- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Черкасова Ю.С.
PDF файл статьиУДК 2964 Черкасова Юлия Сергеевна студентка магистратуры Липецкий государственный технический университет, г. Липецк, Россия e-mail: julia0048@mail.ru Научный руководитель: Кондраткова Виктория Сергеевна Кандидат экономических наук, доцент Липецкий государственный технический университет, г. Липецк, Россия ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация: Цель представленной работы – анализ государственного финансового контроля в сфере образования. Методология исследования – индукция, аналитический метод, наблюдение, историко-правовой метод. Ключевые слова: государственный контроль, финансовый контроль, образование, финансы, финансирование. Cherkasova Yulia Sergeevna master student Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russia Scientific adviser: Kondratkova Victoria Sergeevna candidate of economic sciences, associate professor Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russia STATE FINANCIAL CONTROL IN THE SPHERE OF EDUCATION Abstract: The purpose of the presented work is to analyze the state financial control in the field of education. Research methodology - induction, analytical method, observation, historical and legal method. Key words: state control, financial control, education, finance, financing. Сфера образования – это очень важная социальная отрасль, которая в большой мере влияет на развитие государства в целом. Сегодня эта сфера находится на стадии обширных изменений. Государство ведет политику Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 1 увеличения финансирования образования, и в то же время, пытается контролировать эффективное использование выделенных средств. По своим функциям, финансовый контроль является одним из самых важных приоритетов государства. Это необходимо для обеспечения качественных изменений в экономике страны. Так как образование с каждым годом становится все большей статьей расходов в государственном бюджете, контролю над использованием средств в этой отрасли уделяется все больше времени [1]. Основными заданиями финансового контроля в отрасли образования являются: • мониторинг реальных экономических процессов; • проверка финансовых потоков из государственных и негосударственных источников; • контроль над тем, соблюдается ли финансовое законодательство в образовательных учреждениях разных форм собственности во время проведения финансовых операций и оформлении отчетности и ведении учета; • изучение величины нецелевого использования средств и нарушения финансового законодательства. Контролирующие органы могут без посредников воздействовать на образовательные учреждения, вносить необходимые изменения в их деятельность. Кроме того, каждое вскрытое нарушение должно быть расследовано и устранено, нанесенный ущерб – возмещен, виновные лица – привлечены к ответственности. Должны быть проделаны все процедуры для того, чтобы избежать таких нарушений в дальнейшем [2]. Значение государственного контроля в образовательной сфере увеличивается в таких случаях: • межбюджетные отношения имеют отличную от стандартной форму; • система образования РФ обрела другую структуру; 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru • образовательные учреждения получили большую финансовую самостоятельность. Государственный контроль должен сделать перестройку системы образования в РФ более эффективной и быстрой. Государство осуществляет финансирование образования в виде субсидий (это бюджетные средства, которые выделяются из бюджета РФ бюджету второго уровня по принципу долевого финансирования целевых трат). Финансированием занимается бюджет того уровня, к которому принадлежат учреждения, являющиеся учредителями образовательной организации. Согласно новому законодательству, образовательные учреждения получают большую самостоятельность в финансовых вопросах. Средства из бюджета единой суммой поступают в образовательное учреждение, после чего расходуются на его потребности. Из-за этого большого значения приобретает государственный финансовый контроль [3]. Контроль за эффективным использованием выделенных средств осуществляется на основании метода аудита эффективности. Его могут проводить как региональные, так и муниципальные власти. Если учитывать возрастающую автономию образовательных учреждений, следует выделить необходимость контроля над использованием средств самым учреждением. Таким образом можно предотвратить образование недостатков, повысить ответственность руководителей разного уровня. Законодательством четко не определены органы, которые должны осуществлять государственный контроль, а также их структура, что нередко приводит к возникновению противоречивой практики в разных регионах страны. Эти недопонимания можно устранить только одним способом – внесением изменений в соответствующие законодательные акты, которые регулируют деятельность образовательных учреждений. Необходимо определить границы финансового контроля, порядок взаимодействия и координации контролирующих органов. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 3 Список литературы: 1. Козенко Ю.А., Федотова Г.В. Роль финансового контроля в повышении эффективности управления бюджетами: монография. Элиста: Изд-во «КИСЭПИ», 2016. 127 c. 2. Крикунов А.В. Сущность, организация и перспективы государственного финансового контроля в РФ. СПб.: Изд. СПб государственного университета экономики и финансов, 2017. 245 c. 3. Финансовое право: учеб. / под ред. Н. И. Химичевой. М.: Юрист, 2014. 749 c. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 4