Department of Philosophy and Theology Pskov State University Russia, Pskov THE CLASSIFICATION OF VALUES OFFERED BY MODERN PEDAGOGICAL SCIENCE Abstract: The article examines the problems of breaking the dual value system, traditional for Russia. The emergence as a result of two coups of the medial value system. The tasks facing modern pedagogical science to create an optimal value system. The authors of various value theories are listed. Key words: Orthodox worldview, dual value system, medial value system, pseudo-values, absolute values. Россия на протяжении всей своей истории была страной с традиционной системой ценностей, где доминировало православное мировоззрение. Главными в этой системе координат были вера в Бога, святость семьи и Отечества. В государстве, так же, как и в каждой семье, существовала стройная иерархия, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 1 которая базировалась не на подавлении и подчинении, а на заботе сильного о слабом. Служение Отечеству, друг другу, вплоть до самопожертвования, прививалось с молодого возраста. Молодежи было свойственно уважение к старшему поколению, почитание традиций народа, стремление к нравственной и телесной чистоте. Соответственно, представление о таких понятиях, как «добро» и «зло» было общепринятым, за редким исключением. В результате губительных для страны событий, таких, как убийство царской семьи и большевистский переворот, были разрушены многовековые устои, на которых твердо стоял русский народ. Большевики объявили непримиримую войну православию, святости семейным ценностям. Вред, нанесенный большевиками нашей стране, невозможно представить. Однако впоследствии ими же был создан некий идеал «строителя коммунизма», который базировался на близких к православию духовно-нравственных принципах: любви и служению Родине вплоть до самопожертвования, уважении к старшим, приоритете семейных ценностей, трудолюбии, дружбе, товариществе. Обществом порицались такие явления, как ложь, предательство, жадность, трусость, эгоизм и т.д. То есть, в обществе снова воцарилась биполярная идеология, где четко прослеживались два полюса «добра» и «зла». В советском обществе уделялось большое внимание нравственному и физическому здоровью молодого поколения. Создавались условия для занятий спортом, творчеством, поощрялось трудовое воспитание как в семье, так и в школе. Порицалось тунеядство. В молодежной среде существовал приоритет образования и активной жизненной позиции. Очередной слом государственной системы, который произошел в 90-е годы, нанес непоправимый удар по обществу и по молодому поколению, в частности. Бинарное мышление, которому характерно наличие двух полюсов – добра и зла, заменяется медиальным мышлением, которое представляет большую угрозу духовно-нравственному состоянию общества. Социалистическое мировоззрение рухнуло, а долгие годы воинствующего атеизма практически уничтожили православную веру. На место духовного Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 2 вакуума пришли вседозволенность, нравственная и физическая распущенность, покачнулся авторитет семьи и старшего поколения. Сквозь упавший «железный занавес» на бывшего советского человека хлынула западная идеология, с ее либеральными взглядами, такими, как «свободная любовь», идеология потребления, эгоцентризм. Если в православной системе мерилом, идеалом для человека является Сам Иисус Христос, то в новой модели мерилом становится человек. Возникает плюрализм мнений: «что хочу, то и ворочу». А внедренное в общественное сознание такое понятие, как «толерантность», понуждает каждое из мнений уважать. Хоть даже это будет пропаганда антиценностей таких, как нетрадиционные отношения, неуважение к памяти предков и историческому прошлому своей страны, русофобия, наркомания и прочие разрушающие душу молодого человека понятия. Иными словами, в таком обществе все идет к тому, что и грех может быть принят за норму. Задача современной системы образования заключается в том, чтобы, опираясь на традиционные нравственные и культурные принципы, в том числе на православную идеологию способствовать восстановлению бинарного типа мышления, которое является гарантом жизнеспособности и духовного здоровья нации, дает представление о духовно здоровом образе жизни как норме и идеале. Современная педагогическая наука утверждает, что духовность личности связана с нравственными ценностями общества. Одной из важных задач аксиологии является классификация ценностей. В каждом обществе существует «относительно устойчивая система представлений членов общества, контролируемая общественным сознанием, без сохранения которых жизнедеятельность общества немыслима», т.н. «базовые ценности», которым соответствуют определенные социальные нормы. Многие исследователи считают, что природа данной системы религиозная. Они признают Бога как идею, но не как Личность. По их мнению, библейские заповеди, устанавливающие нравственные нормы, имеют важное значение, т.к. они постоянны и «охраняют» определенные общественные ценности. Каждой библейской заповеди соответствует норма закона. К примеру: библейская Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 3 заповедь «не убивай» – «охраняет» человеческую жизнь; «не прелюбодействуй» – совесть и справедливость; «не укради» – личную собственность; «люби ближнего своего как самого себя» – уважение к людям и т.д. . Однако такой подход аннулирует понятие о трансцендентном мире. Доктор философских наук С.Ф. Анисимов к абсолютным ценностям относит жизнь, здоровье, знание, прогресс, справедливость, духовное совершенство, гуманность, а к относительным – те, которые, по его мнению, имеют непостоянный характер и меняются в зависимости от исторических, классовых, мировоззренческих позиций. Это идеологические, политические, религиозные, нравственные, классовые, групповые ценности. В группу антиценностей (псевдоценностей) исследователь включает болезнь, смерть, невежество, мистику, деградацию человека. К высшим ценностям бытия профессор С.Ф. Анисимов относит человека и человечество; ценности материальной жизни людей; социальные ценности; ценности духовной жизни общества. Эта классификация противоречива и не совершенна, т.к. по мнению исследователя, нравственные ценности носят относительный характер. Многие философы, социологи, педагоги выдвигают свои теории и взгляды на нравственные ценности и нравственные ориентиры. Это экзистенциализм (А. Камю, М. Хайдеггер, К. Ясперс); аксиосферная теория нравственных ценностей (М.С. Каган); концепция социальных и нравственных ценностей на основе анализа домарксистской этики (И. Иррлитц, А.А. Гусейнов), теория социального интереса (А.Г. Здравосмыслов) и другие. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 4